Новости

Бен Ференц, последний живой обвинитель нацистов на Нюрнбергском процессе, умер в возрасте 103 лет

10 апреля 2023, 14:00 некролог
Поделиться

Бенджамин Ференц, последний живой обвинитель Нюрнбергского процесса, судивший нацистов за геноцид и военные преступления и один из первых внешних свидетелей, задокументировавших зверства нацистских трудовых и концлагерей, умер, пишет журналист «Associated Press» Майк Шнайддр.

В марте ему исполнилось 103 года. По словам профессора права Университета Сент-Джонс Джона Барретта, который ведет блог о Нюрнбергских процессах, Ференц, который жил в Соединенных Штатах, умер вечером 7 апреля в Бойнтон-Бич, штат Флорида. Смерть также была подтверждена Мемориальным музеем Холокоста США в Вашингтоне.

«Сегодня мир потерял лидера в поисках справедливости для жертв геноцида и связанных с ним преступлений», — написал музей в своем твиттер-аккаунте. Родившийся в Трансильвании в 1920 году, Ференц иммигрировал с родителями в Нью-Йорк совсем маленьким мальчиком, спасаясь от безудержного антисемитизма. После окончания Гарвардской школы права Ференц присоединился к армии США как раз вовремя, чтобы принять участие во вторжении в Нормандию во время Второй мировой войны. Используя свое юридическое образование, он стал следователем по военным преступлениям нацистов против солдат США в составе нового отдела по военным преступлениям офиса военного прокурора. Когда в отчетах американской разведки описывалось, как солдаты встречали большие группы голодающих в нацистских лагерях под присмотром охранников СС, Ференц посещал их сначала в трудовом лагере Ордруф в Германии, а затем в печально известном концентрационном лагере Бухенвальд. В этих лагерях, а затем и в других, он находил трупы, «сложенные, как дрова», и «беспомощные скелеты с поносом, дизентерией, тифом, туберкулезом, пневмонией и другими недугами, которых рвало на их кишащих вшами койках или на земле, и только их жалобные глаза умоляли о помощи», — писал Ференц в воспоминаниях.

«Концлагерь Бухенвальд был склепом неописуемых ужасов», — писал Ференц. «Нет никаких сомнений в том, что я был неизгладимо травмирован своим опытом работы следователем по военным преступлениям в нацистских центрах уничтожения. Я до сих пор стараюсь не говорить и не думать о деталях». В какой-то момент, ближе к концу войны, Ференца отправили в горную резиденцию Адольфа Гитлера в Баварских Альпах для поиска компрометирующих документов, но он вернулся с пустыми руками. После войны Ференц был с честью уволен из армии США и вернулся в Нью-Йорк, чтобы начать юридическую практику. Но это было недолго. Из-за его опыта в качестве следователя по военным преступлениям он был завербован для помощи в судебном преследовании нацистских военных преступников на Нюрнбергском процессе, который начался под руководством судьи Верховного суда США Роберта Джексона.

Перед отъездом в Германию он женился на своей возлюбленной детства Гертруде. В возрасте 27 лет, не имея предыдущего судебного опыта, Ференц стал главным обвинителем по делу 1947 года, в котором 22 бывшим командирам айнзатцгрупп были предъявлены обвинения в убийстве более 1 миллиона евреев, цыган и других людей в Восточной Европе. Вместо того чтобы полагаться на свидетелей, Ференц полагался на официальные немецкие документы, чтобы доказать свою позицию. Все подсудимые были осуждены, более дюжины приговорены к смертной казни через повешение, хотя Ференц не просил о смертной казни.

«В начале апреля 1948 года, когда было зачитано длинное судебное решение, я чувствовал себя оправданным», — писал он. «Наши призывы защитить человечество с помощью верховенства закона были поддержаны». Когда судебные процессы по военным преступлениям подошли к концу, Ференц начал работать в консорциуме еврейских благотворительных организаций, чтобы помочь пережившим Холокост вернуть имущество, дома, предприятия, произведения искусства, свитки Торы и другие еврейские религиозные предметы, которые были конфискованы у них нацистами. Позже он также участвовал в переговорах, которые привели к компенсации жертвам нацизма. В последующие десятилетия Ференц выступал за создание международного суда, который мог бы преследовать лидеров любого правительства за военные преступления. Эти мечты осуществились в 2002 году с учреждением Международного уголовного суда в Гааге, хотя его эффективность была ограничена отказом таких стран, как Соединенные Штаты, участвовать в нем. У Ференца остались сын и три дочери. Его жена умерла в 2019 году.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции