Археологи и архитекторы ходатайствуют перед Верховным судом о прекращении строительства канатной дороги в Старом городе
Группа археологов, архитекторов и исследователей обратилась в Верховный суд с петицией вместе с организацией «Эмек Шавех» в попытке остановить спорный план строительства канатной дороги к Западной стене в Старом городе Иерусалима. Заявители утверждали, что переходному правительству не разрешено подписывать такой проект, и что прогнозы визуального воздействия канатной дороги не являются реалистичными, пишет газета «Haaretz».
Кроме того, согласно жалобе, поданной 26 ноября, проект рекламировался как помощь в решении транспортных проблем столицы, но с Министерством транспорта не консультировались относительно планов строительства. «Это похоже на то, как министерство туризма решило бы создать больницу для медицинских туристов без консультации с Министерством здравоохранения в процессе планирования», – говорится в петиции.
Среди подписавших петицию – лауреаты Премии Израиля профессора Амихай Мазар и Амнон Бен-Тор, а также профессор Бенджамин З. Кедар, бывший председатель Израильского управления древностей.
Жалоба появилась после того, как правительственный комитет дал окончательное разрешение на планирование строительства в начале этого месяца. Министр финансов Моше Кахлон сказал, что проект получил «зеленый свет» от министерского комитета по планированию, строительству, землепользованию и жилью, известного как «жилищный кабинет», который он возглавляет. Канатная дорога объявлена туристической достопримечательностью, а также решением проблемы пробок и загрязнения атмосферы вокруг стен Старого города, но критики говорят, что она будет уродством, которое будет способствовать «диснеефикации» в районе древнего квартала.
Согласно плану, в пиковое время по дороге будет переправляться до 3000 человек в час в 72 вагончиках вмещающих по 10 человек между торгово – развлекательным районом Первой станции и Мусорными воротами Старого города, около Западной стены. Канатная дорога пройдет через район Абу-Тор, над долиной Хинном до остановки на горе Сион, а затем продолжит свой путь через палестинскую деревню Сильван до конечного пункта назначения — строящегося центра «Кедем», массивного многоэтажного комплекса, который «Фонд города Давида» строит в районе т.н «парковки Гивати» рядом с Мусорными воротами, недалеко от стен Старого города. Вся 1,5-километровая поездка займет не более пяти минут.
Проект решительно поддерживается министром туризма Яривом Левиным и мэром Иерусалима Моше Лионом, но ему противостоят многочисленные эксперты, которые утверждают, что этот проект политически безответственен, и не решит проблемы трафика и другие проблемы. Архитекторы, ученые, эксперты по охране природы и гиды-экскурсоводы назвали это плохо продуманной идеей, которая оставит шрам на историческом ландшафте своими 15 массивными пилонами, осквернит уникальные виды Старого города и его стен – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – и мало что сделает для решения транспортные проблемы города.
Проект был быстро продвинут Национальным советом по планированию – органом Министерства финансов, созданным для управления крупными инфраструктурными проектами, такими как газопроводы и железнодорожные линии, которые пересекают территории подконтрольные нескольким местным органам власти. Поправка правительства 2016 года к закону о планировании – очевидно, адаптированная для этого конкретного проекта – добавила к перечню национальных инфраструктурных проектов, проекты «туристической инфраструктуры» и специально упомянула системы транспортировки туристов.