Акварель Ван Гога, изъятая нацистами, продана за рекордные 35,8 миллиона долларов
«Пшеничные стога» – одна из первых в серии пейзажей, главной темой которых был сбор урожая, созданных Ван Гогом в июне 1888 года, когда он жил в Арле на юге Франции, где он намеревался основать колонию художников вместе с другом и коллегой, художником-постимпрессионистом Полем Гогеном, пишет журналистка «Forbes» Карли Портерфилд.
В 1913 году картину купил Макс Мейровски, немецкий промышленник-еврей с обширной коллекцией произведений искусства — он продал картину, чтобы профинансировать побег своей семьи из Германии в 1938 году, когда преследования евреев начали усиливаться. К моменту вторжения нацистов в Париж в 1940 году картина находилась в коллекции Александрин де Ротшильд, члена французского отделения богатой еврейской семьи банкиров.
Художественная сокровищница Ротшильд была конфискована нацистами после того, как она бежала в Швейцарию, и, хотя она восстановила части своей пропавшей коллекции после войны, судьба картины «Пшеничные стога» была неизвестна в течение десятилетий, пока в 1978 году картина не поступила в продажу в «Wildenstein&Co.» и была куплена покойным техасским нефтяным магнатом Эдвином Л. Коксом, который любил картины импрессионистов. Кокс повесил «Пшеничные стога» в гостиной своего особняка в Далласе. Его владение картиной оставалось секретом для всех, кроме близких друзей и семьи, до его смерти в прошлом году, сообщает «The Art Newspaper».
По заявлению «Christie’s», аукционный дом помог урегулировать отношения между наследниками Кокса, Мейровски и Ротшильд, разрешившими продажу картины. История владения картиной показывает, насколько сложной может быть реституция произведений искусства. Сотрудники «Christie’s» отметили, что мир искусства уделяет повышенное внимание не только прямым нацистским конфискациям, но и продажам, совершаемым еврейскими семьями под принуждением. Музеи и частные коллекционеры все чаще изучают происхождение своих коллекций, особенно артефактов, привезенных из стран их происхождения в Европу в колониальную эпоху. «Пшеничные стога» превзошли аукционные оценки, согласно которым картина должна была быть продана за 20-30 миллионов долларов.
По данным «Christie’s», до того, как акварель была выставлена в выставочных залах «Christie’s» в Лондоне и Нью-Йорке, картину не показывали публике более 100 лет с тех пор, как она была представлена на масштабной ретроспективе Ван Гога в амстердамском музее «Стеделийк». Через шесть месяцев после того, как Ван Гог нарисовал картину, его планы по созданию колонии художников провалились. После ссоры с Гогеном в декабре 1888 года Ван Гог пережил нервный срыв, во время которого он, как известно, отрезал себе ухо, чтобы подарить его местной женщине в Арле. Ранее самой дорогой картиной Ван Гога на бумаге была картина «Урожай в Провансе», которая была продана в 1997 году почти за 15 миллионов долларов.