Новости

Были ли похищенные нацистами произведения искусства скрыты от наследников их владельцев-евреев?

28 февраля, 17:00 искусство
Поделиться

Произведения Пауля Клее и Пабло Пикассо были одними из сотен произведений Баварских государственных коллекций живописи, которые были сознательно изъяты нацистами, пишет “Deutsche Welle” (внесено в список СМИ-иноагентов). Однако потомки владельцев – евреев так и не были проинформированы об их местонахождении.

Когда ценные произведения искусства, похищенные нацистским режимом, обнаруживаются в государственных или частных коллекциях, существуют строгие процедуры, позволяющие установить происхождение произведения и предупредить всех потомков первоначального владельца.

Во время нацистской диктатуры в период с 1933 по 1945 год, по оценкам экспертов, по меньшей мере 200000 произведений искусства были изъяты у их владельцев, в основном евреев, в Германии либо путем прямой экспроприации, либо принудительной продажи. Многие евреи – коллекционеры произведений искусства покинули Германию или были депортированы в лагеря смерти.

Теперь стало известно, что в Баварских государственных коллекциях живописи хранится около 200 произведений искусства, похищенных нацистами, в том числе картины модернистов начала 20-го века, таких как Макс Бекманн и Пабло Пикассо. Однако наследников владельцев картин – евреев, по-видимому, держали в неведении.

Орган, курирующий коллекции баварских музеев и публичных художественных галерей, назначил экспертов по провенансу для систематического изучения происхождения произведений, помеченных красным цветом, что символизирует их изъятие во времена нацистской диктатуры.

Об этом сообщает немецкая ежедневная газета “Süddeutsche Zeitung”, которая получила документы из списка исследований провенанса, которые баварское художественное ведомство не обнародовало. Утверждается, что истинное количество изъятых нацистами произведений искусства, хранящихся в государственных коллекциях Южной Германии, может достигать 800.

Федеральный министр культуры Германии Клаудия Рот заявила немецкому информационному агентству dpa, что утечка может свидетельствовать об “отсутствии прозрачности” и “возможно, преднамеренном сокрытии”.

“Было бы скандалом, если бы здесь намеренно скрывали информацию о похищенных нацистами произведениях искусства”, – добавила она.

Рот также опасается, что это приведет к “предотвращению справедливых решений”, имея в виду процесс реституции, в ходе которого украденные произведения искусства будут возвращены.

Рот неоднократно подтверждала приверженность Германии Вашингтонским принципам – соглашению 1998 года, заключенному 44 странами, согласно которому государственные коллекции, содержащие конфискованные нацистами произведения искусства, должны быть возвращены первоначальным владельцам. Этому процессу будут способствовать музеи и коллекции, финансируя тщательные исследования происхождения.

Основываясь на 900-страничном списке изъятых произведений искусства из Баварских государственных коллекций живописи, наследники еврейского арт-дилера Альфреда Флехтхайма потребовали реституции нескольких работ. Он был одним из первых сторонников мастеров модерна, от Пауля Клее до Матисса, Пикассо и Эдварда Мунка.

Внучатый племянник Флехтхайма Майкл Халтон и его мачеха Пенни Халтон подали иск с требованием изъять работы у Баварии еще в 2016 году, но затянувшийся спор не закончен почти десять лет спустя.

Согласно жалобе наследников, Флехтхайм был вынужден оставить картины, когда бежал из Берлина в Париж в мае 1933 года, спасаясь от преследований нацистов, — через четыре месяца после того, как Адольф Гитлер захватил власть. Многие картины из коллекции арт-дилера впоследствии были украдены, проданы или спрятаны.

Наследники Флехтхайма утверждают, что некоторые из картин, которые сейчас хранятся в Баварии, были проданы нацистским арт-дилером Хильдебрандом Гурлиттом, которому нацисты разрешили продавать работы, признанные “дегенеративными”. В 2012 году в мюнхенской квартире сына Гурлитта, который вел затворнический образ жизни, было обнаружено около 1400 картин, приобретенных незаконным путем. Коллекция привлекла внимание к масштабам расхищения произведений искусства нацистами.

“Китайский фейерверк” Макса Бекмана (1927) входит в число работ, которые потомки Флехтхайма хотят вернуть.

“Бавария должна была проинформировать оставшихся в живых родственников жертв, внести информацию о произведениях в общедоступные базы данных и инициировать процедуру реституции”, – говорится в заявлении адвокатов наследников. “На самом деле, очевидно, что Бавария с самого начала не хотела придерживаться этих правил и беззастенчиво использовала невежество многих потенциальных заявителей”.

Но баварские власти отвергают эти обвинения, сообщив агентству dpa, что опубликованный список предметов искусства, изъятых нацистами, устарел, и что текущая работа по определению провенанса теперь доступна в режиме онлайн.

Между тем, картина Пабло Пикассо “Мадам Солер”, также входящая в баварскую коллекцию, уже давно является предметом иска о реституции от наследников  еврея – коллекционера произведений искусства Пауля фон Мендельсона-Бартольди.

Спор вокруг “Мадам Солер” усугубляется тем, что стороны расходятся во мнениях о том, была ли картина продана по принуждению.

В 2023 году Клаудия Рот потребовала, чтобы Баварские государственные коллекции живописи согласились на рассмотрение дела консультативной комиссией, которая выносит рекомендации по спорам о реституции и обеспечивает соблюдение Вашингтонских принципов.

Из-за медленного рассмотрения исков о реституции этот процесс будет заменен арбитражным судом, который, по словам Рот, может принять “более быстрое и независимое” решение без утайки.

21 февраля рисунок Адольфа фон Менцеля, который был изъят у предпринимателя и коллекционера произведений искусства Лео Левина из Бреслау в результате преследований нацистов, был возвращен наследникам Левина после того, как он был найден в федеральной коллекции произведений искусства.

“Мы хотим вернуть все произведения искусства, которые аналогичным образом попали во владение федерального правительства”, – подчеркнула Клаудия Рот в заявлении, посвященном этой последней реституции. “Мы хотим справедливого решения для жертв нацистской Германии”.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции