Новости

Болгарское здание 13-го века может быть единственной средневековой синагогой страны

1 декабря 2019, 10:00 Археология
Поделиться

В древней столице страны Тырново (сегодня Велико-Тырново) в настоящее время обнаружено то, что может быть единственным археологическим объектом, относящимся к средневековой еврейской общины Болгарии.

На пресс-конференции, состоявшейся 11 ноября в Софии, археолог Мирко Робов предположил, что большое двухкомнатное сооружение 13-го века, которое он раскапывает, — это не церковь, как первоначально думали, а скорее синагога. Предполагаемый еврейский молитвенный дом был обнаружен на окраине средневековой крепости, расположенной на горе Трапезица. Несмотря на то, что его раскопки начались еще в 2014 году, до сих пор раскопана только четверть здания, сказал Робов в интервью «The Times of Israel» по электронной почте на этой неделе.

Это большое здание, которое было построено в 1240-х годах и сохранилось до взятия Тырново в 1393 году османскими завоевателями, когда город был полностью разрушен. Северный болгарский город Велико-Тырново часто называют «городом царей» из уважения к его исторической роли столицы Второго болгарского царства. Его расположение вдоль реки Янтра, недалеко от современной Турции, имеет важное стратегическое и торговое значение. Старый город расположен на трех холмах, Царевец, Света Гора и Трапезица, где была обнаружена предполагаемая синагога.

Болгария, единственная европейская страна, в которой после Второй Мировой войны было больше евреев, чем до нее, может похвастаться 2000-летней еврейской общиной, причем некоторые евреи, как было задокументировано, в Средние века жили в еврейском квартале на холме Трапезица. «Трапезица была второй по значимости крепостью в Тырново. Будучи столицей, Тырново был этнически разнообразным городом. Одной из известных нам этнических групп, населявших город, были евреи», – заявил Робов.

Если после дальнейших исследований будет подтверждено, что речь идет о синагоге, она будет единственной болгарской синагогой той эпохи, и одной из немногих, которые были обнаружены на всем континенте. «Конечно, мне нужны некоторые дополнительные данные, чтобы быть полностью уверенным. Я надеюсь, что смогу собрать их во время следующего сезона археологических раскопок … На этом этапе я считаю, что я на правильном пути», – сказал Робов.

В Болгарии расположена гораздо более ранняя синагоги третьего века н. э., которая была обнаружена в небольшом городке Пловдив. По данным Центра еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме, еврейская община Болгарии может быть прослежена даже до «разрушения Второго храма, когда небольшая группа евреев прибыла на Балканский полуостров пройдя через Малую Азию». Основываясь на обнаружении монет восстания Бар-Кохбы, найденных в этом районе, историки утверждают, что в Болгарию после провала восстания в 135 г. н.э. попали рабы – евреи. Есть также несколько примеров зданий 19-го века, все еще стоящих в стране. Но хотя существование средневековой еврейской общины задокументировано в нескольких современных ей текстах, присутствует вакуум археологических свидетельств, который теперь может заполнить это новое здание.

«Это новое здание не является церковью, потому что оно отличается другой планировкой и конструкцией», – сказал Робов. «Оно окрашено изнутри, но на стенах нет росписей. Вот почему я связываю здание с религиозными обрядами другой этнической группы». Предполагаемая синагога состоит из двух частей. Первая, восточная, часть, была построена с колоннами, а на ее восточной стороне находилась апсида, по словам Робова, отличающаяся от апсид в других церквях в городе. Второй, впечатляюще большой зал размером 11,5 х 14 м., был построен из глины и камней, и пристроен с западной стороны к сооружению с апсидой. Туда входили с запада через единственную дверь, сказал Робов.

«На западе с апсидой строились два типа зданий – церкви и трапезные. Это ни то и не другое. Его планировка и ориентирование на восток говорят об особом культурном предназначении», – заметил Робов. Робов объяснил, что все известные топонимы, которые связаны со средневековым еврейским населением города, находятся в окрестностях крепости Трапезица или вокруг нее. К ним относятся еврейский квартал, еврейское кладбище у северо-западного подножия холма и район у юго-западного подножия холма Трапезица, называемый Чифутлук. «Это привело меня к гипотезе, что это новое религиозное здание может быть связано с евреями, жившими в Тырново», – подчеркнул Робов.

Обнаружение нескольких артефактов, украшенных гексаграммой, или Звездой Давида, также указывает на связь с евреями, по крайней мере, в современных представлениях о символе: хотя шестиконечная звезда была найдена в очень древних еврейских зданиях и текстах, она стала восприниматься как чисто еврейский символ в более поздний период истории. При этом магендавид изображен на нескольких артефактах, найденных в Тырново, сказал Робов, одном — с холма Трапезица, и двух из средневекового дворца на холме Царевец. Робов сказал, что этот символ зачастую не встречается в тогдашней керамике, и «поэтому мы можем говорить об определенной семантике гексаграммы». По словам Робова, один из возможных вариантов происхождения названия холма «Трапезица» может быть связан с еврейскими купцами, которые когда-то жили там. Слово «трапеза», написал он, — это «стол, используемый для обмена денег – деятельность, приписываемая еврейской общине».

Согласно книге 2009 года «Сегрегация – интеграция – ассимиляция: религиозные и этнические группы в средневековых городах Центральной и Восточной Европы», евреи имели относительно высокий статус в Тырново 14-го века из-за еврейского происхождения второй жены царя Ивана-Александра, Сары-Феодоры. В книге цитируется текст «Жития Феодосия Тырновского», в котором Феодосий пишет о плохом поведении евреев, включая оскорбление священников, в результате их «уверенности в себе, обусловленной их влиянием при царском дворе». Несмотря на возможное влияние общины, еврейский квартал на Трапезице был изолирован и находился вне стен крепости. «Несмотря на то, что евреи в средневековой столице были довольно могущественными и богатыми, они были пространственно отделены от остальных граждан — так, как это было рекомендовано архиепископом Димитрием», – пишут авторы. Кроме того, авторы ссылаются на использование принудительного обращения в христианство в качестве средства ассимиляции.

Нынешние археологические раскопки на Трапезицкой горе начались в 2006 году, но для археолога Робова это было постоянно прерывавшиеся исследование. Маловероятно, что исследователи смогут подтвердить, действительно ли это здание является синагогой, пока здание не будет полностью раскопано. «Если болгарское министерство культуры не откажется финансировать мой участок раскопок (причина, по которой я веду раскопки со значительными перерывами), то в 2020 году все здание будет полностью раскопано и исследовано», – сказал Робов.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции