Новости

Частный банк, переживший нацистов, может быть разорен немецким налоговым скандалом

27 февраля 2020, 09:00 финансы
Поделиться

Штаб-квартира банка «M.M. Warburg & Co.» излучает ауру крепости, которая веками противостояла бурным поворотам истории Германии. Богато украшенное здание из песчаника пережило бомбардировки, обрушивавшиеся на Гамбург с 1941 года. Один снаряд попал в крышу, но отскочил от металлической балки, ограничив ущерб. Даже «огненный шторм», который уничтожил большую часть окрестностей во время бомбардировки 1943 года, не смог навредить зданию.

Еврейская семья, которая владела и управляла банком, была выслана нацистами и отправлена ​​в изгнание, чтобы вернуться после войны и превратить учреждение в один из крупнейших и наиболее уважаемых частных банков страны. Теперь еще один кризис охватил легендарное учреждение и вынудил его давнего председателя Кристиана Олеария, а также совладельца Макса Варбурга – прямого потомка основателей банка — покинуть наблюдательный совет. Власти трижды обыскивали банк Варбург, а также дом Олеария. Среди изъятых документов были личные дневники председателя, содержащие подробные записи о его деловой жизни. «Warburg» якобы участвовал в скандальных сделках по дивидендам, известных как Cum-Ex, которые позволяли дважды получать возмещение уплаченных за них налогов.

Скандал, который, по словам парламентариев, обошелся государству не менее чем в 10 миллиардов евро (10,8 миллиардов долларов) потерянных доходов, взбудоражил финансовую индустрию, поскольку туда оказались вовлечены банки от «Deutsche Bank AG» до «Barclays Plc.» Это дело привело к многомесячному судебному разбирательству в Бонне с двумя обвиняемыми, бывшими банкирами, которые заявили о причастности отрасли к этой практике.

Бесчисленные проблемы

Следующие обвинения, которые будут предъявлены прокуратурой Кельна, будут направлены против сотрудников «Warburg», сказали люди, знакомые с делом. «Warburg» заявил, что никогда не намеревался участвовать в незаконных сделках с акциями, дезинформировать налоговые органы или требовать необоснованных возмещений налогов. По сообщениям прокуратуры, сделки Cum-Ex, пользовались налоговым законодательством Германии и позволяли нескольким инвесторам требовать возмещения налога на дивиденды, который был выплачен только один раз. То, как такое осмотрительное учреждение, как «Warburg», которое тщательно создавало образ респектабельности, попало в то, что было названо крупнейшим налоговым ограблением в Германии, озадачило следователей и общественность. «Warburg» является неотъемлемой частью богатой гамбургской элиты, и падение Олеария вызвало шок в высших эшелонах общества и политических кругах.

««Warburg» пережил бесчисленные испытания за последние 200 лет; многочисленные войны, гиперинфляция и нацисты – вы должны задаться вопросом, почему банк с такой историей был готов участвовать в подобных действиях», – говорит Кристофер Коппер, профессор Билефельдского университета, специализирующийся на корпоративной истории. В мире Cum-Ex «Warburg» выделялся. Он активно участвовал в этих сделках, хотя выглядел достаточно скромно по сравнению с такими глобальными гигантами, как корпоративное подразделение «Bank of America» – «Merrill Lynch» или «Barclays». «Warburg» долго был сосредоточен на частном банкинге для богатых, а также управлении активами и инвестиционно-банковскими услугами, и компания гордилась своим долгосрочным подходом. В его корпоративной брошюре говорилось, что «Warburg» руководствуется более высокими этическими стандартами, утверждая, что не занимается бизнесом ради самого бизнеса.

«Банк, по сути, навлек это на себя из-за плохого антикризисного управления и плохих связей с общественностью», – говорит Клаус Флейшер, почетный профессор экономики в Мюнхенском университете прикладных наук. «Он рисковал, высоко держа голову и оспаривая все, утверждая, что он безупречно чист». «Warburg» является одним из последних семейных частных банков в стране. «Sal. Oppenheim», ранее крупнейший частный банк в Европе с богатой историей, сравнимой с историей «Warburg», был вынужден войти в состав «Deutsche Bank» в 2009 году после того, как его инвестиции оказались неудачными.

Гамбургский банк берет свое начало от братьев Мозеса Маркуса Варбурга и Герсона Варбурга, которые открыли свою лавку в 1798 году. В течение следующего столетия дело расширилось, чтобы стать надежным кредитным учреждением с тесными связями с правительствами по всему миру. Пол Варбург, потомок семьи, ставший инвестиционным банкиром в Нью-Йорке, был одним из первых сторонников Федеральной резервной системы США, в то время как Эрик М. Варбург основал в Нью-Йорке в 1939 году компанию «E. M. Warburg», которая превратилась в частную акционерную компанию «Warburg Pincus LLC». В конце концов, нацисты вынудили семью отказаться от своих акций, и банку позже пришлось сменить название на «Brinckmann, Wirtz & Co». После войны Варбурги вернули себе право собственности и восстановили название.

Первое знакомство «Warburg» с Cum-Ex произошло более десяти лет назад, когда один из ведущих налоговых юристов Германии прибыл туда на встречу. Согласно обвинительному заключению, поданному прокурорами по боннскому делу, 30 января 2006 года Ханно Бергер предложил Олеарию новую сделку, которая обещала безопасные, но очень прибыльные операции, основанные на налогообложении дивидендов.

Богатое наследие

Один из помощников Бергера, юрист по налогам, который с тех пор отвернулся от своего бывшего босса, и выступает под псевдонимом Бенджамин Фрей, рассказал о встречах и о том, как он был восхищен великолепием, с картинами, изображающими членов династии, украшающими стены, кофе, подаваемым дворецким и фарфором с эмблемой Варбургов. (Банк отрицает, что нанимает дворецких). Фрей сказал, что Бергер объяснил суть сделки, хотя Олеарий «не понимал деталей», вместо этого положившись на другого менеджера, который проанализировал ее структуру. В конце концов, согласно показаниям Фрея, данным в суде в прошлом году, Олеарий сообщил о своей заинтересованности и о том, что он может также инвестировать свои личные средства. Позднее в 2006 году «Warburg» объявил себя продавцом Cum-Ex. В следующем году банк сменил роль и стал покупателем в сделках, продолжающихся до 2011 года, говорят прокуроры.

Практика Cum-Ex закончилась в 2012 году после того, как Германия изменила порядок сбора налога на дивиденды. Бергер, который переехал в Швейцарию в том же году после того, как его адвокатское бюро во Франкфурте подверглось обыску, отрицал какие-либо правонарушения. Банк долгое время утверждал, что он просто участвовал в законных арбитражных операциях по выплате дивидендов, и не мог знать, что это были сделки типа Cum-Ex. Это аргумент, опровергнутый свидетелями во время «боннского процесса», которые сказали, что все знают и могут обнаружить Cum-Ex, даже если этот термин не использовался, потому что прибыль, включенная в базовую транзакцию, была необычно высокой. Инвестиционное подразделение банка также создало фонды, которые собирали деньги у немецких миллионеров и других инвесторов.

Одна из этих структур была названа «Мальтийская структура», потому что она использовала оффшорные компании, базирующиеся на Мальте. Согласно обвинительному заключению, только это юридическое лицо нанесло бюджету ущерб в размере 108 миллионов евро.

Повышение доверия

В большинстве из 34 рассматриваемых дел в рамках «боннского процесса» был замешан «Warburg» или люди, связанные с банком. Приговор по этому делу ожидается в конце марта или начале апреля. Мартин Шилдс, один из обвиняемых на процессе, рассказал суду, что вступил в контакт с «Warburg», когда он еще был трейдером в подразделении «HVB UniCredit SpA». Гамбургский банк был «одним из самых активных партнеров нашего бюро», сказал Шилдс, который работал в основном над сделками Cum-Ex. Когда Шилдс покинул банк, чтобы создать свой собственный финансовый бутик, консультирующий по сделкам Cum-Ex, «Warburg» был его первым клиентом.

«Соглашение с «M.M. Warburg» обеспечило нам определенное доверие и основную деловую активность», – заявил суду Шилдс, который сотрудничает с властями в попытке избежать тюремного заключения. Судьи по «боннскому делу» заявили, что считают сделки преступными и что «Warburg», скорее всего, придется заплатить около 280 миллионов евро в виде упущенных налоговых поступлений. ««Warburg» нужно понять, что государство оказывает давление», – говорит Конрад Даффи, эксперт по финансовым преступлениям в организации «Finanzwend». «Вот почему банк борется, потому что раньше он не сталкивался с таким поведением». Столкнувшись с обвинениями, банк изначально перешел в наступление. После третьего обыска его штаб-квартиры в 2018 году «Warburg» выпустил краткий релиз, отрицая любые правонарушения. «Warburg» назвал расследование «бесполезным», поскольку оно не смогло привести ни одного факта, подтверждающего обвинения.

Испорченная репутация

По словам людей, знакомых с расследованием, стойкое сопротивление разозлило прокуроров. Восприятие обществом «Warburg» и Олеария уже начало меняться, изображая банк и его председателя жадным и готовым пожертвовать своими принципами ради прибыли. К концу ноября давление стало нестерпимым. Согласно заявлению банка Олеарий и Макс Варбург покинули свои посты, чтобы «посвятить больше времени своим социальным обязательствам». Отставка поддерживала видимость упорядоченной передачи власти новому поколению. Но, по сути, Федеральное управление финансового надзора вытеснило этот дуэт, который руководил банком на протяжении десятилетий. После того, как Олеарий и Макс Варбург ушли в отставку, банк начал проявлять большую сговорчивость.

Менее чем через три недели после того, как было объявлено об их отставке, адвокаты банка сообщили Боннскому суду, что их клиент готов выплатить любую прибыль, полученную в результате инкриминируемых сделок. «Warburg» заявил, что заработал на сделках 68 миллионов евро. Ранее в этом месяце банк заявил, что Олеарий и Макс Варбург готовы внести необходимые средства, чтобы возместить убытки от Cum-Ex. «Весь вопрос представляет собой огромный риск для банка», – сказал Флейшер. «Они могут предотвратить это только с помощью соглашения, и им нужно будет быстро сократить расходы, но может быть уже слишком поздно».

bloomberg.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции