Новости

Библейские евреи поддерживали культовую практику в храмах за пределами Иерусалима

5 февраля 2020, 10:00 Археология
Поделиться

Библия повествует, что через несколько веков после того, как древние евреи вошли в Землю Израиля, многие, если не все люди, долгое время отворачивались от Б-га своих отцов, возвращаясь к поклонению идолам, созданию алтарей и принятию языческих практик. Новое исследование, проведенное Тель-Авивским университетом и археологами Израильского управления древностей, пролило свет на эти культовые практики благодаря новым раскопкам, проведенным в 2019 году на месте монументального храма, обнаруженного в Тель-Моза в 2012 году.

Это место, расположенное примерно в 6 километрах от Иерусалима, было отождествлено с городом Моза, упоминаемым в библейской Книге Иеошуа как административный центр и царское зернохранилище на территории колена Вениамина. Экспедиция в Мозу, результаты которой были опубликованы в январском / февральском выпуске журнала «Biblical Archaeology Review» за 2020 год, преследовала цель лучше изучить как храмовый комплекс, построенный в конце 10-начале 9-го веков до н.э., и имеющий сходство с Иерусалимским храмом, так и более древнее здание, раскопанное лишь частично.

«Мог ли существовать монументальный храм в самом сердце Иудеи, за пределами Иерусалима? Знал ли об этом Иерусалим?»- написали соавторы статей, аспирант Шуа Кисилевиц и профессор Одед Липшиц. «Если да, мог ли этот другой храм быть частью административной системы Иудеи? Библия во Второй книге Царей подробно описывает религиозные реформы царя Хизкияу и царя Иошияу, которые централизовали религиозные обряды в храме Соломона в Иерусалиме и устранили культовую деятельность за его пределами. «На третий год израильского царя Хошеа, сына Элаха, Хизкиягу, сын царя Иудеи Ахаза, стал царем … Он сделал то, что было угодно Г-споду, так же как сделал его отец Давид. Он разбил статуи, срубил дубраву» (Вторая книга Царей 18:1–4). Далее в книге описывается, что после смерти Хизкиягу были возрождены запрещенные культовые практики, а затем вновь отменены, поскольку его преемник Менаше «делал неугодное в очах Г-сподних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Хизкияу, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву» (Вторая книга Царей, 21: 2-3).

Археологи объяснили, что их исследования ясно указывают на то, что «храм в Мозе соответствовал древним ближневосточным религиозным обычаям и традициям и библейским изображениям культовых мест по всей земле. Стало ясно, что храмы, подобные храму в Мозе, не только могли, но и существовали на протяжении большей части II периода железного века как часть официальной, санкционированной монархией религиозной структуры». Среди прочего, на этом месте были обнаружены многочисленные культовые артефакты, в том числе фигурки человека и животных, в форме львов, лошадей и сфинксов, а также останки здания, такие как алтарь и яма, заполненная костями животных – в основном овец и коз – пеплом и осколками керамики, говорится в пресс-релизе TAU.

«Наши открытия коренным образом изменили то, как мы до сих пор понимали религиозные практики иудеев», – заявил Липшиц. Согласно статье, Моза, вероятно, стала религиозным центром в свете своего экономического значения. «Связь между религией и экономикой хорошо известна на древнем Ближнем Востоке, в том числе в Иерусалимском храме. Но экономическая составляющая древних храмов — это больше, чем просто сбор налогов, защита богатства и распределение помощи. Связь между экономической деятельностью, производством и развитием религиозных элит во II периоде железного века существовала в нескольких местах», – говорится в статье.

Как указано в исследовании, многие вопросы остаются открытыми. «Все, что мы знаем – это то, что, когда он был построен, храм в Мозе, вероятно, был инициативой местной группы, но ко II периоду железного века он был явно под властью иудеев и, следовательно, должен был быть одобрен царской властью. Остальное еще предстоит выяснить», – написали археологи в своем заключении. Возможно, некоторые ответы появятся в следующем сезоне раскопок следующей весной, в котором примут участие сотрудники и студенты из Тель-Авивского университета, Карлова университета (Прага) в Чешской Республике, германского Университета Оснабрюка и американского Калифорнийского университета.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции