Новости

Экс-глава израильской разведки: убитого иранского ученого-ядерщика заменить практически невозможно

30 ноября 2020, 16:00 Израиль, Иран
Поделиться

Бывший глава израильской военной разведки заявил, что Мохсен Фахризаде, иранский ученый-ядерщик, который был убит 27 ноября под Тегераном, был настолько важной фигурой в секретной программе Исламской Республики по созданию ядерного оружия, что его будет трудно заменить кем-то равноценным, отмечает «The Times of Israel».

«Нет никаких сомнений в том, что он был основным источником авторитета, знаний и организации этой программы», – заявил генерал-майор в отставке Амос Ядлин. Ядерная программа Ирана имеет два направления: открытое производство расщепляющихся материалов, предназначенных, по утверждениям Тегерана, для использования в гражданских целях (хотя их можно использовать для производства ядерного оружия), и секретное направление, посвященное созданию ядерного оружия, пояснил Ядлин на брифинге для журналистов, организованном 29 ноября «Media Central Group».

«Смерть Фахризаде не нанесла никакого ущерба программе по обогащению и производству расщепляющихся материалов. Ущерб, нанесенный тайной программе по разработке оружия, огромен, но его невозможно измерить, поскольку никто точно не знает масштабов того, что иранцы делают тайно».

Фахризаде был убит 27 ноября в ходе тщательно продуманной операции, в которой Иран обвиняет Израиль, хотя никто не взял на себя ответственность. Анонимные американские чиновники заявили «The New York Times», что за нападением стоит Израиль, но официальные лица в Иерусалиме хранят молчание, а высокопоставленные министры заявляют, что понятия не имеют, кто убил ученого. На вопрос о практической ценности убийства иранских ученых-ядерщиков – практики, в которой обвиняли Израиль, особенно в период с 2010 по 2012 год, – Ядлин заметил, что в израильском оборонном ведомстве существуют разные мнения на этот счет. «С одной стороны, есть те, кто говорит, что, когда вы имеете дело с системой и отрубаете ей головы, это всегда очень полезно. И есть те, кто говорит, что любому лидеру есть замена и что на кладбищах полно незаменимых людей», – подчеркнул он.

Фактически можно утверждать, что убийство иранских ученых может нанести больше вреда, чем пользы, потому что оно порождает гнев и жажду мести и может побудить иранцев работать еще усерднее, чтобы доказать миру, что убийства не привели к достижению намеченной цели — остановке ядерной программы режима. Но Ядлин, который в 1981 году был одним из пилотов, разбомбивших ядерный реактор Саддама Хусейна в Осираке, а сегодня является исполнительным директором Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве, также заявил, что есть люди, которые настолько важны, что их устранение стоит затраченных усилий, несмотря на любые негативные последствия.

Он назвал Фахризаде, который также был генералом Корпуса стражей исламской революции (КСИР), вместе с бывшим номером два «Хезболла» Имадом Мугние (убит в 2008 году) и главой «Сил Эль-Кудса» КСИР Касемом Сулеймани (убит в январе 2020 года) руководителями, которые были неоценимы для своих организаций. «Это люди, которых вы можете заменить, но на самом деле их способностям, знаниям, лидерству замены нет», – подчеркнул он. За последние три десятилетия Иран предпринял два стратегических усилия, продолжил Ядлин: добиться гегемонии на Ближнем Востоке путем установления присутствия в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене и максимально приблизиться к ядерному оружию, не пересекая порога, который мог бы вызвать международное противодействие. «Этими двумя усилиями руководили Касем Сулеймани и Мохсен Фахризаде, и иранцы, несомненно, страдают от их исчезновения с арены».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции