Древние иудейские миквы наполняются водой после интенсивных зимних дождей
В эпоху Храма паломники стекались в Иерусалим не менее трех раз в год, чтобы отмечать праздники Песах, Шавуот и Суккот. Перед въездом в город они останавливались, чтобы погрузиться в микву, ритуальную ванну, дабы очиститься. Две тысячи лет спустя две миквы, расположенные недалеко от особого места, где паломники могли впервые увидеть святой город, снова переполняются водой благодаря обильным зимним дождям, к радости современных посетителей.
«Эти два бассейна расположены на Горной дороге, одной из трех дорог, которые пересекали Израиль с севера на юг», – сказал «The Jerusalem Post» Ассаф Брезис, менеджер компании «Gush Etzion ATVs Tours». «В Талмуде идет дискуссия о том, должны ли паломники очищаться у входа в Иерусалим или следует делать это когда они впервые увидели город на своем пути. Эти миквы расположены всего в двух милях от этой точки», – сказал он.
Миквы расположены к югу от Иерусалима на Западном берегу, недалеко от поселения Неве-Даниэль, которое является одним из направлений, включенных в туры «Gush Etzion ATV». «Мы приглашаем туристов, евреев и христиан, исследовать землю и места, описанные в Библии», – добавил Брезис. «Иногда, когда они слышат объяснение о микве, они начинают плакать».
Эти два бассейна были обнаружены в ходе двух отдельных раскопок, проведенных археологами Дэвидом Амитом и Ювалем Пелегом в 1990 и 2000 годах соответственно, как сообщил «Post» доктор Йонатан Адлер, приглашенный адъюнкт – профессор Йельского университета и эксперт по древним миквам «Они датируются ранним римским периодом или поздним периодом Второго Храма, но использовались и позже», – сказал Адлер. «Миквы не обязательно были связаны с Иерусалимом, люди погружались для ритуальной чистоты повсюду. Мы обнаружили около 1000 микв по всей стране. Тем не менее, большинство из них были построены в деревнях или рядом с другими объектами, такими как виноградники. Эти два бассейна находятся в глуши, где нет ничего, кроме главной дороги в город».
Структура одной из микв показывает, что она служила общественной миквой, предназначенной для большого количества людей, и не только из-за ее необычайно больших размеров. «У нас есть два спуска и два дверных проема, ведущие к микве, разделенные стеной. Мы думаем, что это должно было отделить тех, кто спускался, чтобы погрузиться и все еще был нечистым, от тех, кто поднимался уже чистым», – объяснил археолог. Адлер также указал, что, согласно нескольким еврейским источникам, включая «Мишну» и «Тосефту», примерно в это время года государственных чиновников отправляли для осуществления ухода за миквами по всей стране. «15 Адара: они читают мегилу (Мегилат Эстер) в городах, окруженных стенами, и они чинят дороги, улицы и миквы», – говорится в начале трактата «Шекалим», входящего в состав Мишны. 15 Адара знаменует еврейский праздник Пурим, который в этом году состоится 10 марта. «Они готовились к Песаху», – заключил Адлер.