Новости

Археологи нашли стол, где когда-то стоял Ковчег Завета

22 декабря 2019, 16:00 Археология
Поделиться

Археологи утверждают, что найденный около Бейт-Шемеша храм, возраст которого составляет 3100 лет, может быть связан с Ковчегом Завета.

Археологические раскопки в холмах на окраине Бейт-Шемеша, в 20 км. к западу от Иерусалима, которые ведутся с 2012 года, недавно привели к удивительному открытию: был найден каменный стол, который перекликается с библейским рассказом о подобном столе, на который, как говорят, был помещен Ковчег Завета. Стол был найден в здании, которое считается храмом, благодаря своей конструкции – здание представляло собой идеальный квадрат со стенами длиной 8,5 м, углы которых были ориентированы по сторонам света, – и потому что в нем были два больших вогнутых камня с желобами, которые возможно, использовались для возлияний при жертвоприношении, а также огромное количество керамики и костей животных, что свидетельствует о проведении там ритуалов.

«Существует много доказательств того, что это действительно был храм», – сказал «Haaretz» профессор Тель-Авивского университета Шломо Бунимовиц. «Когда вы смотрите на здание и его содержание, становится ясно, что это не стандартное внутреннее пространство, а нечто особенное». Конструкция стола, огромная дольменоподобная каменная плита, опирающаяся на два небольших камня, представляла собой еще большую загадку. «Вначале мы думали, что это упавшая массеба», – сказал д-р Цви Ледрман, проводящий раскопки (массеба – это тип вертикально стоявшего камня, который обычно ассоциируется с религиозной деятельностью в Леванте). «Но вскоре мы поняли, что это должен быть стол». Находка важна, потому что она совпадает по времени с существованием «большого камня», на который, как об этом говорится в I книге Самуила, был поставлен Ковчег Завета, когда его привезли в Бейт-Шемеш после возвращения филистимлянами.

Согласно Библии, «Жители Бейт-Шемеша жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Г-сподень, и обрадовались, что увидели его. Повозка же пришла на поле Иешуа из Бейт-Шемеш и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи повозку на дрова, а коров принесли во всесожжение Г-споду. Левиты сняли ковчег Г-сподень и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне »(I книга Смуила, 6: 13–15).

Эпоха, упомянутая в библейском повествовании, была явно эпохой войны между израильтянами во главе с такими судьями, как Самсон и Дебора, и их соседями, филистимлянами. Место свидетельствует об этой борьбе: оно не только расположено в семи километрах от Тель-Баташа, филистимлянского поселения, но, что более важно, само здание свидетельствует о том, что храм пал жертвой вражды между народами. Ясно, что в какой-то момент в середине 12 в. до н. э. храм был осквернен; керамика внутри него разбита вдребезги. При раскопках археологам пришлось прокопать толстый черный слой, который они сначала приняли за пепел, но оказалось, что это навоз животных: после захвата здание было превращено в хлев.

«Это был бы редкий случай, когда мы можем объединить библейское повествование с археологической находкой», – говорит Ледерман. Но он избегает связывать каменный стол непосредственно с камнем, упомянутым в Библии, указывая на то, что такой вывод почти невозможно доказать археологически. Он также указывает, что есть некоторые несоответствия между повествованием и находкой. Во-первых, камень, как отмечает Библия, находился в поле за городом, а не в храме на вершине холма. «Нелегко разобраться во всех перипетиях истории, которая оказалась в Библии, и выяснить, что люди помнили, что было исторической правдой и что было добавлено позже», – говорит Бунимовиц. Вполне вероятно, что тот, кто написал библейский текст, знал о значении камня в Бейт-Шемеше и включил его в повествование.

По словам Бунимовица, Библия является «не историческим, а идеологическим документом». «Но в каждый идеологический нарратив, если вы хотите, чтобы ему поверили и приняли, вы должны вставить некоторые реальные элементы». Современные ученые считают, что «Повествование о ковчеге» изначально было отдельной историей, которая впоследствии была включена в масштабное библейское повествование. По словам археолога Тель-Авивского университета Исраэля Финкельштейна, который вел раскопки в местах, связанных с ковчегом, включая Шило и Кириаф Йерим, история ковчега была написана в 8 веке до н. э., примерно через 400 лет после разрушения храма в Бейт-Шемеш.

Финкельштейн скептически относится к тому, что каменный стол – это то, на что ссылается Библия, заявив «Haaretz»: «В «Повествовании о ковчеге» изображены реалии 8-го века до н.э. Трудно предположить, что воспоминания о 12-м веке до н.э. были сохранены до 8-го века без непрерывной письменной традиции». Но другие более склонны допускать эту возможность. Авраам Фауст, профессор археологии в университете Бар-Илан, сказал: «Я не думаю, что кто-то воспримет это буквально и решит, что это камень из библейской истории. Очевидно, что история была написана намного позже, но эта находка может поддержать теорию о том, что есть некоторые очень ранние традиции, которые проникли в Библию».

Фауст указал на тенденцию в прошлом подтягивать археологические находки, чтобы соответствовать библейскому нарративу, тенденция, которая, по его словам, привела к обратной тенденции отклонять все ссылки на Библию. «Это автоматическое, а иногда и оправданное подозрение, но я не думаю, что это так», – говорит он. «Это заметный камень, помещенный на видное место внутри того, что похоже на храм, поэтому есть много точек, которые могут связать эту находку со старой традицией, которая, возможно, нашла свое отражение в библейской истории. Я не знаю, правдива она или нет, но я думаю, что это следует тщательно изучить».

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции