Новости

Бен Платт играет еврейского мученика Лео Франка в современной версии мюзикла

3 ноября 2022, 18:00 культура
Поделиться

Возрождение в Нью-Йорке бродвейского мюзикла 1998 года «Парад» — о линчевании еврея Лео Франка в 1915 году толпой южан – происходит в благоприятное, если не сказать зловещее, время, пишет журналист «New York Jewish Week» Эндрю Силоу-Кэрролл.

Антисемитизм снова стал национальной проблемой, в то время как национализм и обвинения в расизме формируют фон для промежуточных выборов на следующей неделе. Как заявил «The New York Times» звезда обновленного мюзикла Бен Платт: «Этот мюзикл не только об антисемитизме, но и о неспособности страны защитить множество маргинализированных групп, и мы все сейчас очень остро чувствуем это».

Конечно, мюзикл о национальной травме не всем по вкусу, и, несмотря на книгу и музыку, получившие премию «Тони», «Парад» всегда подвергался критике за то, что он слишком безжалостно унылый, чтобы привлечь зрителей. Но не эта новая модернизированная постановка, часть ограниченной серии постановок «На бис!» «New York City Center». (Последний спектакль — 6 ноября.) Благодаря Платту и отличному актерскому составу, в который входит Гейтен Матараццо (Дастин из сериала «Netflix» «Очень странные дела»), мюзиклу удается быть волнующим и, да, развлекающим, не упуская из виду изначальной трагедии.

История Лео Франка — это американское «дело Дрейфуса». Франк был евреем, выпускником колледжа из Бруклина, который управлял карандашной фабрикой в ​​Атланте, штат Джорджия, принадлежавшей его родственнику. В 1913 году в подвале фабрики было найдено тело 13-летней фабричной работницы Мэри Фэган, и полиция предъявила Франку обвинение в изнасиловании и убийстве. После судебного процесса, отмеченного надуманными доказательствами и неправдоподобными показаниями «очевидца», Франк был признан виновным и приговорен к смертной казни в 1915 году. Разъяренная местная пресса демонизировала его, побуждая прогрессивных политиков и газеты из-за пределов Юга требовать, чтобы губернатор Джорджии Джон М. Слейтон смягчил приговор Франку и отправил дело на пересмотр. Слейтон уступил, но 16 августа 1915 года вооруженная толпа похитила Франка из тюрьмы и линчевала его в Мариетте, штат Джорджия.

Это дело, как известно, вдохновило возрождение Ку-клукс-клана и привело к созданию Антидиффамационной лиги, сегодняшней мощной еврейской правозащитной организации. «Парад» по книге Альфреда Ури («Мисс Дейзи за рулем») и музыкой и словами Джейсона Роберта Брауна опирается на истерию дела Франка. Различные горожане образуют греческий хор, требующий «справедливости». Есть персонажи, представляющие расистскую, сенсационную прессу; есть политически амбициозный прокурор, циничный судья и, в случае с персонажем Слейтона, благородный южный губернатор, зажатый между разгневанной общественностью и собственным инстинктом поступать правильно. В центре мюзикла натянутые отношения между Фрэнком и его женой Люсиль, еврейкой из Атланты.

В начале мюзикла звучит смех, когда Платт говорит и поет о различиях между евреями, с которыми он вырос, и южными евреями. Их брак изображается как холодный, бесплодный роман, а Франк слишком озабочен делами на фабрике, чтобы заметить любящую и щедрую Люсиль. Потепление их отношений, кульминацией которого стал тюремный дуэт «Все потраченное впустую время», формирует эмоциональную рамку мюзикла. Это может показаться сентиментальным, но постановка «City Center» основана на исторической реальности. Современные газетные вырезки и изображения реальных исторических личностей проецируются на заднюю стену сцены вместо обычных декораций.

Платт — маленький и ранимый, с ловкостью в голосе — очеловечивает Франка. Журналист отмечает, что обычно он возражает против идеи, что только евреи должны играть еврейских персонажей, но допускает, что прошлое Платта — он знаменитый еврей из Кэмп-Рама (сеть еврейских летних лагерей для молодежи), а его мать — ведущая благотворительница — добавляет уровень резонанса в его исполнении. Мюзикл является полезным напоминанием о мощной силе антисемитизма в Америке до тех пор, пока после Второй мировой войны он не был маргинализован.

Дело Франка — это исторический упрек тем, кто не может представить евреев «меньшинством» или преследуемой группой. Это помогает объяснить, почему такие организации, как ADL, остаются столь непреклонными в разоблачении антисемитизма и борьбе с ним в его современных формах: стойких теориях заговора, политических эвфемизмах, онлайн-оскорблениях, уличных нападениях на ортодоксальных евреев — и, да, приступах смертоносного насилия. И все же «Парад» старается не зайти слишком далеко в этом опровержении «белых привилегий».

Второй акт начинается с дуэта, который поют чернокожие домашние работницы в особняке губернатора. Предвидя толпы северных репортеров, приехавших освещать суд над Франком, они горько поют: «Местные отели не были бы так переполнены / Если бы напали на маленькую черную девочку». Они также поют, что прессу не волновало бы, если бы ошибочно обвиненный подсудимый был негром. Их песня является необходимым дополнением к мюзиклу о Юге после Реконструкции, в котором основное внимание уделяется линчеванию белого человека.

Публика на премьере вечером 1 ноября была в восторге, и бурные аплодисменты исполнителям были заслуженными. Браун руководил оркестром и пригласил Ури, которому сейчас 85 лет, присоединиться к нему и актерскому составу. Тем не менее есть что-то странное в том, чтобы приветствовать мюзикл, который начинается и заканчивается учащающим пульс гимном в поддержку Конфедерации под названием «Старые красные холмы дома». Песня явно должна была быть ироничной, и ее сила эффективно вовлекает слушателя в своего рода националистический пыл, который так часто приводит к ужасным последствиям. Возникает вопрос: приглашали ли нас посмотреть свысока на отсталых южан прошлого или признать уродливые тенденции, которые до сих пор живы в американской политике.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции