Доклад: Париж превращается в площадку для игр Моссада
Согласно статье, опубликованной на этой неделе во французской газете Le Monde, Париж стал центром операций разведывательного агентства Израиля «Моссад».
В статье, озаглавленной «Тень Моссада парит над Парижем», цитируются высокопоставленные сотрудники французской разведки, один из которых утверждал, что «город является игровой площадкой Моссада. Китайцы и русские могут быть нашими врагами, но давайте не будем забывать, что израильтяне и американцы также ведут себя с большой агрессией». «Наша способность реагировать на их действия ограничена, потому что они спешат использовать «дипломатическую карту» и жалуются французским премьер-министрам и офису президента», – заявил французский представитель разведки.
«У Франции связаны руки, поскольку она зависит от Израиля во многих чувствительных вопросах», – сказал он. Французы, добавил он, «также был ограничены в нашей способности не допустить, чтобы некоторые элементы в еврейской общине во Франции помогали им (Моссаду) с планированием и логистикой». Одной из операций, которую, по словам французских разведчиков, провели из Парижа, — это убийство высокопоставленного чиновника ХАМАСа Махмуда аль-Мабхуха в Дубае. Израиль не подтвердил и не отрицал, что он стоял за убийством аль-Мабхуха.
По словам Le Monde, Моссад создал импровизированный операционный зал, оснащенный компьютерами и защищенными телефонами, в гостиничном номере во французском столичном районе Берси – недалеко от Министерства финансов Франции и других правительственных зданий. Поскольку только два из 11 иностранных агентов, которые якобы принимали участие в дерзком убийстве— «Кевин» и «Гейл»— прибыли в Дубай рейсом Air France из Парижа, иностранные СМИ до сих пор полагали, что операция велась из Австрии или другого места в Европе. Le Monde, однако, сообщает, что израильский центр управления и командования был в центре Парижа.
Убийство в январе 2010 года вызвало международный скандал и дипломатический кризис с Великобританией по поводу использования европейских паспортов. Франция также пожаловалась тогдашнему директору «Моссада» Меиру Дагану на использование поддельных французских паспортов. По словам Le Monde, французы были обеспокоены тем, что ХАМАС подозревал, что Франция приняла участие в убийстве. Париж послал двух высокопоставленных сотрудников спецслужб встретиться с Даганом в Иерусалиме. «Мы останемся друзьями, но за это придется заплатить», – сказали ему. Считается, что ценой было прекращение обмена информацией между израильской и французской разведкой. «Это был способ отправить сигнал о том, что это было серьезное пересечение линии», – сказал начальник отдела расследований французской полиции.
В интервью Yedioth Ahronoth, автор статьи в Le Monde, журналист Жак Фоллору, сказал, что должностные лица французской разведки были возмущены предполагаемым использованием французских паспортов, рассматривая это как «провокацию». В дополнение к убийству Аль-Мабхуха в статье рассматриваются многие другие операции, которые, по утверждению Le Monde, Моссад и другие израильские организации проводили с французской земли, в том числе: совместная израильско-французская попытка нанять сирийского агента, который пытался купить химическое оружие, попытка израильской компании прослушивать встречи Совета Европы в Брюсселе и операции компании Black Cube, которая имела офисы в Париже на Вандомской площади. «Моссад», согласно докладу «Le Monde», также пытался завербовать французских агентов разведки в качестве двойных агентов во время совместной операции в 2010 году. В результате этого предполагаемого инцидента, утверждает Le Monde, что главе резидентуры «Моссада» в Париже и еще одному сотруднику израильского Посольства пришлось покинуть Францию.
Причина, по которой «Моссад», как и многие другие разведывательные службы, включая ЦРУ, превратила Париж в центр своей деятельности, заключается в том, что он принимает у себя множество международных конференций и частые визиты африканских лидеров. Кроме того, в городе проживает много иностранцев. Другая причина, по словам источника во французской разведке, заключается в том, что «Франция посвящает большую часть своей разведывательной деятельности борьбе с терроризмом, поэтому у нее недостаточно сил для контрразведки».
В то время как Моссад, по словам Le Monde, продолжает действовать в Париже с относительной свободой, источник во французском МИДе признал, что «израильтяне немного более осторожны, чем раньше». Они больше не проводят убийства на французской земле и не пользуются помощью французской еврейской общины так часто.