Амбициозный план рассматривает Израиль как центр цепочки поставок медицинских товаров с Ближнего Востоке в США
Предпринимаются согласованные усилия по превращению Израиля в центр потенциальной региональной цепочки поставок медицинских товаров в США, что снизит зависимость Америки от Китая, пишет журналист «The Times of Israel» Лазар Берман.
В основе кампании лежит двухпартийное требование санкционировать и профинансировать открытие офиса Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в Израиле, который будет помогать компаниям в Израиле и арабских странах, признающих Израиль, производить лекарства и предметы медицинского назначения для прибыльных рынков США. Инициативу возглавляет Американо-Израильская образовательная ассоциация (USIEA), небольшая религиозная организация со штаб-квартирой в Алабаме. За последнее десятилетие USIEA привозила высокопоставленных лидеров Конгресса в израильские поселения на Западном берегу, работала с теми же законодателями для выделения сотен миллионов долларов американского финансирования противоракетной системы «Железный купол» и развивала связи между израильским и палестинским бизнес – сообществами. В настоящее время она работает с законодателями из обеих партий над амбициозной инициативой «ниашоринга». Этот термин описывает перемещение цепочек поставок из отдаленных стран в страны, расположенные ближе к США — в данном случае как идеологически, так и географически.
Усилия, хотя и амбициозные, имеют особую привлекательность для двух партий. Это решит проблемы американской национальной безопасности за счет снижения зависимости США от Китая, что является приоритетом республиканского Конгресса. Чрезмерная зависимость США от производимых в Китае лекарств была проблемой еще до пандемии Covid-19 в 2020 году. За год до этого учрежденная в 2000 году уполномоченная Конгрессом Американо-китайская комиссия по анализу экономики и безопасности (ESRC) провела слушания на тему «Изучение растущей зависимости США от китайских биотехнологических и фармацевтических продуктов». «Национальной безопасности в области здравоохранения и национальной безопасности угрожает зависимость США от Китая в отношении тысяч ингредиентов и сырья для производства наших лекарств», — заявила Розмари Гибсон, автор книги «Китайские рецепты: выявление рисков зависимости Америки от Китая в медицине». Гибсон предупредила, что с переносом производства основных лекарств и ингредиентов из США в Китай поставки лекарств могут быть использованы против США. Есть также опасения по поводу надежности китайских нормативных стандартов. «В результате зависимости США от китайских поставок и отсутствия эффективного регулирования здоровья и безопасности у китайских производителей американское население, включая его вооруженные силы, подвергается риску воздействия зараженных и опасных лекарств», — говорится в отчете ЕСРК 2019 года.
Пандемия Covid-19 и сбои в глобальных цепочках поставок показали, насколько США зависят от Китая во всем, от хирургических масок до полупроводников. «Это очень ненадежные и шаткие каналы снабжения», — заявил по телефону «The Times of Israel» бывший помощник комиссара FDA Питер Питтс. «Мы должны быть в состоянии защитить наши поставки необходимых медицинских товаров в Соединенные Штаты. И теоретически, работая, например, с Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Марокко или Бахрейном, мы можем вывести часть производства этих основных медицинских товаров из Китая; например, производить их в странах, более дружественных Соединенным Штатам». FDA, которое обеспечивает безопасность лекарств, медицинских изделий, биологических продуктов и продуктов питания, продаваемых в США, открыло офис в Иордании в 2011 году, но закрыло его без объяснения причин в 2013 году. В настоящее время оно имеет офисы в Европе, Индии, Латинской Америке, и, конечно же, Китае, но ни одного на Ближнем Востоке или в Северной Африке.
Кампания согласуется с приоритетами президента Джо Байдена. В сентябре он издал указ, призывающий Государственный департамент США и другие федеральные агентства «взаимодействовать с международными партнерами в рамках своих миссий… поощрять сотрудничество регулирующих органов и внедрение передового опыта для оценки и продвижения инновационных продуктов». Сентябрьский указ Байдена был частью волны законов, направленных против зависимости США от китайских биотехнологий и лекарств, и некоторые из них явно рассматривали Израиль как ключевой компонент альтернативы Китаю. В мае 2020 года, на ранних стадиях пандемии, сенатор-республиканец Тед Круз и его коллега-демократ Крис Кунс представили Закон о расширении медицинского партнерства с Израилем для уменьшения зависимости от Китая. «Наша зависимость от Китая в отношении жизненно важных лекарств и методов лечения является глубоко проблематичной», — говорилось в заявлении Круза. «Расширяя партнерские отношения с Израилем — союзником и мировым лидером в области медицины — для разработки методов лечения коронавируса, этот закон является разумным шагом для устранения этой угрозы».
В 2021 году было выделено 4 миллиона долларов на совместные американо-израильские исследования в области наук о жизни. Открытие офиса FDA в Израиле с возможным дочерним офисом в ОАЭ также укрепит связи между странами Соглашений Авраама. «То, что мы хотим сделать в Соединенных Штатах, — это помочь прогрессу философии Соглашений Авраама, которая заключается в построении отношений, личных отношений и, конечно же, деловых отношений между странами-участницами», — пояснил Питтс. «И один из способов сделать это — превратить эти страны в центр биофармацевтических разработок и производства». По словам генерального директора USIEA Хизер Джонстон, «высокопоставленные должностные лица в соответствующих комитетах» Конгресса усердно работают над воплощением этих планов в закон. 21 сентября USIEA представила FDA и высшему руководству Комитета по энергетике и торговле Палаты представителей «Белую книгу», призывая Конгресс принять закон об открытии офиса. В мае двухпартийная группа конгрессменов, включая демократа Лу Корреа из Комитета внутренней безопасности и республиканца Нила Данна из Комитета по энергетике и торговле, посетила Израиль, чтобы изучить этот вопрос во время поездки, финансируемой USIEA. Они встретились с тогдашним премьер-министром Нафтали Беннетом, лидером оппозиции, а ныне предполагаемым премьер-министром Биньямином Нетаньяху, министром обороны Бени Ганцем и послом США Томом Нидесом, а также с генеральным директором базирующейся в Иерусалиме компании «BiondVax Pharmaceuticals» Амиром Райхманом. «Я никогда не смотрю на Израиль или некоторые районы Ближнего Востока как на далекие страны», — заявил Корреа в интервью «The Times of Israel» в мае. «Я смотрю на них как на стратегическую часть экономики США, часть нашего будущего. Так что, говорю я, Израиль может и должен быть частью этого… Но не забывайте, что в этой области есть и другие страны, которые могут стать частью производственного чуда».
Телефонная линия или офис
Несмотря на поддержку американских законодателей, не все заинтересованные стороны открыто поддержали эту идею. Согласно источникам, которые обсуждали этот вопрос с представителями агентства, FDA предпочло бы открыть выделенную телефонную линию для ближневосточных компаний. Представитель FDA не стал комментировать какие-либо конкретные усилия на Ближнем Востоке, заявив лишь, что агентство «периодически пересматривает местонахождение своих зарубежных офисов и рассматривает необходимость создания дополнительных офисов». «Если бы FDA признало необходимость в дополнительном офисе или офисах, оно проконсультировалось бы с департаментами здравоохранения и социальных служб и властями страны». «Обычно правительство принимающей страны также должно утвердить офис. Этот процесс может быть длительным». По словам Джонстон, FDA пока не видит необходимости открывать офис в Израиле.
Пресс-секретарь Нетаньяху отказался комментировать позицию лидера «Ликуда» по поводу этой инициативы до того, как он вступит в должность. 13 ноября Нетаньяху было поручено сформировать правительство. Ашер Сэлмон, глава отдела международных отношений Министерства здравоохранения и ключевая фигура, определяющая позицию его ведомства, также отказался раскрыть текущую позицию министерства по этой инициативе.
Быстрее и эффективнее
С другой стороны, ведущие игроки израильской биофармацевтической промышленности с энтузиазмом поддерживают проект. Открытие офиса FDA в Израиле было бы «чрезвычайно важным», заявил Джон Медвед, генеральный директор израильской краудфандинговой платформы «OurCrowd», которая вместе со Всемирной организацией здравоохранения создала Глобальный фонд справедливости в области здравоохранения на сумму 200 миллионов долларов, сосредоточенный на прорывных технологиях с потенциалом улучшить здравоохранение во всем мире. «У израильских компаний есть несколько проблем, когда они выходят на рынок с медицинскими продуктами или услугами», — продолжил он. «Прежде всего, это режим регулирования. Израильским компаниям совсем непросто пройти через этот процесс. Многие из них не имеют опыта. Поэтому эта вещь является стратегической». FDA имеет «очень загадочную, византийскую структуру», посетовал Питтс. «Открытие офиса может дать им хороший, надежный совет на месте и в режиме реального времени, вместо того, чтобы обращаться к консультанту из Вашингтона, округ Колумбия, чтобы делать что-то по телефону с разницей во времени», — продолжил он. Это также продемонстрирует международным инвесторам, что Вашингтон серьезно относится к работе с израильскими компаниями, чтобы вывести их продукцию в США, которые на данный момент являются крупнейшим фармацевтическим рынком в мире. Офис «поможет FDA продвигаться намного быстрее в понимании и регулировании новых областей конвергенции технологий и биологии», — заявил управляющий партнер израильского инвестиционного фонда в области здравоохранения «aMoon» Яир Шиндель. «Это также поможет Израилю генерировать больше инноваций в области медицинских технологий и быстрее и эффективнее выводить эти инновации на рынок США».
Шиндель проинформировал нескольких членов Конгресса США через «Zoom» о важности проекта. По словам израильского предпринимателя в области здравоохранения Морриса Ластера, региональный процесс разработки лекарств начнется с израильских исследований и разработок. «Затем инновации переходят к расширенным клиническим испытаниям, будь то соглашения в Марокко, Египте или ОАЭ, а затем производятся», — рассказал Ластер. «Теперь, если у вас есть офис FDA в ОАЭ, по сути, у вас есть доступ и к Первому миру». «Может ли Египет производить иглы? Да», — заявил Райхман. «Могут ли они производить стекло и флаконы по низкой цене и конкурировать с Китаем? Конечно. Таким образом, мы можем дать роли каждому из союзников, предоставить работу, обеспечить процветание и обезопасить цепочку поставок. Но делать это нужно обдуманно».
Райхман утверждает, что проект ниашоринга будет иметь дополнительные геополитические преимущества для США. Китай и Россия добиваются успехов в регионе Персидского залива и в других странах Ближнего Востока в области разработки лекарств и инфраструктуры. «Это может заблокировать доступ российских и китайских компаний к этому району», — заметил он. «Здравоохранение и инфраструктура — это связи с людьми и влияние». Судьба инициативы по ниашорингу теперь находится в руках Конгресса, который может профинансировать офис FDA в законопроекте о бюджете на 2023 год после промежуточных выборов 8 ноября. Поддержка следующего правительства Израиля также станет ключевым фактором в его судьбе. «Это может быть уникальное предложение, благодаря которому мы помогаем развивать мир на Ближнем Востоке», — заявил Питтс. «Мы помогаем защитить поставки основных медицинских товаров в Америку благодаря физическому присутствию FDA в регионе».