ЕС пригласил еврейских и мусульманских лидеров обсудить производство мяса на фоне местных запретов
Чиновники Европейского Союза в Брюсселе пригласили лидеров еврейских и мусульманских общин обсудить производство мяса, что некоторые из гостей охарактеризовали как прогресс в обеспечении свободы вероисповедания, пишет журналист JTA Кнаан Липшиц.
В мероприятии, созванном уполномоченным ЕС по борьбе с антисемитизмом Катариной фон Шнурбейн, приняли участие евреи и мусульмане, обеспокоенные нападками на их традиционные методы забоя животных, что привело к запрету в некоторых странах. По словам людей, присутствовавших на встрече, там было около 30 чиновников ЕС и около 20 общинных лидеров. «У нас уже были заседания в ЕС, где мы защищали шхиту», — рассказал раввин Менахем Марголин, используя еврейское слово, означающее убой. Марголин возглавляет базирующуюся в Брюсселе Европейскую еврейскую ассоциацию. Мероприятие 20 октября, по его словам, «было первым, призванным предоставить нам платформу, а не просто заставить нас прийти и изложить свою точку зрения вместе с людьми, придерживающимися противоположной точки зрения».
Активисты, занимающиеся защитой прав животных, говорят, что шхита и забиха, мусульманский метод убоя животных для еды, жестоки, потому что оба метода исключают оглушение животных перед тем, как их забьют. Сторонники обычаев говорят, что они причиняют животным не больше страданий, чем механизированные методы убоя, с более высокой частотой сбоев и меньшим вниманием к отдельным животным. В последние годы оппозиция еврейским и мусульманским методам убоя расширилась, поскольку эту позицию начали занимать правые партии в рамках своей приверженности по сокращению присутствия в обществе ислама, а в некоторых случаях и иудаизма. Когда лидеры еврейской общины оспорили недавние запреты в двух из трех регионов Бельгии в Суде Европейского Союза, суд нанес им серьезное поражение, поддержав запреты в постановлении от 2021 года, которое посол Израиля в Бельгии назвал «катастрофическим и ударом по еврейской жизни в Европе».
Постановление добавило Бельгию в ряд стран ЕС, где ритуальный убой животных запрещен, куда входили Дания, Швеция, Финляндия, Эстония и Словения. В 2011 году к списку ненадолго присоединились Нидерланды, но Сенат Нидерландов отменил запрет в 2012 году, сославшись на свободу вероисповедания. Польша также запретила ритуальный убой в 2013 году, но с тех пор смягчила запрет, включив в него только мясо, идущее на экспорт.
«Пока все это происходило, чиновники ЕС, которые не стесняются критиковать отдельные государства-члены по некоторым вопросам, практически игнорировали наши призывы к вмешательству в мясной вопрос», — рассказал Марголин. «Тот факт, что ЕС, наконец, решил создать мероприятие, посвященное защите религиозных методов убоя, или, по крайней мере, выслушать доводы в его пользу, является обнадеживающим первым шагом на пути, который должен привести к принятию законодательства, закрепляющего права меньшинств продолжать осуществлять свои религиозные свободы». Офис фон Шнурбейн, которая в 2015 году стала первым координатором Европейской комиссии по борьбе с антисемитизмом, большую часть своего пребывания в должности не участвовала в дебатах об убое. Но она становится все более откровенной по этому вопросу после запретов в Бельгии, инициированных правой партией и поддерживаемых социалистической партией.
В январе она заявила во время встречи с ЕС, что запреты рискуют изобразить евреев и мусульманские меньшинства как «средневековые». «Знаменателен и тот факт, что Катарина была инициатором этого мероприятия, потому что она правильно встраивает дискуссию о запрете шхиты в дискуссию об антисемитизме», — заявил Марголин. Фон Шнурбейн не ответила на запрос JTA о комментариях.
Директор британско-еврейской правозащитной организации «Британская шхита» Шимон Коэн также упомянул о связи между антисемитизмом и запретами на шхиту во время своего выступления на мероприятии 20 октября. Коэн отметил, что первый запрет на шхиту в Европе произошел в Швейцарии в 19 веке, чтобы сделать страну менее гостеприимной для евреев, спасавшихся от погромов в России. Нацисты также рано ввели запрет на кошерный убой, заявила в своем выступлении на конференции Дебора Липштадт, специальный посланник США, которой поручено отслеживать антисемитизм за рубежом. Она рассказала, что Соединенные Штаты признают важность разрешения ритуального убоя, и призвала европейских законодателей включить исключения для религиозных групп в любое законодательство о производстве мяса. «Есть простой способ как обеспечить благополучие животных во время убоя, так и уважать права членов групп религиозных меньшинств», — заявила она. «Освобождая ритуальный убой от этих законов, страны могут обеспечить более гуманное обращение с животными при сохранении прав».
В своих комментариях на конференции Коэн утверждал, что существующих законов о свободе вероисповедания недостаточно для обеспечения того, чтобы шхита оставалась законной. «Свобода вероисповедания предназначена для людей, которые во что-то верят, а не для тех, кто что-то делает», — заявил Коэн. «И шхита — это позитивное практическое действие как часть нашей веры. То же самое было бы и с коленопреклонением для христиан, и идея запрета коленопреклонения была бы невозможна. Я хотел бы надеяться, что эта встреча может стать первым шагом к обеспечению того, чтобы в законодательстве Европейского союза не было положений, запрещающих шхиту».