Новости

Держа обещание: восстановление 800-летней синагоги

4 марта 2018, 19:00 индия, община
Поделиться

«Вы знаете, кто такой Яков Сассун? Вы знаете, о его вкладе в Бомбей? Слышали ли вы об операции «Волшебный ковер?» — Элиас Джозефай быстро задает вопросы о еврейской истории. Когда все мои ответы оказались отрицательными, он начал отвечать на каждый из них сам, с некоторым намеком на раздражение. Джозефай, которому исполнился 61 год, является одним из последних живущих членов еврейской общины в Кочине.

Перепись, проведенная в 1948 году, когда началась алия (иммиграция евреев из диаспоры в Израиль), показала, что в Кочине насчитывалось 1 998 евреев и 252 евреев-пардеши (выходцев из Европы). Сегодня их общее число сократилось до 26, включая Джозефая и его жену Оферу. Вся семья Джозефая эмигрировала в Израиль в 1970-х годах. Но он остался в Кочине, поскольку он несет ответственность, как хранитель 800-летней синагоги Кадавумбагом, одной из старейших в Индии, сохранение которой было передано в его руки в 1979 году, когда он был молодым мужчиной в возрасте 21 года.

«Конечно, я хочу поехать в Израиль. Все члены нашей семьи там. Здесь нет общинной жизни. Нет никаких собраний», – бормочет Джозефай, сидящий в своём питомнике  и аквариумном магазине, у входа в синагогу. «Но я должен убедиться, что синагога попадет в хорошие руки», – добавляет он после паузы. При поддержке небольших пожертвований местных жителей и щедрого финансирования Свами Хари Прасад из Фонда Шри Вишну Мохана Джозефаю удалось начать кропотливый процесс восстановления былой славы синагоги и превращения ее в музей – регулярные молитвы в синагоге закончилась в начале 1970-х годов из-за отсутствия миньяна (кворум из десяти мужчин старше 13 лет, необходимый для традиционного еврейского богослужения).

Ужасный шторм, поразивший город в 1975 году, также нанес большой урон крыши и стенам. Два года спустя серия ограблений привела к утере дорогих люстр и латунных светильников и уничтожению амвона. Сегодня синагога Кадавумбагом стоит почти невидимой в центре лабиринта крошечных переулков, которые составляют знаменитый Бродвейский рынок Кочина. Маленькие цветущие растения выстраиваются по обе стороны от узкой тропы, ведущей к магазину Джозефая у входа. На первом этаже была еврейская школа для детей, живших по соседству – она ​​закрылась в конце 1940-х годов. За деревянными дверями главного святилища, внутри зала, видны многообещающие первые результаты реставрационных работ.

Деревянные скамейки были отполированы и окрашены меламином, куплены люстры для замены украденных. Красочные плитки уложены на пол, но главная задача по восстановлению больших окон и бимы (амвона) остается незавершенной. В отличие от синагоги «Пардеши» в соседнем Маттанхери, синагога Кадавумбагом редко привлекает туристов. Большинство людей, которые проходят через ее двери, это клиенты Джозефая, зашедшие купить рыбок или растения.

Его жена, Офера, которая родилась и выросла в Мумбае, сожалеет, что вокруг нет еврейской жизни или друзей, особенно во время праздников. «Евреи здесь все время борются, – говорит она, – мне давно хотелось бы вернуться (в Израиль), но теперь Джозефай связан с синагогой». Как маленький мальчик, который вырос в городе, Джозефай сохранил яркие воспоминания о праздновании таких праздников, как Ханука и проведении традиционных молитв в синагоге. «У меня перед глазами вид той синагоги. Мое детство прошло здесь», – говорит он. Спросите, может ли синагога проводить регулярные молитвы в будущем, и Джозефай говорит, что он знает, что шансы на это ничтожны. Но он говорит: “Я верю в чудеса. Произойдет какое-то чудо.”

indianexpress.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции