Новости

Апелляционный суд постановил, что в испанском музее можно хранить награбленные нацистами произведения искусства

19 августа 2020, 12:00 искусство
Поделиться

Апелляционный суд США постановил, что картина Камиля Писсарро, принадлежавшая еврейке, которую продали нацистам, чтобы избежать Холокоста в 1939 году, может оставаться собственностью испанского музея, который приобрел ее более полувека спустя.

Единогласное решение, вынесенное 17 августа коллегией из трех судей 9-го окружного апелляционного суда США, является самым свежим – но, возможно, не последним — делом, которое рассматривалось в судах Испании и США в течение 20 лет. На кону картина «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь, 1898», написанная маслом на холсте, изображающая залитую дождем парижскую улицу, которую Писсарро написал, глядя на эту сцену из окна своего отеля. Ее стоимость оценивается в 30 миллионов долларов.

Свекор Лилли Кассирер купил его непосредственно у арт-дилера Писсарро и оставил ее ей и ее мужу, когда он умер. В 1939 году она продала картину нацистам в обмен на выездные визы для себя, своего мужа и внука, которые в конечном итоге обосновались в США. Ее правнук, Дэвид Кассирер из Сан-Диего, продолжил судебный процесс после смерти своего отца. Ни наследники Кассирера, ни испанский музей Тиссена-Борнемисы не оспаривают раннюю историю картины. Спустя все эти годы возникает вопрос, предпринял ли барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса какие-либо серьезные усилия, чтобы определить, что картина была украденным произведением искусства, когда он приобрел ее у владельца нью-йоркской галереи за 275000 долларов в 1976 году. Также, проявили ли испанские кураторы должную осмотрительность, отслеживая ее происхождение, когда испанский некоммерческий фонд приобрел ее и сотни других картин из коллекции барона в 1992 году и создал Мадридский музей, носящий его имя.

Наследники Лилли Кассирер говорят, что она потратила годы, пытаясь вернуть картину, прежде чем пришла к выводу, что она потеряна, и приняла 13000 долларов в качестве компенсации от правительства Германии в 1958 году. Лишь в 1999 году ее внук Клод, вспомнивший, как она висела в немецком доме семьи, обнаружил ее в мадридском музее. После того как Испания отказалась передать ее, он подал в суд. Адвокат Таддеус Штаубер, который представлял музей с тех пор, как дело дошло до судов США в 2005 году, приветствовал решение, принятое 17 августа, отметив, что картина была продана и перепродана многочисленным законным и известным коллекционерам за годы до того, как барон получил ее, и никто не обнаружил, что она была захвачена нацистами. Он отметил, что Тиссен-Борнемиса или какой-либо другой коллекционер, похоже, не предпринимали никаких попыток скрыть картину от публики.

«Мы были транспарентными с самого начала этого дела, и мы очень рады, что сейчас прошел судебный процесс, и это решение, как мы надеемся, подводит его к завершению», – заявил он 18 августа. Он сказал, что семья Кассирер может подать апелляцию в Девятый окружной суд или даже в Верховный суд США. Семья не ответила на просьбу о комментарии, но президент американского Фонда выживших во время Холокоста осудил это решение. «Нацисты убили более 6 миллионов евреев, в том числе 1,5 миллиона детей в возрасте до 12 лет, в том числе 105 членов моей семьи», – заявил Дэвид Шектер. Как, черт возьми, Испания может так упорно бороться, чтобы лишить еврейскую семью ее драгоценного наследия, которое было украдено нацистами? И как, ради всего святого, американский суд может игнорировать беспрецедентную травму Холокоста и вознаградить Испанию за ее жадность?»

И окружной судья США Джон Уолтер в решении от 2019 года, и апелляционный суд 17 августа раскритиковали барона и испанский фонд за то, что они не сделали больше, чтобы выяснить, была ли картина украдена. Но оба суда пришли к выводу, что нет никаких доказательств, что они намеренно скрыли это. Оба суда также раскритиковали Испанию за невыполнение того, что суды назвали «моральными обязательствами» по возвращению украденных нацистами произведений искусства. «Очень жаль, что страна и правительство могут прихорашиваться как моралисты в своих декларациях, но не быть связанными этими декларациями. Но таков закон», – говорится в постановлении апелляционного суда.

apnews.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции