Евреи Ирана не участвуют в антиправительственных демонстрациях
Члены еврейской общины Ирана не принимали участия в демонстрациях, когда тысячи их соотечественников вышли на улицы, чтобы выразить протест против иранского правительства. Иранские евреи не выражают свое мнение по поводу акций проеста, и было бы опасно, если бы их рассматривали как активистов протестов, рассказали живущие в Израиле иранские евреи «Jerusalem Post» 1 января. «Если бы они присоединились к протестам, это было бы опасно для их жизни», – сказал Ашкан Сафаи, научный сотрудник Центра «Эзри» по исследованию Ирана и Персидского залива в университете Хайфы. То же самое относится и к любому из меньшинств Ирана, сказал он. «Евреи боятся предпринимать что-либо (связанное с протестами)… Во всяком случае, они будут поддерживать режим, – сказал Сафаи. – Самое главное – защитить себя».
Естественно, что среди 10 000 иранских евреев не все придерживаются того же мнения, сказал он, добавив: «Я надеюсь на эту новую волну протестов, и, честно говоря, я думаю, что даже если они не свергнут режим, это будет победой с их стороны».
Сафаи покинул Тегеран восемь лет назад. Он сравнивает текущие протесты с Зеленым движением. Сегодняшние протесты гораздо более распространены, чем те, что были в 2009 году, и то, что они настолько распространены, затрудняет контроль властей, сказал он. Лозунги, используемые в протестах, объединяют, и демонстранты сейчас гораздо более разнообразны по возрасту, полу, социальному статусу и образованию, добавил он. «Мы не слышали этих людей уже 40 лет, но теперь мы можем услышать их голоса, и мы знаем, что в Иране есть другие, – сказал Сафаи. «Когда вы слышите: «Не Газа, не Ливан, моя жизнь – Иран», вы можете также услышать, что протестующие гораздо более склонны к установлению хороших отношений с миром, даже с Израилем». Если протестующие преуспеют в свержении режима, то это сможет улучшить жизнь евреев страны, сказал он.
Персидско-израильский журналист Нати Тубиан, покинувший Тегеран в 1988 году, выразил похожие чувства. Слишком рано говорить о том, будут ли протесты удачными, но протестующие учли ошибки 2009 года, и протесты организованны и сосредоточенны, сказал он, добавив: «Их требования яснее, чем когда-либо: они хотят, чтобы муллы оставили Иран и иранцы сами решали свою судьбу». Тубиан сказал, что если ситуация в Иране изменится в будущем и он станет безопасным для израильтян, то он хотел бы вернуться в качестве туриста, но не жить там снова, так как он уже построил свою жизнь в Израиле. «[Иран] является частью моей идентичности, и я горжусь тем, что являюсь частью этой красивой, древней и богатой культуры», – сказал он Jerusalem Post. Как и Сафаи, Тубиан считает, что «евреи пока держатся подальше от беспорядков», и не будут на них влиять. «Евреи не высовываются, – сказал он. – Вы не услышите никаких комментариев от евреев внутри Ирана о том, что происходит».
На просьбу Post о комментарии от Еврейского комитета Тегерана никто не ответил. «Это обычное явление для всех меньшинств», – сказал Тубиан о еврейской общине, члены которой не склонны публично выражать свои политические взгляды. «У евреев есть свои основные права – свобода вероисповедания, доступ к кошерной еде, их собственная система образования и собственный депутат в парламенте», – сказал он.
Меир Джаведанфар, специалист по Ирану в Междисциплинарном центре Герцлии, покинул Иран в 1987 году. «Как человека, который жил в Иране, меня беспокоит вопрос об уровне бедности … Число бедных людей, наркоманов и проституток все возрастает, – сказал он Post. – Страна, которую мы оставили 30 лет назад, на самом деле сейчас в худшем состоянии, чем тогда». «Я надеюсь, что в Иране не будет кровопролития, но режим должен осуществить некоторые очень важные экономические изменения, и ему придется пойти на некоторые очень важные компромиссы», – сказал Джаведанфар, описав свое утопическое видение стабильного демократического Ирана, в котором уважают права каждого человека независимо от этнической принадлежности и религии. Он не считает, что это видение реализуется в ближайшее время, но «сам факт того, что люди все чаще выходят и выражают свое мнение, всегда приветствуется».
За несколько дней до того, как разразились протесты, две синагоги в городе Шираз подверглись нападению вандалов. Но Джаведанфар не верит, что эти инциденты были связаны с назревавшими демонстрациями. «Я не думаю, что это связано с атмосферой, потому что при [прежнем иранском президенте Махмуде] Ахмадинежаде, который был гораздо более антиизраильски настроенным и даже был антисемитом, отрицавшим Холокост, не было нападений на иранские синагоги, – сказал он. – Но теперь мы видим два случая в Ширазе, и именно при правлении [президента Хасана] Рухани, который гораздо лучше относится к еврейской общине Ирана, чем Ахмадинежад. Я думаю, что это были просто просто традиционные антисемиты, которые хотели показать свою ненависть к еврейскому народу, или это могли быть люди, которые хотят смутить Рухани, который пытается показать более позитивный образ своих отношений с еврейской общиной», – сказал Джаведанфар. Об инцидентах в синагогах сообщали только в зарубежных СМИ, но не в иранских.