Новости

Американский эксперт говорит, что пять стран медленно рассматривают проблему украденных нацистами произведений искусства

29 ноября 2018, 19:00 искусство
Поделиться

В 1998 году, столкнувшись с тем, что многие произведения искусства, украденные нацистами во время Второй мировой войны, еще не были возвращено их законным владельцам, 44 страны согласились с «Вашингтонскими принципами», своего рода договором, который обязал своих подписантов приложить все усилия для возвращения украденного искусства.

Но, выступая 26 ноября в Берлине на конференции, созванной для оценки прогресса в этом направлении, и посвященной 20-летию соглашения, человек, который вел переговоры по принципам от имени Соединенных Штатов, выступил с откровенным упреком тому, что он назвал затягиванием этого процесса пятью странами. «Мы добились огромных успехов, – сказал спецпредставитель Государственного департамента Стюарт Эйзенштат, – в достижении целей принципов: выявлении, популяризации, возвращения или компенсации за некоторые украденные произведения искусства, культурные объекты и книги, и тем самым обеспечивая небольшую меру запоздалого правосудия для некоторых жертв Холокоста или их наследников». Но он продолжил: «Мы должны откровенно противостоять невыполнению обещаний, которые мы торжественно дали».

Г-н Эйзенштат, теперь частнопрактикующий адвокат, сказал, что в ходе войны было украдено 600 000 картин, и судьба 100 000 из них до сих пор неизвестна. Вот что он счел нежелательным в ответах, дававшихся на протяжении десятилетий пятью странами.

Венгрия

Г-н Эйзенштат особенно критиковал Венгрию, которая, по его словам, владеет «произведениями искусства, украденными на ее территории во время Второй мировой войны» и не возвращает их, несмотря на то, что ее «неоднократно» просили обратиться к этому вопросу. На Вильнюсском форуме в 2000 году  г-н Эйзенштат подверг критике Венгрию за отказ от выполнения принципов, отметив, что правительство Венгрии во время Второй мировой войны «санкционировало конфискацию произведений искусства и культурных ценностей» у своих еврейских граждан.

26 ноября в Берлине г-н Эйзенштат сказал: «К сожалению, я не могу сообщить об изменении позиции нынешнего венгерского правительства. Они отказались вернуть эти произведения их законным владельцам. Они отказались взять на себя историческую ответственность за систематическое разграбление произведений искусства у своих граждан-евреев». Некоторые музеи в Венгрии исследовали происхождение произведений искусства в своих коллекциях, но итоги исследования не были обнародованы. И хотя в Венгрии существует государственная программа по реституции произведений искусства из государственных музеев, г-н Эйзенштат сказал: «только претенденты нееврейского происхождения получили обратно какие-либо работы».

Польша

Нацисты убили около 6,5 миллионов польских граждан во время Второй мировой войны, в том числе около 3,5 миллионов евреев, но Польша «в значительной степени проигнорировала» «Вашингтонские принципы», сказал г-н Эйзенштат. Некоторые из украденных произведений искусства в Польше были конфискованы у евреев, которые жили в других местах во время войны, например в таких, как Нидерланды, и оказались в Польше в рамках последующих сделок. В правительстве Нидерландов есть список картин, ныне находящихся в Польше, которые когда-то принадлежали евреям-гражданам Нидерландов.

«Было бы полезно совместное голландско-польское сотрудничество в исследованиях происхождения картин, чтобы прояснить эту ситуацию, – сказал г-н Эйзенштат, – но на сегодняшний день польское правительство настаивает на том, что они будут заниматься только польскими произведениями искусства, которые были вывезены из Польши».

Испания

Г-н Эйзенштат сказал, что Испания не предприняла никаких шагов для выполнения принципов за последние два десятилетия. Разработчики соглашения полагали, что национальные правительства несут наибольшую ответственность за изучение истории произведений искусства, хранящихся в государственных музеях. Но он сказал, что подход Испании был очевидным в ее ответе на усилия наследников семьи Кассирер, когда-то заметных парижских арт-дилеров, вернуть картину Писсарро «Улица Сент-Оноре после полудня. Эффект дождя» 1897 года. Картина Писсарро, оцененная более чем в 30 миллионов долларов, находится в музее Тиссена-Борнемиссы в Мадриде, который был создан испанским правительством после покупки коллекции отпрыска богатой семьи Тиссен и ее размещения в испанском дворце.

В годы последующих юридических тяжб, сказал г-н Эйзенштат: «испанское правительство заняло позицию, что Музей Тиссена, в котором находился «украденный Писсарро», был частным музеем, на который не распространялись «Вашингтонские принципы».

Россия

Трофейные бригады Красной Армии после войны забрали у немцев много произведений искусства, в том числе некоторые из тех, которые были украдены нацистами у евреев. Сначала, по словам Эйзенштата, россияне, похоже, сочувствовали делу реституции и даже объявили о возвращении некоторых произведений искусства на пресс-конференции, последовавшей за выпуском принципов, в 1998 году. С тех пор, по его словам, в российских музеях проводятся исследования происхождения произведений искусства, результаты которых фиксируется в общедоступных электронных базах данных. «Но не было никакой реституции какого-либо нацистского искусства, – сказал он, – никакого процесса для их идентификации или рассмотрения претензий».

Италия

Г-н Эйзенштат сказал, что Италия тоже начала достаточно хорошо – опубликовала каталог сокровищ искусства, потерянных во время войны, в том числе тех, которые когда-то принадлежали жертвам Холокоста. Но г-н Эйзенштат отметил, что в 2001 году правительство Италии создало комиссию Ансельми, которая дала рекомендации о том, как Италия может соблюдать эти принципы. «Но их рекомендации были в значительной степени проигнорированы», – сказал он. «К сожалению, итальянское правительство не проводило никаких исследований происхождения возможного украденных нацистами произведений искусства в их публичных музеях».

Он сказал, что Италия, похоже, заботится только о том, «что потеряло итальянское правительство», и отметил, что города и регионы Италии, где находится основная часть художественных музеев страны, «проигнорировали» «Вашингтонские принципы».

Представители пяти стран не ответили 26 ноября на просьбы о представлении комментариев или с ними было невозможно связаться. Каждая из упомянутых стран в прошлом защищала свои действия. Например, Венгрия заявила, что она имеет право национализировать имущество, оставленное еврейскими семьями, покинувшими страну.

Г-н Эйзенштат сделал несколько оптимистичных замечаний и отметил, в целом, что стакан «чуть более чем наполовину полон». Он сказал, что Австрия возвратила более 30 000 произведений искусства и что 42 голландских музея недавно обнаружили более 170 произведений искусства с проблематичным происхождением. Он сообщил в интервью, что немцы намерены объявить в конце конференции, что Германия вернула более 16 000 произведений искусства, в том числе 5 746 «арт-объектов» переживших Холокост.

Г-н Эйзенштат пишет более существенный отчет, который должен быть представлен в октябре следующего года, по просьбе Государственного департамента, с целью соблюдения недавно принятого федерального закона «О справедливости для выживших и не получивших компенсации». Он даст более подробную оценку того, насколько хорошо или плохо, страны, в том числе Соединенные Штаты, выполнили «Вашингтонские принципы».

nytimes.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции