Долгожданная экскурсия для боснийских евреев
В то время как синагоги в Америке все еще размышляют о том, будут ли они открыты во время осенних праздников, почти 40 членов еврейской общины Сараево недавно отправились на могилу раввина Моше Данона в южной части Боснии и Герцеговины. Поездка 14 июня стала первой крупной встречей для небольшой общины с тех пор, как в стране в конце мая прекратилось чрезвычайное положение из-за пандемии коронавируса и были ослаблены ограничения по социальному дистанцированию.
Период карантина был особенно трудным для сараевских евреев, которые в основном относятся к наиболее уязвимой группе населения — лицам старше 65 лет. В соответствии с боснийскими мерами социального дистанцирования лицам старше 65 лет и моложе 18 лет вообще не разрешалось покидать свои дома в течение нескольких месяцев. Во время карантина потеря общинного пасхального седера стала серьезным ударом для общины. Не только потому, что она славится своей Агадой, но и потому, что во время югославского периода Песах стал самым главным еврейским праздником, отмечаемым еврейскими общинами Югославии.
«Песах здесь особенный, – объяснил Игорь Коземякин, служащий кантором в единственной действующей синагоге Сараево, – во времена социализма это был единственный праздник, который отмечался публично. Мы привыкли приглашать на седер лидеров коммунистической партии. Это был религиозный праздник, но его было легко связать с общечеловеческими ценностями свободы, борьбы с угнетением и другими нарративами, которые поддерживали марксисты». Песах в конечном итоге затмил Йом-Кипур, как самый выдающийся еврейский праздник в югославский период, и этот менталитет сохранился среди сараевских евреев.
В этом году около 200 членов общины зарегистрировались на онлайн-седер, проводимый Коземякиным, но он признал, что это не то же самое. Поэтому, по крайней мере для Коземякина, возможность еще раз побывать на могиле Данона была маленькой победой над вирусом. «Для меня это было довольно удивительно», – сказал он. «Никто в общине не ожидал, что поедет так много людей». Однако поездка прошла не без мер предосторожности: членам общины было приказано прийти в масках, и был заказан очень большой автобус, чтобы те, кто хотел, могли сохранять социальную дистанцию в трехчасовой поездке.
«Это действительно сильная традиция в нашей общине, которую люди будут стараться изо всех сил исполнять», – пояснил Коземякин. «Я не знаю, сколько людей здесь действительно верят в чудеса, вероятно, не большинство, но все же они беспокоятся о второй волне и молятся на могиле цадика, чтобы сохранить наши традиции, это помогает им».
Моше Данон, пожалуй, самый известный раввин из Боснии и Герцеговины. Каббалист, служивший общине Сараево хахам-баши (главным раввином) в начале 19-го века, он также был одним из ключевых персонажей «Мегилы» о «Пурим-де-Сарай», местной истории еврейской общины Сараево. Как гласит история, в 1820 году после убийства местного дервиша Рудзи-Паша, коррумпированный османский губернатор Сараево, похитил 11 видных евреев, включая раввина Данона. Паша обвинил их в убийстве дервиша, который был обращен в ислам, и удерживал их для получения выкупа, требуя 50000 серебряных грошей от еврейской общины. Однако в Сараево, где еврейская, мусульманская и христианская общины долгое время жили в относительной гармонии, у евреев были союзники, и похищение Данона спровоцировало местное восстание против Рудзи-паши, также поддерживаемое мусульманской общиной. Наряду с евреями тысячи мусульман штурмовали замок, требуя освобождения Данона и других видных евреев из темниц, а также свержения паши.
Годовщина события отмечается каждый год в ноябре еврейской общиной города, часто с поездкой на еврейское кладбище Сараево и могилу известного еврейского историка Моше бен Рафаэля Аттиаса, более известного под псевдонимом Зеки-эффенди, который задокументировал рассказ о «Пурим де Сарай» и написал биографию Данона. «Для Сараево раввин Моше Данон – очень важный человек», – объяснил Коземякин. «Не только среди евреев, но и среди мусульман – в конце концов, евреи восстали не одни. Он завоевал их уважение как богобоязненный человек».
Данон, однако, не похоронен в городе, где он провел большую часть своих дней. В конце своей жизни, мечтая совершить алию до свой смерти, Данон отправился на юг, стремясь попасть в Святую Землю. Но он не продвинулся далеко. Данон скончался в Герцеговине, южной части Боснии и Герцеговины, и был похоронен вблизи от города Столац, недалеко от современной границы с Хорватией, примерно в 100 милях к югу от Сараево. С тех пор, по традиции, основанной Зеки-эффенди, его могила была местом паломничества боснийских евреев, и каждый год, в день его йорцайта, 20-го числа месяца сиван, которое обычно приходится на период с середины июня до начала июля по григорианскому календарю, еврейская община Сараево организует групповую поездку на могилу. Эта традиция поддерживалась под властью Османской и Австро-Венгерской империй и Югославии, и прерывалась только во время Холокоста и боснийской войны 1992-1995 годов.
Конечно, коронавирус поставил эту поездку под сомнение в этом году. «Речь шла о том, сможем ли мы отправиться туда или нет», – пояснил Владимир Андрле, член группы еврейской общины по реагированию на кризис. «Самой большой проблемой, конечно же, была наша забота о здоровье общины, но после наших дискуссий и смягчения чрезвычайных мер в Боснии и Герцеговине, а также того факта, что за весь период карантина у нас не было ни одного случая заболевания внутри еврейской общины, мы приняли решение ехать». «Эта поездка на могилу Моше Данона, является одной из самых важных традиций боснийской еврейской общины, она является частью нашего еврейского наследия и нашего боснийского наследия, поскольку история рабби Данона является символом межрелигиозного уважения, которое существует здесь на протяжении веков».
Паломничество к могиле Данона было также возможностью для общины совершить поездку к близлежащему живописному городу Столац, где они посетили дом Мехмедалии «Мак» Диздар, любимого боснийского поэта, и поесть в Ябланице, живописном городе, известном своей жареной бараниной и партизанской историей Второй мировой войны, когда он был местом битвы между нацистскими войсками и партизанами Тито в 1943 году. Это была долгожданная экскурсия для общины, несколько месяцев запертой в Сараево.