Новости

Чилийские евреи, находящиеся в антисионистской «осаде», поддерживают ультраправого кандидата

25 ноября 2021, 14:00 Чили
Поделиться

Прошедший 21 ноября первый тур президентских выборов в Чили сократил количество конкурентов в борьбе за пост президента до двух полярно противоположных кандидатов: католического ультраправого лидера с девятью детьми, защищавшего жесткое правление Аугусто Пиночета, и 35-летнего лидера левых, который представляет многолетнее движение протеста, призывающее к написанию новой чилийской конституции, пишет журналист JTA Алан Грабинский.

Для многих чилийских евреев выбор очевиден, хотя он сильно отличается от того, как евреи голосуют в Соединенных Штатах: большинство из них поддерживают правого кандидата Хосе Антонио Каста, который будет соперничать 19 декабря с Габриэлем Бориком. Как и в большинстве других латиноамериканских еврейских общин, за исключением Аргентины, большинство чилийских евреев – стойкие сионисты, которые поддерживают более консервативных лидеров из-за их поддержки Израиля. В течение последних двух десятилетий жизнь примерно 18000 чилийских евреев, по мнению нескольких членов общины, отравлял сильный антиизраильский дискурс, исходящий от левых, которых поддерживает палестинская община страны, насчитывающая 350000 человек, наиболее многочисленная за пределами Ближнего Востока. «Это чувство осады», – заявил JTA Йонатан Новогродски, 43-летний инженер и многолетний лидер общины, который идентифицирует себя как левоцентристский сионист.

По словам Новогродски, после начала Второй интифады в конце 1990-х годов голос левых произраильских активистов был заглушен хорошо организованной палестинской общиной, особенно в кампусах. В то же время чилийская еврейская община отказалась от организаций на низовом уровне и публичной конфронтации.

Евреи в столице Сантьяго живут в основном в Баррио-Альто, роскошном анклаве вдали от многоквартирных домов в центре города, куда первые евреи прибыли в начале 20 века. Все чаще становясь ортодоксальными, они живут в непосредственной близости друг от друга и своих синагог. Считается, что молодые евреи оторваны от политических и экономических реалий страны, сотрясаемой в последние годы протестами во главе со студенческими активистами. Они ходят в основном в частные еврейские школы (обычно в Школу Маймонида и Еврейский институт) и общаются с неевреями только тогда, когда поступают в университеты. Именно там, по словам исполнительного президента еврейской общины Чили, 55-летнего Марсело Исааксона, они сталкиваются с тем, что он называет левым антисемитизмом: публичные инсталляции, изображающие стену, разделяющую Западный берег и Израиль, призывы к бойкоту Израиля, использование слов «апартеид» и «геноцид» для описания отношения Израиля к палестинцам и обсуждение «сионистского заговора», контролирующего чилийские банки и средства массовой информации.

Фактически, именно в качестве кампусного активиста начал свою карьеру один из самых популярных политических лидеров чилийских левых Даниэль Хадуэ. Чилиец палестинского происхождения, который до июня баллотировался в президенты в качестве кандидата от Коммунистической партии и по-прежнему является мэром коммуны Реколета – муниципалитета с низким доходом на периферии мегаполиса Сантьяго – Хадуэ был заклеймен как антисемит даже теми опрошенными, кто идентифицировал себя как левые. Хотя Хадуэ больше не является лидером левой коалиции во главе с Бориком, некоторые полагают, что он мог бы получить должность в Кабинете министров, если Борик победит в декабре.

42-летний Хуан Пабло Иглесиас, автор детской книги (опубликованной на испанском, английском, иврите и арабском языках) о палестинском и еврейском мальчиках, которые подружились благодаря футболу, говорит, что он глубоко обеспокоен распространенностью в окружении Хадуэ теорий заговора о «сионистской власти». «У Хадуэ есть явное предубеждение против евреев, это не секрет: он заявил, что сионистское сообщество организует всех, чтобы проголосовать против него», – рассказал Иглесиас. В июне в Интернете появилась страница школьного ежегодника Хадуэ. В нем его одноклассники 1983 года написали, что лучший подарок, который они могли ему преподнести, — это «еврей, на которого можно нацелиться». В описательных абзацах его называли «антисемитом» и говорилось, что ему суждено стать «главой ООП (Организации освобождения Палестины), чтобы очистить город от евреев».

Хадуэ заявил, что он не может быть антисемитом, потому что он «семит», который приехал с Ближнего Востока и у него есть сторонники-евреи. Действительно, в «Инстаграме»появился небольшой аккаунт «Евреи за Хадуэ». Не все евреи согласны с утверждением о том, что опасения по поводу антисемитизма толкнули чилийских евреев вправо. Нико Ритмюллер, социолог и директор плюралистического журнала «Diario Judio» («Еврейский журнал»), который стремится создать единственную реформистскую общину в Сантьяго, заявил, что чилийская община глубоко консервативна, не говоря уже об антисемитизме – особенно по сравнению с евреями в Аргентине или США. «Это запутанная ситуация, мотивированная в основном страхом и замешательством», – заметил он.

Как и в остальной части Латинской Америки, евреи присутствовали в Чили со времен испанских колоний. Их преследовала испанская инквизиция и заставляли скрывать свою еврейскую идентичность. Первый официальный миньян в Чили был основан в 1906 году евреями, эмигрировавшими из разваливающейся Османской империи. По словам Исааксона, в 1920-е и 1930-е годы произошел приток евреев из Европы, и в настоящее время община на 70% состоит из ашкеназов и на 30% из сефардов. Во время правления Пиночета в 1970-х и 1980-х годах, когда тысячи чилийцев, в основном левых и критиков режима, были убиты или заключены в тюрьмы, евреев специально не преследовали, а сама община процветала.

Однако южные районы страны исторически служили бастионами неонацизма, наиболее известным представителем которого является популярный писатель, дипломат и сторонник превосходства белой расы Мигель Серрано Фернандес. Ритмюллер утверждает, что чилийские евреи сдвинулись вправо в течение нескольких десятилетий, в тандеме с их экономическим подъемом и влиянием «пиночетизма» на общество. «У лево-сионистского движения «Хашомер Хацаир» было 300 членов в 1970-х, и менее 100 членов в 1990-х», – рассказал он.

Местное движение масорти (консервативных евреев) – больше похожее на американских модерн ортодокс, чем на американское консервативное движение – выросло за это время и теперь действует как «мафия», контролируя деятельность еврейских общин, заявил Ритмюллер. Новогродски не согласен с Ритмюллером, ссылаясь на то, что он называет растущей открытостью общины по таким вопросам, как иммиграция, сексуальное разнообразие и аборты, вопросы, которые открыто обсуждались в еврейском журнале Ритмюллера. Со своей стороны, Каст написал в своем твиттер-аккаунте пост против усыновления детей однополыми парами, хочет построить стену, чтобы не дать мигрантам пересечь северную границу Чили, и хвалит семейную жизнь в противоположность «трагедии» развода. «На предстоящих выборах многие евреи испытывают противоречие по поводу консервативных социальных ценностей, которые исповедует Каст, но, если у них есть выбор, они предпочли бы, чтобы президентом был кто-то, кто дружелюбен к Израилю», – заметил Новогродски.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции