Битва за 500-летнее еврейское кладбище в Вильно завершилась
Зак Левин, менеджер из Нью-Йорка, никогда не забудет еврейское кладбище Пирамонт 16-го века, которое он посетил в Литве шесть лет назад, пишет журналист «The Jerusalem Post» Йонатан Харунофф.
Левин, чью семью можно проследить до литовских городов Мажейкяй и Каунас, знал, что к середине 1940-х годов было уничтожено 90% из 250 000 евреев страны, но кладбище, расположенное в центральном районе Шнипишкес, помогло определить имена и масштаб этих астрономических цифр. Здесь, вплоть до 1950 года, были похоронены тысячи евреев, в том числе такие знаменитости, как Виленский Гаон. «Его масштаб позволяет понять, что было потеряно, когда община была практически уничтожена Холокостом», – заявил Левин.
Как и многие другие исторические еврейские кладбища по всей Европе, кладбище открыто для всех, но привлекло внимание туристов и международного сообщества по плохим причинам. В 1970-х годах советские власти разрушили часть кладбища, чтобы построить Дворец концертов и спорта в стиле брутализма. Это здание было закрыто в 2004 году после того, как оно было сочтено небезопасным, но с тех пор литовское правительство стремилось превратить полуразрушенное, испещренное граффити место в конференц-центр, а не снести его и сосредоточиться на восстановлении кладбища. Этот шаг вызвал сильную международную оппозицию, в том числе со стороны сенаторов США, главного раввина Израиля и Европейского фонда прав человека, и сегодня кладбище по-прежнему находится в центре напряженных дебатов.
В середине августа 2021 года правительство Литвы объявило, что замораживает планы строительства конференц-центра, во многом потому, что Covid-19 «изменил рынок конференц-туризма и окружающую среду». На данный момент в госбюджет не заложено финансирование проекта конференц-центра на 2022 год. Но сторонники нового строительства не сдаются: в конце августа 2021 года городской совет Вильнюса принял постановление, призывающее власти Литвы продолжить строительство центра. Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс не смог прокомментировать эту историю. Грант де Граф, специальный офицер по борьбе с антисемитизмом в «Уберечь Вильну», организации которая борется с осквернением еврейского кладбища и нарушениями прав человека в Вильнюсе, отметил, что целый ряд меморандумов и международных соглашений, подписанных между США и Литвой, не позволяет правительству продолжать строительство на священной земле. Это включает в себя Соглашение о защите и сохранении определенных культурных ценностей 2002 года, в котором США и Литва договорились защищать кладбища, сказал он, а также поправку к Закону о международной религиозной свободе 1998 года, принятую Конгрессом США в 2014 году. И включил осквернение кладбищ в число многих форм нарушения права на свободу вероисповедания.
«Уберечь Вильну» в настоящее время разрабатывает предложения о реставрации, которые мы представим на рассмотрение правительства», – заявил Граф, добавив, что план будет включать реставрацию оскверненных могил и ремонт внешнего фасада Дворца спорта и специальную зону, предназначенную для молитвы в комплексе». Сторонники нового конференц-центра на оспариваемом участке утверждают, что он омолодит город столь необходимой современной инфраструктурой. «Идея конференц-центра в Шнипишкес была предложена в связи с необходимостью возродить заброшенное здание бывшего Дворца спорта в центре города и превратить его в современный центр, которого до сих пор не хватает Вильнюсу», – заявил Мариус Януконис, директор департамента коммуникаций и культурной дипломатии Министерства иностранных дел Литвы.
Януконис добавил, что любое решение, принимаемое литовским правительством, принимается в тесной координации между правительством, муниципалитетом Вильнюса и литовской еврейской общиной. «Городской совет Вильнюса является одним из участников проекта конгресс-центра и у него есть законный интерес в развитии конференц-туризма в Вильнюсе, – заметил он, – но правительство является ключевым лицом, принимающим решения в этом проекте, и мы считаем, что решения будут приняты с учетом интересов всех сторон, включая государство, город, местные и международные еврейские общины и бизнес-сообщество».
В заявлении для «The Jerusalem Post» посол США в Литве Роберт С. Гилкрист взял такой же примирительный тон, отметив, что «посольство США постоянно призывало литовское правительство поддерживать открытый и инклюзивный диалог о кладбище Шнипишкес и всех будущих планах в этом районе». Он добавил: «Мы надеемся, что правительство, еврейские лидеры и еврейские общины Литвы придут к консенсусу относительно приемлемого использования этого места».
Довид Кац, историк из Вильнюса и редактор антиревизионистского сайта «Defendinghistory.com», более скептически относится к тесному сотрудничеству правительства с еврейской общиной Литвы, насчитывающей около 3000 человек, отметив, что для местной еврейской общины не будет ничего хорошего от унижения из-за того, что она не смогла защитить могилы своих предков. «После международных протестов ряд людей в правительстве увидели, что конференц-центр в долгосрочной перспективе станет национальной катастрофой», – заявил Кац, который долгое время выступал против нарушения целостности кладбища. «Отмена финансирования по той или иной причине была обычным способом заткнуть рот надоедливым иностранным евреям и удовлетворить местных ультраправых, которые просто не хотят еврейского кладбища в центре Вильнюса», – заключил он.