Новости

Дожившие до настоящего времени люди, вывезенные из нацистской Германии детьми в рамках акции «Киндертранспорт» рассматривают немецкие платежи как признание их истории

21 декабря 2018, 15:30 Холокост
Поделиться

Для 93-летнего Пола Кестера сумма в 2800 долларов, предложенная ему правительством Германии за тяжелые испытания времен его детства в нацистскую эпоху, никогда не сможет заменить то, что он потерял, но он приветствует выплату как признание того, что «эта история не забыта».

Кестеру, который провел свои первые годы в Германии, было всего 13 лет, когда его родители отослали его в Швецию в рамках программы спасательных операций «Киндертранспорт», которая позволила примерно 10 000 еврейских детей покинуть оккупированную нацистами Европу в конце 1930-х годов. В настоящее время он является одним из быстро уменьшающегося числа живых беженцев из «Кинтертранспорта», имеющих право на единовременную выплату в размере 2500 евро – чуть более 2800 долларов – одобренную правительством Германии на этой неделе для тех, кто выжил после этой гуманитарной акции.

«Это жест доброй воли», – сказал Кестер о предложении о компенсации во время интервью Reuters в Лос-Анджелесском музее Холокоста, который в этом году открыл выставку о «Кинтертранспорте», приуроченную к 80-летию операции. «Сумма не имеет большого значения для меня. Но жест делает свое дело». Только около 1000 эвакуированных в рамках «Кинтертранспорта», которым сейчас за 80 и 90 лет, до сих пор считаются живыми во всем мире, хотя их точное число неизвестно, сказала пресс-секретарь музея. Известно, что около полудюжины проживают в районе Лос-Анджелеса, в том числе Кестер, бухгалтер на пенсии, который поселился в Соединенных Штатах в 1948 году со своей женой Сюзанной, также беженкой из Германии. Они познакомились во время его десятилетнего пребывания в Швеции.

В детстве Кестер жил в Висбадене, Германия, где его отец управлял семейным магазином одежды. Но после широкомасштабного насилия и разрушительных антиеврейских погромов «Хрустальной ночи», охвативших Германию в ноябре 1938 года, родители Кестера договорились о его бегстве из страны. Он оказался в программе «Киндертранспорта» в Швецию в январе 1939 года, в которой приняли около 500 детей. Большая часть из 10 000 участников «Киндертранспорта» была отправлена ​​в Великобританию, но некоторые отправились в Швейцарию и другие страны. «Мне повезло сделать это», – сказал он. Его родители погибли в лагере смерти Аушвиц.

Платеж из Германии «не заменит то, что было потеряно», сказал Кестер. «Но это, я думаю, единственный способ, один из способов, чтобы Германия могла показать, что эта история не забыта, и что, надеюсь, она не будет забыта в ближайшие годы».

По словам президента Музея Холокоста Пола Нуссбаума, компенсация беженцам из «Киндертранспорта» пришла особенно поздно, поскольку разгорелись дебаты о том, должны ли они по праву считаться пережившими Холокост. «Эти дети были оторваны от своих родителей», – сказал Нуссбаум. «Они покинули мир, который был разрушен, и отправились наедине с другими детьми в новую реальность, которая в целом не была семейной средой». И Кестер, и Нуссбаум заявили, что платежи могут помочь донести более широкую информацию о последствиях неконтролируемой нетерпимости и ненависти во время роста ксенофобии по всему миру.

Кестер, который когда-то беседовал с немецкими школьниками о Холокосте, сказал, что они часто спрашивали его, несут ли они какую-либо ответственность, на что он всегда отвечает «нет». Но он говорит им, рассказывая: «Вы обязаны знать свою собственную историю, историю вашей страны и быть уверенными, что нечто подобное никогда не повторится, и сделать толерантность одной из ваших основных целей в жизни».

reuters.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции