Новости

Давно потерянная картина Бэнкси появилась в художественной галерее в центре Тель-Авива

10 августа 2022, 18:00 искусство
Поделиться

Давно утерянная картина британского граффити-художника Бэнкси снова появилась в шикарной художественной галерее в центре Тель-Авива, в часе езды и на расстоянии целого мира от барьера безопасности в Вифлееме, где она была первоначально нарисована, сообщает «Associated Press».

Перемещение картины, на которой изображена крыса с рогаткой, поднимает этические вопросы относительно вывоза произведений искусства с оккупированной территории и демонстрации таких политически заряженных произведений в обстановке совершенно отличной от той, где они были созданы. Первоначально картина появилась возле барьера безопасности Израиля в Вифлееме и была одной из нескольких работ, тайно созданных примерно в 2007 году. Они использовали фирменные абсурдистские и антиутопические образы Бэнкси, чтобы выразить протест против присутствия Израиля на Западном берегу. Сейчас она находится в городской галерее в самом сердце финансового района Тель-Авива, в окружении стеклянных и стальных небоскребов.

«Это история Давида и Голиафа», — заявил израильский арт-дилер Коби Абергель, купивший картину. Он рассказал, что галерея просто выставляла работу, оставляя их интерпретацию другим. «Associated Press» не смогло независимо подтвердить подлинность произведения, но Абергель заметил, что трещины и царапины на бетоне служат «отпечатками пальцев», доказывающими, что это то же самое произведение, которое изображено на сайте художника. 70-километровое путешествие, которое она совершила из Вифлеема в Тель-Авив, окутано тайной. 900-фунтовая бетонная плита должна была пройти через защитный барьер и как минимум один контрольно-пропускной пункт ЦАХАЛа.

Абергель, который является партнером тель-авивской галереи, рассказал, что купил бетонную плиту у палестинского коллеги в Вифлееме. Он отказался назвать сумму, которую заплатил, или назвать продавца, но настаивал на законности сделки. Граффити было нанесено аэрозольной краской на бетонный блок, который был частью заброшенной позиции ЦАХАЛа в Вифлееме. Некоторое время спустя на картине было нарисовано граффити кем-то, кто затенил картину и нацарапал на блоке «RIP Bansky Rat» («Покойся с миром, крысенок Бэнкси»). По словам Абергеля, палестинские жители вырезали картину и хранили ее в частных домах до начала этого года. Он рассказал, что переезд включал в себя деликатные переговоры с его палестинским партнером и тщательную реставрацию, чтобы удалить акриловую краску, нанесенную на работу Бэнкси. Затем массивный блок был заключен в стальную раму, чтобы его можно было поднять на грузовик и вести через контрольно-пропускной пункт, пока он не прибыл в Тель-Авив посреди ночи. Впрочем, найти независимое подтверждение его рассказу о путешествии не удалось.

Произведение теперь стоит на богато украшенном узорчатом плиточном полу в окружении других предметов современного искусства. Владелец галереи Барух Кашкаш рассказал, что блок площадью примерно 2 квадратных метра был настолько тяжелым, что его пришлось вносить внутрь краном, и его едва можно было сдвинуть с порога. Абергель заявил, что перемещение произведения искусства не было согласовано с ЦАХАЛом, и что его палестинские соратники, имена которых он отказался назвать, несут ответственность за его перемещение в Израиль и пересечение военных контрольно-пропускных пунктов. Он заметил, что не планирует продавать картину.

Согласно международному договору о культурных ценностях, участником которого является Израиль, оккупирующие державы должны препятствовать вывозу культурных ценностей с оккупированных территорий. Остается неясным, как именно Гаагская конвенция 1954 года будет применяться в данном случае. «Это кража имущества палестинского народа», — заявил пресс-секретарь Министерства туризма Палестины Джерис Кумси. «Это были картины международного художника для Вифлеема, для Палестины и для посетителей Вифлеема и Палестины. Поэтому их передача, манипулирование ими и их кража определенно являются незаконными действиями».

Израильские военные и Координатор деятельности правительства на территориях (COGAT), который координирует гражданские дела с палестинцами, заявили, что им ничего не известно ни о произведении искусства, ни о его перемещении.

В последние годы Бэнкси создал множество произведений искусства на Западном берегу и в секторе Газа, в том числе на одном изображена девушка, проводящая личный досмотр израильского солдата, на другом — голубь в бронежилете и протестующий в маске, швыряющий букет цветов. Он также спроектировал гостевой дом «Отгороженный стеной отель» в Вифлееме, который наполнен его произведениями искусства. Пресс-секретарь Бэнкси не ответил на просьбы о комментариях. Это не первый раз, когда работы уличного художника уносят с Западного берега.

В 2008 году две другие картины — «Мокрая собака» и «Остановить и обыскать» — были сняты со стен автобусной остановки и мясной лавки в Вифлееме. В итоге их купили галереи США и Великобритании, где они были выставлены в 2011 году. Абергель говорит, что зрители должны сами сделать выводы о произведении искусства и его последствиях. «Мы привезли его на главную улицу Тель-Авива, чтобы показать зрителям и показать его идеи», — заметил Абергель. «Он должен быть доволен этим».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции