Действие третьего сезона популярного израильского сериала «Фауда» развернется в секторе Газа
Создатели популярного израильского телесериала «Фауда», боевика, в котором рассказывается о приключениях засекреченных израильских коммандос на палестинских территориях, готовятся к своей самой амбициозной миссии — съемкам о событиях в Газе. Netflix не разглашает дату выхода сезона, но его трейлер дебютировал на этой неделе.
Газа, многолюдный палестинский анклав, управляемый ХАМАСом, террористической группировкой, поклявшейся уничтожить еврейское государство, является запретной зоной для съемочной группы. Хотя сектор Газа граничит с Израилем, он фактически находится вдали от всего мира, изувеченный израильско-египетской блокадой, введенной после того, как ХАМАС перехватил власть у международно признанной администрации Палестинской автономии в 2007 году. Блокада, которая, по мнению Израиля, необходима для того, чтобы не дать ХАМАСу вооружиться, разрушила экономику Газы и поставила территорию на грань гуманитарной катастрофы. На протяжении более десяти лет 2 миллиона жителей Газы страдают от растущей нищеты и безработицы, отсутствия питьевой воды и частых перебоев с электричеством.
Израиль обвиняет ХАМАС в том, что он уделяет первоочередное внимание подготовке к войне в ущерб благополучию жителей Газы, направляя средства, бетон, трубы и другие товары, купленные или контрабандой ввезенные в Газу, на строительство тоннелей для нападения и другие военные программы. Израиль запретил своим гражданам въезд на территорию после ухода из Газы в 2005 году. В следующем году израильский солдат Гилад Шалит был захвачен в результате рейда через границу и содержался в плену у боевиков ХАМАСа в течение пяти лет. После захвата власти в секторе ХАМАСом Израиль вел там три полномасштабные войны, не считая многочисленных кровавых стычек с палестинскими группировками.
В последние месяцы наблюдается усиление напряженности в секторе Газа, в том числе масштабная двухдневная вспышка напряженности в прошлом месяце между Израилем и террористическими группировками в анклаве, в результате которой три мирных жителя в Израиле были убиты после обстрела страны почти 700 ракетами, а еще один был убит противотанковой ракетой.
«Конечно, мы не можем поехать в Газу, чтобы снять его там, и сложно найти подходящие места, которые создают ощущение, что мы почти там», – сказал Иссахаров, журналист-ветеран, писавший о ситуации у арабов для ивритоязычных новостных агентств, а также для The Times of Israel. Он добавил, что прошедшее десятилетие периодических войн Израиля с Газой сделало ситуацию там чрезвычайно взрывоопасной темой для израильской общественности. «Это касается одного из самых больших страхов израильской аудитории, может быть, из-за пяти лет заключения Гилада Шалита, может быть, потому что люди не знают Газу», – сказал он. «Мы знаем, что мы касаемся чего-то очень чувствительного в сердце израильской аудитории. И это будет нелегко».
Сериал, показывающий неразрешимый израильско-палестинский конфликт, который многие его зрители переживают каждый день, никогда не считался бегством от реальности. Он получил восторженные отзывы за то, что многие считают реалистичным и детализированным взглядом на жизнь в регионе. Новый сезон сериала о Газе, кажется, является примером искусства, имитирующего реальную жизнь. Только прошлой осенью тайная операция Израиля в Газе пошла не по плану, спровоцировав ожесточенный бой, в результате которого погибли восемь офицеров ХАМАС и один офицер ЦАХАЛа. «Многие вещи, которые вы увидите в «Фауде», связаны с реальностью. Это не на 100% то, что происходит в реальности, но мы были вдохновлены реальными историями, нас вдохновляли настоящие персонажи», – сказал Иссахаров.
Помимо перестрелок и погонь, сериал углубляется в личную жизнь и умы израильских коммандос и палестинских боевиков, часто изображая их мотивы и семейные распри в сочувственной манере. Как для израильских, так и для палестинских зрителей, он дает представление, пусть даже мимолетное, о человеческом опыте на другой стороне разделительного барьера и многолетнего конфликта. «Мы пытаемся представить их человеческую сторону как персонажей, как семейных людей, с детьми, с любовью, с каждым вызовом, с которым мы сталкиваемся как люди», – сказал один из создателей сериала и его ведущий актер Раз.
По словам представителя спутниковой сети «Yes», в сериале нет палестинских актеров, что ограничивает его возможности по-настоящему показать обе стороны. Возглавляемое палестинцами движение, продвигающее бойкот Израиля, требовало у Netflix прекратить сериал, назвав его «инструментом израильской пропаганды, который прославляет военные преступления израильских военных». Бишара Халлун, израильский араб, который учится в Еврейском университете, сказал, что, хотя он «проглотил» оба сезона и у него много друзей-палестинцев, которым нравится сериал, он ощутил ползущее чувство беспокойства в ходе его просмотра. «Вы остаетесь со стереотипным представлением о палестинцах и об арабах на Ближнем Востоке, которые, с их бомбами и оружием, являются врагами», – сказал он. «Я чувствовал себя немного обиженным. Даже если израильские солдаты используют жестокую тактику, они — герои сериала. Если вы местный житель, вы знаете, что истина где-то посередине».
Раз признает, что его унаследованная израильская точка зрения клеймит палестинцев как «врагов». То, что сериал содержит нежные моменты и пытает сгладить острые политические проблемы, говорят его создатели, не означает, что он стремится обеспечить мир во всем мире. Это суровый триллер и популярный блокбастер, специально нацеленный в этом сезоне на привлечение международной аудитории. «Сериал — это просто наша попытка, Лиора и меня, – сделать хорошую драму», – сказал Иссахаров. «Я бы сказал, что ни у кого из нас нет намерений изменить реальность или принести мир на эту планету. Это своего рода невыполнимая миссия, особенно, когда мы имеем дело с израильско-палестинским конфликтом».