Антисемитизм во Франции переместился «с улиц в дома», говорит глава еврейской общины страны
Антисемитизм во Франции переместился «с улиц прямо в дома еврейского народа», – сказал «The Algemeiner» глава еврейской общины страны, состоящей из 465 000 человек.
«Евреи во Франции чувствуют угрозу в своих домах», – сказал Франциск Калифат, президент CRIF, французского еврейского общинного органа, во время дискуссии об антисемитизме, который привел к нескольким смертям и травмам среди французских евреев за последнее десятилетие. Калифат подчеркнул, что «то, что раньше было нападениями на здания или оскорблениями, брошенными на улице, превратилось в самые жестокие действия». За последние полтора года две пожилых еврейских вдовы в Париже – Сара Халими в апреле 2017 года и Мирей Кноль в марте 2018 года – были убиты в жестоких антисемитских нападениях, а также сообщается о нескольких случаях ограблений еврейских домов с участием банд из преимущественно мусульманской молодежи.
К сожалению, как признал Калифат, проблема не нова – хотя характер еврейского ответа меняется. После того, что Калифат назвал «приступом» антисемитского насилия в 2012-13 годах алия из Франции в Израиль резко возросла, 8 000 евреев эмигрировали в Израиль только в 2015 году. Эта тенденция сейчас замедлилась, сказал Калифат, затменная тем, что некоторые называют «внутренней алией». «Мы видим новое явление, когда евреи покидают районы, где они родились и воспитывались», – сказал Калифат. «Это происходит в Париже, Марселе, Лионе, Тулузе и других городах. Они переезжают в более еврейские кварталы». Это движение населения стало следствием «ежедневного антисемитизма», – объяснил Калифат.
Политическая среда во Франции не обязательно более комфортна. Калифат отметил, что во Франции есть как мощное ультраправое движение, во главе с Марин Лепен из Национального Фронта (FN), так и мощное ультралевое движение во главе с Жан-Люком Меланшоном, главой блока левых партий, известных как «Непокоренная Франция». «Мы отвергаем обоих, потому что считаем, что они оба способствуют росту антисемитизма во Франции», – отметил Калифат. «Что касается крайне правых, то речь идет о старомодном антисемитизме, очень часто маскируемом позитивными комментариями о государстве Израиль. Что касается крайне левых, то антисемитизм маскируется очень жестоким анти сионизмом и ненавистью к Израилю, и движение BDS пользуется решительной поддержкой с их стороны». Калифат продолжил: «Мы отказываемся иметь отношения с этими группами, потому что они подпитывают антисемитизм в нашей стране».
С другой стороны, нынешний президент Эммануэль Макрон – победитель на президентских выборах в апреле 2017 года — вызывает доверие среди евреев. «Этот президент очень хорошо осознает, что евреи привнесли во Францию и французскую культуру», – сказал Калифат. «Макрон, как и бывшие президенты Франсуа Олланд и Николя Саркози, очень серьезно относится к борьбе с антисемитизмом и готов использовать для этого все имеющиеся средства», – заявил Калифат. Он добавил, что все три администрации отличались поддержкой своей еврейской общины перед лицом безразличия к антисемитизму среди более широкого круга населения.
На данный момент французские евреи с нетерпением ждут следующего этапа в расследовании убийства Сары Халими. Полагая, что убийца Халими, Кобили Траоре, предстанет перед судом, несмотря на усилия его адвокатов, чтобы дело было прекращено по причине предполагаемого психического заболевания. Новая оценка психического здоровья Траоре, проведенная по поручению следственного судьи пришла к выводу о том, что ему не хватает осознания своих поступков, необходимого для обвинения в преднамеренном убийстве, усугубляемом антисемитскими предрассудками. Вывод группы категорически противоречил заключению предыдущего эксперта д-ра Даниэля Загури, который обследовал Траоре в сентябре 2017 года. Как сообщала Algemeiner в то время, Загури считал, что жестокое нападение Траора на Халими – кульминацией которого было то, что ее выбросили из окна третьего этажа, что привело к ее смерти – было «антисемитским» и «бредовым действием» под влиянием долгого потребления нападавшим марихуаны.
Тем не менее, Загури было ясно, что Траоре не был в достаточной степени опьяненным во время нападения, чтобы быть освобожденным от уголовной ответственности – ключевое требование защиты Траоре. «Я не могу объяснить, почему судья заказал вторую экспертную оценку, и их вывод совершенно непостижим для нас», – сказал Калифат. «У нас много причин полагать, что это было нападение на почве антисемтизма. Он (Траоре) скандировал стихи из Корана, мучая Халими, он кричал «Аллаху Ахбар!», когда он выбросил ее из окна».
Калифат сказал, что теперь была заказана третья оценка психического состояния Траоре, и ее результаты ожидаются в конце этого года. «Мы надеемся, что в конце концов убийца будет привлечен к ответственности», – сказал Калифат. Он выразил такую же надежду относительно недавнего убийства 85-летней пережившей Холокост Мирей Кнолль, нападавшие на которую, по сообщениям полиции, еще до нападения говорили о «богатых евреях». Уголовные процессы по делам Халими и Кнолль будут служить двойной цели, утверждал Калифат. «Под судом будут как сами убийцы, так и система, которая позволяет антисемитизму убивать в этой стране», – сказал он.