Авиакомпании возобновляют полеты в Израиль, но топ-менеджеры туристических агентств предупреждают, что восстановление этой сферы займет годы
Несколько международных авиакомпаний объявили о планах возобновить полеты в израильский аэропорт «Бен-Гурион» после недавнего прекращения огня в секторе Газа, что вселило осторожный оптимизм в израильскую туристическую индустрию, пишет журналист «The Media Line» Натан Клабин.
«Air France» стала первой международной авиакомпанией, вернувшейся в Израиль, рейсы между Тель-Авивом и Парижем возобновились 25 января. «United Airlines» намерена возобновить полеты в марте, а возвращение американского перевозчика «Delta» запланировано на апрель. «British Airways», «Lufthansa» и ITA уже установили даты своего возвращения, а «Turkish Airlines» дала понять, что также возобновит полеты в аэропорт «Бен-Гурион».
Возобновление авиасообщения с Израилем по-прежнему зависит от стабильности прекращения огня с ХАМАСом. Помимо возобновления полетов в Израиль международными авиакомпаниями, израильская туристическая индустрия вскоре может увидеть появление новой отечественной авиакомпании. Одна из крупнейших туристических компаний Израиля «Kavei Hufsha» объявила о планах создания новой израильской авиакомпании, ориентированной на ближнемагистральные рейсы. Компания, которой уже принадлежат греческая авиакомпания «Blue Bird» и кипрская авиакомпания TUS, намерена осуществлять рейсы в радиусе четырех-пяти часов полета от Израиля. Хотя инициатива все еще находится на ранних стадиях, ожидается, что она будет реализована не менее чем за 18 месяцев, а процедуры лицензирования от Управления гражданской авиации Израиля (CAA) потребуют шесть месяцев.
Крупнейший в Израиле оператор въездного туризма для христианских путешественников «Sar-El Tours» уволил 100 из 130 своих сотрудников после резни 7 октября 2023 года и начала войны, рассказал генеральный директор «Sar-El» Ури Аврускин. «Мы оставили около 30 человек, чтобы компания продолжала работать, чтобы наши оставшиеся клиенты были довольны, чтобы мы могли быть готовы к следующему дню», — заметил Аврускин.
Он отметил, что до пандемии и войны «Sar-El Tours» ежегодно привозила в Израиль от 100000 до 150000 туристов. Многие христиане по-прежнему очень мотивированы посещать Израиль, заявил Аврускин. «У нас есть множество людей, которые просто ждут возможности приехать, поэтому прекращение огня в сочетании с возвращением авиаперевозчиков в Израиль окажет большое влияние», — подчеркнул он.
«С новостями о возвращении авиаперевозчиков в Израиль мы уже чувствуем спрос клиентов, которые теперь интересуются возможностью вернуться через несколько месяцев, строят планы и начинают возвращаться», — отметил он, добавив, что «Sar-El» в этом году может достичь уровня от 30% до 40% своего бизнеса 2019 года, если прекращение огня сохранится.
Генеральный директор ведущего израильского туристического оператора «Ziontours» Марк Фельдман заявил, что отрасль с осторожным оптимизмом относится к планам возобновления международных рейсов. «Однако их возвращение полностью связано с соблюдением прекращения огня как в секторе Газа, так и в Ливане», — заметил Фельдман.
Управляющий директор крупной израильской туристической компании «Diesenhaus», специализирующейся на деловых поездках, Терри Кессель, заявил, что прекращение огня принесло с собой «слабую надежду».
Кессель подчеркнул важность долгосрочной стабильности для туристической отрасли. «Без стабильности невозможно планировать заранее или привлекать группы», — подчеркнул он.
Если прекращение огня сохранится, заметил он, отрасль может начать восстанавливаться к середине 2025 года. «С учетом нынешнего международного восприятия Израиля восстановление займет годы, даже если ситуация стабилизируется», — рассказал он. «Сектору может потребоваться от 1,5 до 2 лет, чтобы показать признаки значимого восстановления».
Он заявил, что израильская туристическая отрасль испытывает трудности с момента пандемии Covid-19. Как раз когда страна выходила из пандемии, началась война.
«Израилю пришлось пережить более 15 месяцев потрясений из-за войны», — заметил Кессель. «Каждый день это новая проблема — например, авиакомпании отменяют рейсы. Это было чрезвычайно сложно». На данный момент международный туризм в Израиль в основном состоит из поездок евреев в знак солидарности, объяснил он.
Кессель отметил, что спрос на туризм в Израиль остается низким и в нем доминируют миссии еврейской солидарности. «Нет ни одного британца, американца или немца, которые бы хотели посетить Израиль этой зимой», — сказал он. «Надежда состоит в том, чтобы спасти Пасху и Песах и побудить потенциальных туристов планировать визиты весной».
Министерство туризма Израиля работает над восстановлением привлекательности страны как главного направления. «Нам нужно вернуть Израиль в список желаний для туристов со всего мира», — заявил глава маркетинговых служб министерства Ами Алон. «Это включает в себя прием VIP-персон из туристической индустрии, лиц, принимающих решения, и влиятельных лиц для демонстрации безопасности и достопримечательностей Израиля».
Алон рассказал, что министерство недавно принимало группу итальянцев в целях рекламы католического туризма в Израиль в юбилейный год 2025 года. «Их визит вызвал новый интерес со стороны Италии, что является многообещающим знаком», — заметил он. Также предпринимаются усилия по рекламе туризма из таких ключевых рынков, как США, Великобритания, Франция и Индия, с упором на религиозный, семейный и культурный туризм.
Ожидается, что цены на авиаперелеты снизятся, поскольку будет восстановлено больше прямых рейсов в Израиль, но на данный момент они остаются высокими.
«На ценообразование «El-Al» это не повлияло», — заявил Фельдман. «Резкое снижение цен на авиабилеты потребует существенного притока въездного туризма, когда иностранные авиакомпании возобновят работу и на рынок вернется конкуренция».
Фельдман предсказал лишь «незначительные колебания» цен, отметив, что возвращающиеся компании объявили тарифы, аналогичные тарифам «El-Al».
Аврускин также охарактеризовал цены на авиабилеты как «возмутительные».
Поскольку ожидается, что международному туризму в Израиль потребуется некоторое время для восстановления, израильское правительство также пытается стимулировать внутренний туризм. «Поощрение израильтян к изучению собственной страны помогает поддерживать местную экономику, пока мы работаем над возвращением международных путешественников», — заявил Алон. Он рассказал, что внутренний туризм поможет поддержать туристический сектор в долгосрочной перспективе.
Путь к восстановлению туристической отрасли Израиля остается неопределенным, поскольку он зависит от сохранения хрупкого прекращения огня. Возобновление конфликта в секторе Газа может потенциально помешать возвращению международных авиакомпаний и туристов. Но правительство и лидеры отрасли остаются непоколебимыми в своей приверженности обеспечению безопасности туристов даже в сложные времена.
«Если мы сможем сохранить несколько недель спокойствия, весна 2025 года может стать началом нашего возвращения», — подчеркнул Фельдман.