«Библия рабов» 19 века, из которой удалили историю Исхода, чтобы подавить надежды рабов на свободу, демонстрируется на выставке
Для евреев Библия без истории об Исходе из Египта немыслима: нет бедствий, нет рабства, нет освобождения – нет Песаха. Для христиан Новый Завет без Откровения Иоанна Богослова столь же абсурден, поскольку апокалиптический текст занимает центральное место в христианском богословии.
Но английские миссионеры, стремившиеся в начале 19-го века обратить в свою веру порабощенных африканцев, трудившихся в колониях Великобритании на Карибском море, проповедовали с помощью Библий, из которых для их удобства удалялись части канонического текста. Они думали, что разделы, такие как Исход, Книга Псалмов и Откровение Иоанна Богослова, могут вселить в рабов опасную надежду на свободу и мечты о равенстве. Теперь одна из трех так называемых «Библий рабов», о которой известно, что она единственная, сохранившаяся в Северной Америке, представлена в Музее Библии в Вашингтоне. Артефакт был временно предоставлен для выставки Университетом Фиска, частным университетом в Нэшвилле, штат Теннесси, где учатся чернокожие.
Напечатанная в Лондоне в 1807 году, «Библия рабов» исключает 90 процентов еврейской Библии и 50 процентов Нового Завета. Из 1189 глав стандартной протестантской Библии «Библия рабов» содержит только 232. «Подобный том мог использоваться в манипулятивных и деспотических целях», – сказал Сет Поллингер, куратор Музея Библии. Он рассказал The Times of Israel, что его сотрудники недавно нашли два письма начала XIX века, в которых говорилось о том, что эти Библии распространяются в Британской Вест-Индии. «Таким образом, у нас теперь есть не только доказательства того, что они распространяли эти тома вместе с другой литературой, но мы также знаем из писем, какова была их цель: научить тех, кто был порабощен, быть послушными своим хозяевам и разъяснить им обязанности перед своими хозяевами», – сказал Поллингер.
В послании 1808 года, обсуждавшем распространение этих Библий, епископ Лондонский Билби Портей писал: «Подготовьте для них короткую форму публичной молитвы … вместе с избранными частями Писания … особенно теми, которые касаются обязанностей рабов перед своими хозяевами». Плантаторы в Британской Вест-Индии (современная Ямайка, Барбадос и Антигуа) призывали миссионеров избегать любого текста, который мог иметь революционные последствия. На кону стояла огромная заморская империя Великобритании, на которую работали миллионы порабощенных африканцев, вынужденных трудится на сахарных плантациях.
Среди исключенных из «Библии рабов» отрывков были такие слова: «Тот, кто похитил человека – продал ли он его или все еще держит его – должен быть предан смерти» (Исход, 21:16) «Вы не должны отдавать своему господину раба, который ищет убежища у вас от своего господина. Он будет жить с вами в любом месте, которое он может выбрать среди поселений в вашей среде, где он пожелает; вы не должны обращаться жестоко с ним» (Втор. 23: 16-17). «Нет ни иудея, ни эллина, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины: вы все едины во Христе Иисусе» (Послание к Галатам, 3:28).
Поллингер сказал The Times of Israel, что пропущенные части Библии, такие как Книга Псалмов, первые 19 глав Исхода и Откровение Иоанна Богослова, объединены общей темой обнадеживающего будущего. «Например в Откровении Иоанна Богослова это история о Победителе», – сказал Поллингер. «У вас есть живые слова о том, как Б-г вновь станет жить с Его людьми и конце тьмы, конце боли и многие из этих различных желаний и надежд выглядят как напророченное освобождение». С другой стороны, «Библия рабов» подчеркивает те отрывки, которые конкретизируют обязательства слуги перед его хозяином: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Послание к Ефесянам, 6: 5). «Но в седьмой день – субботу Г-спода, Б-га твоего; не делай никакой работы – ты, сын твой или дочь, раб твой мужчина или женщина…» (Исх., 20:10) «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем» (Послание к Титу, 2: 9).
Многие из студентов университета Фиска являются христианами и афроамериканцами. Холли Хэмби, адъюнкт-профессор в Университете Фиска, которая ведет занятия о Библии как литературе, сказала, что это «довольно эмоционально» для студентов, которые впервые сталкиваются с «Библией рабов». «Это очень разрушительно для их системы убеждений», – сказала она. «Это заставляет их задавать много вопросов, но я также думаю, что это приводит их к сильной связи с текстом … Совершенно естественно, что отрывки из Библии, которая была дана многим их предкам, заставляют их больше концентрироваться на этих частях текста».
Рена Оперт, директор по выставкам музея Библии, сказала «The Times of Israel»: «Выставка демонстрирует силу, которая по мнению людей есть у истории Исхода». Оперт говорит, что как верующая еврейка не может представить свою традицию без Песаха. «На самом деле, в следующем году у нас будет выставка Агады, и я думала о том, что у нас есть целый праздник, полностью посвященный чему-то, чего вообще нет в Библии рабов», – сказала Оперт.