Новости

«Это катастрофа» актеры театра спорят о «еврейских лицах»

4 января 2022, 17:00 Великобритания
Поделиться

«Был ли это момент, когда воины политики идентичности, наконец, водрузили свой флаг на священной почве изображения евреев в театре и кино?» – пишет журналист «Jewish Chronicle» Джон Натан.

Он напоминает, что в декабре звезда сериала «Пятничный ужин» Тэмсин Грейг заявила, что ей «наверное, не стоило» играть «маму» на идише в столь любимом телесериале – потому что она сама не еврейка. Исходившая от самой известной «еврейской» матери Британии, внезапная тревога по поводу «еврейского лица», когда нееврей играет роль явного еврея, приобрела большое значение. Но это заставило многих метров еврейского театра негодовать. На этой неделе они решили нанести ответный удар.

Знаменитый режиссер – драматург Патрик Марбер, поставивший пьесу Тома Стоппарда «Леопольдштадт», гневно отверг идею о том, что «жизненный опыт» должен иметь решающее значение при выборе актеров и постановке пьес. Он заявил JC: «Я чертовски ненавижу это выражение. Потому что жизненный опыт – это своего рода отрицание того, что такое творчество, и это лишает актера фундаментального вызова и права стать кем-то другим, чтобы выдать себя за другого человека из другого времени, из другой культуры, из другой религии, другой сексуальности и другого пола». Марбер добавил: «Я действительно хочу, чтобы мы, евреи, боролись за свой угол, но не были привилегированными». «Я хочу, чтобы мы, евреи, были либеральными и щедрыми. Я думаю, что нееврей может сыграть еврея, а еврей может сыграть нееврея. Мне не нравится, когда кто-то играет еврея и ошибается. Но мне не нравятся квоты. Я не люблю такие законы. Я думаю, мы, евреи, должны быть выше этого».

Эллиот Леви, который в настоящее время играет обреченного немецкого еврея герра Шульца в «Кабаре» вместе с Джесси Бакли и Эдди Редмэйном, согласился с этим. «Идея о том, что люди показывают свои документы для подтверждения еврейского происхождения, чтобы оправдать исполнение роли еврея, – это мрачный кошмар», – заявил он. «Я непреклонен в том, что у нас не может быть сдержек и противовесов». Леви добавил, что он знал известного актера – нееврея, который, чтобы получить роль еврея, откопал фотографию человека, который выглядел как еврей и утверждал, что это его дед. Он заметил, что не понял этого. Драматург Райан Крейг, чьи пьесы «Что мы сделали с Вайнштейном», «Святые Розенберги» и «Грязный бизнес» уже более 15 лет ставят евреев в центр внимания, согласился с тем, что рост влияния концепции «еврейского лица» был культурной «катастрофой». В его пьесе «Наш класс» для Национального театра, вдохновленной убийством евреев их польскими соседями в городе Едвабне в 1941 году, одну из центральных еврейских ролей Доры сыграла нееврейка Шинед Мэтьюз, как и другие еврейские роли в постановке. «Я не могу представить, что вернусь и сделаю это по-другому, и это даст лучший результат», – заявил Крейг. «Шинейд была совершенно замечательной. Вероятно, она изменилась как личность, сыграв эту роль».

Но не все «звезды» – евреи выступают против этой идеи. Актриса Морин Липман, которая на прошлой неделе попала в заголовки газет, заявив, что культура отмены убивает комедию, рассказала JC, что ей не нравится нееврейка Хелен Миррен, играющая лидера Израиля Голду Меир в готовящемся к выходу на экран фильме «Голда». «Я не согласна с этим, потому что еврейство персонажа является его неотъемлемой частью», – заявила г-жа Липман, которая видит дополнительный аспект еврейской идентичности в том факте, что Меир была премьер – министром Израиля. «Я уверена, что она (Миррен) будет великолепна, но Бен Кингсли никогда не смог бы сыграть Нельсона Манделу», – подчеркнула она.

Сторонники г-жи Липман утверждают, что к евреям относятся менее сочувственно, чем к другим группам. Или, как выразилась еврейско-американский комик Сара Сильверман, «прямо сейчас представительство, черт возьми, имеет значение. В конце концов, это должно иметь значение и для евреев. Особенно для еврейских женщин». Липман добавила: «Возможно, вам понадобится какая-то группа людей, которые скажут, что вот это неприемлемо, а это приемлемо».

Проблема отбора неевреев на еврейские роли была выдвинута на первый план в открытом письме в 2019 году, подписанном актерами – евреями, включая Липман, коллегу – актера Мириам Марголис и продюсера Адама Ленсона. Письмо было инициировано постановкой еврейского мюзикла «Falsettos», где не было евреев ни среди актеров, ни в творческой команде. В письме говорилось, что это был пример «открытой апроприации»(присвоения). В нем также содержится призыв к тому, чтобы «жизненный опыт» был краеугольным камнем постановок о евреях, и подчеркивалась практика «еврейского лица» как чего-то, чего следует избегать. Но другой видный театральный деятель – еврей, попросивший не называть его имени, заметил, что наиболее интересным аспектом письма о «Falsettos» в 2019 году было количество не подписавших его театральных деятелей – евреев.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции