Новости

Бывший президент Польши заявил, что закон о реституции направлен не против евреев, а против членов местной мафии

22 февраля 2022, 18:00 польша
Поделиться

“Во время войны мы были на одной стороне истории; поляки, евреи, русские и украинцы – все мы были оккупированы нацистами, и они убивали нас”, – заявил бывший президент Польши Александр Квасьневский на этой неделе в интервью газете “The Jerusalem Post”, пишет журналист Цвика Кляйн.

Бывший польский политик посетил Израиль на этой неделе в составе международной делегации от имени Мемориального центра Холокоста “Бабий Яр”, где он является членом наблюдательного совета. Квасьневский признает, что конечно, были ситуации, когда некоторые люди сотрудничали с нацистами, но это было не большинство, это была небольшая группа. “Естественно, что каждый народ хочет видеть в своей истории только эти героические страницы, но иногда у нас бывают очень трагические и плохие или даже позорные страницы. И это необходимо для того, чтобы понять, что история сложна. Я думаю, что после болезненных дискуссий, которые мы провели в Польше, общественное мнение стало лучше с лучшим самопознанием”.

Александр Квасьневский занимал пост президента Польши с 1995 по 2005 год. После падения коммунистического режима он стал лидером левой Социал-демократической партии, преемницы бывшей правящей Польской объединенной рабочей партии и соучредителем Демократического левого альянса. В 2021 году Польша приняла закон, устанавливающий 30-летний срок обжалования решений специальных административных органов, что фактически означает, что владельцы имущества, захваченного в коммунистическую эпоху, больше не могут получать компенсацию. Этот закон спровоцировал дипломатический кризис с Израилем.

Отвечая на вопрос о том, укрепила ли дискуссия по поводу закона о реституции позиции польских националистов, Квасьневский заявил: “Нет, нет. Я скажу вам, в чем разница. Я был очень вовлечен во все эти проблемы реституции и реприватизации. Вот что я хочу сказать израильской общественности: эта проблема в Польше очень и очень сложная, гораздо сложнее, чем в Чехии, Венгрии или других странах. Почему? Потому что Польша – единственная страна, которая так сильно изменила границы после Второй мировой войны. Мы потеряли 40% нашей территории на востоке, у нас есть 30% новой территории на западе – бывшие немецкие территории. Из-за Холокоста мы потеряли три миллиона польских граждан, евреев, которые были польскими гражданами. Кроме того, многие города и деревни были полностью разрушены. Варшава была разрушена на 80%. Другие города были разрушены на 60 или 70%. Поэтому нормальная реприватизация невозможна. Во время моего пребывания на посту президента мы решили дать возможность еврейским организациям восстановить некоторые здания, такие как синагоги и еврейские общинные центры. Но с частной собственностью ситуация очень сложная. Поскольку проблема в целом не была решена, у нас было много преступлений, связанных с этим, потому что реприватизация была возможна легально через суд. К сожалению, у некоторых людей огромное воображение, и они нашли несколько новых способов использовать эту ситуацию для своего бизнеса. Поэтому я думаю, что все, что польское правительство делало в прошлом году, было не против евреев, не против Израиля, а с целью навести порядок в этой ситуации”.

И все же Квасьневский немного критикует нынешнее польское правительство. “Ошибка заключалась в том, что этот вопрос недостаточно обсуждался и разъяснялся нашим израильским коллегам в парламенте, а также еврейским организациям в Соединенных Штатах. Это создало, на мой взгляд, вполне искусственный конфликт, который также был преувеличен израильской стороной. Но это вопрос, который мы должны решать очень прагматично, ведя тесный диалог с нашими израильскими партнерами и еврейскими организациями”. Затем он вновь повторил, что закон направлен не против евреев, а против тех мафиози, которые начали делать бизнес на этом. “Например, у нас была ситуация, когда адвокаты пришли от имени дамы, которой 125 лет. Поэтому я думаю, что это решение (закон) было принято для того, чтобы остановить это”, – отметил Квасьневский.

Он подчеркнул, что речь идет о преступниках из Польши, связанных со специалистами, “которые знают, что нужно в этом процессе”. Говоря о польско-израильских отношениях и возможном ограничении поездок израильских туристов в Польшу, Квасьневский заявил, что хотя в Польше все еще существует некоторая доля антисемитизма, Польша очень дружелюбна, очень открыта для евреев и израильтян, и нет никаких причин отменять какие-либо виды туризма, поездки студентов, сотрудничество и многое другое. “Пожалуйста, поймите: у нас в Польше больше филосемитов, чем антисемитов. Польские филосемиты восхищаются евреями и очень интересуются еврейской историей. Кроме того, мы должны помнить, что наша общая история насчитывает столько лет. Откровенно говоря, если израильтянин говорит, что в его теле нет ни капли крови из Польши – он ошибается. То же самое относится и к польскому мужчине или женщине, которые говорят, что в их теле нет ни капли еврейской крови. Поэтому, пожалуйста, если у вас есть какое-то влияние, пожалуйста, скажите всем нашим израильским партнерам: давайте продолжим хорошее сотрудничество с Польшей, потому что это нужно обеим сторонам”, – отметил он.

Квасьневский добавил, что он очень счастлив, что происходит то, что он называет “ренессансом изучения иврита”. ” У нас есть факультеты иврита во многих польских университетах”, – радостно говорит он. На этой неделе члены делегации встретились с высокопоставленными израильскими чиновниками, такими как президент Ицхак Герцог, спикер Кнессета Микки Леви, министр иностранных дел Яир Лапид, министр по делам диаспоры Нахман Шай, члены Кнессета и председатель Яд Вашем Дани Даян. В состав делегации вошли председатель наблюдательного совета мемориала “Бабий Яр” Натан Щаранский, председатель Ученого совета отец Патрик Дебуа, художественный руководитель мемориала Илья Хржановский и заместитель генерального директора Руслан Кавацюк.

Министр иностранных дел Яир Лапид заявил делегации: “Этот проект имеет большое значение для Украины и для всего мира”. Во время Второй мировой войны в результате Холокоста погибло около 6 миллионов евреев, из которых 1,5 миллиона человек погибли на территории современной Украины. Бабий Яр стал страшным символом “Холокоста от пуль” в Восточной Европе. Всего за два дня, 29 и 30 сентября 1941 года, нацисты расстреляли в этом овраге 33771 еврея. По подсчетам историков, во время фашистской оккупации Киева, с 1941 по 1943 год, в Бабьем Яре было убито от 70 до 100 тысяч человек: евреи, цыгане, украинцы, пациенты психиатрической больницы. Мемориальный центр Холокоста “Бабий Яр” – неправительственная благотворительная организация, занимающаяся почитанием памяти жертв трагедии Бабьего Яра и содействующая гуманизации путем сохранения и изучения истории Холокоста.

Квасьневский, который инициировал создание музея “Полин”, демонстрирующего 1000-летнюю еврейскую жизнь в Польше, в последние годы был членом правления Центра памяти жертв Холокоста “Бабий Яр”. Он говорит, что когда центр будет полностью завершен, он сыграет значительную роль в просвещении и диалоге о Холокосте, а также в борьбе с антисемитизмом: “Создание Центра памяти жертв Холокоста в Бабьем Яре важно для всех: прежде всего для жертв Холокоста, для самих украинцев, евреев и всего мира”. Квасьневский добавил, что “создание этого мемориального центра – наш моральный долг перед жертвами Холокоста. И это важный проект для современной Украины”.

Бывший президент завершил интервью на личной ноте, которая, по его мнению, является примером того, почему евреи и израильтяне так связаны с Польшей. “Моя бабушка была отличным поваром и приготовила несколько еврейских блюд. Одним из них был так называемый “Карп по-еврейски”. Когда я впервые посетил Иерусалим в 1987 году, я был в ресторане и пытался объяснить, какое блюдо я ищу. Я сказал, что это немного сладкое блюдо, и они, наконец, поняли и ответили: “О, вы имеете в виду карпа по-варшавски. Так мы называем это в Иерусалиме”. Есть еще одно блюдо, которое он до сих пор не нашел здесь, в Израиле. “Моя бабушка делала нам чолнт. Когда я приехал в Израиль в 1980-е годы, то везде искал это блюдо. Когда я наконец нашел ресторан, где его подавали, то был немного удивлен – вкус у него был совсем другой. Я все еще предпочитаю бабушкин вариант”, – заявил он с широкой улыбкой.

Квасьневский также выступил на Конференции президентов крупнейших американских еврейских организаций в Израиле и рассказал о текущей ситуации на Украине.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции