Новости

Аэрофотосъемка нацистов помогает картографировать и сохранять еврейские кладбища

30 сентября 2018, 16:30 История, Холокост
Поделиться

Когда немецкие летчики ВВС делали аэрофотоснимки Западной Украины в 1941 году, они делали это, чтобы помочь нацистской Германии победить Советский Союз в войне, во время которой был осуществлен геноцид 6 миллионов евреев. Но по иронии судьбы, немецкое правительство недавно приступило к финансированию усилий, которые используют фотографии для идентификации и сохранения еврейских кладбищ.

Усилия, в которых архивы Люфтваффе являются лишь одним из нескольких неординарных инструментов, начались в 2015 году с создания организации под названием «Европейская инициатива по еврейским кладбищам» или ESJF. ESJF, крупнейший в истории международный проект такого рода, с тех пор установил ограды более чем на 100 еврейских кладбищах в семи странах при скромном годовом бюджете в размере около 1 миллиона долларов. В Восточной Европе ограждение еврейских кладбищ «не так просто, как может показаться», по словам Филиппа Кармеля, бывшего британского журналиста, и генерального директора организации с момента ее создания. Даже определение местонахождения таких кладбищ может быть сложным в городах с полностью еврейским населением, которое было убито, а кладбища разграблены на строительные материалы, а затем их территории были использованы для развития города.

Вот где вступают в дело аэрофотосниимки Люфтваффе, сказал Кармель. «Очевидно, они были сделаны, чтобы помочь немецким военным усилиям», – сказал Кармель о печатях и негативах, которые он извлек из немецких государственных архивов. «Но они были достаточно точны, чтобы помочь нам идентифицировать некоторые еврейские кладбища прямо перед их разрушением». В западноукраинском городе Бучач – месте рождения лауреата Нобелевской премии по литературе Шмуэля Йосефа Агнона и охотника за нацистами Симона Визенталя – евреи из поколения в поколение хоронили своих мертвецов на вершине кургана, который в 1941 году стоял на северной окраине города. Но после убийства 10 000 евреев района во время Холокоста в лесу, прилегающему к кладбищу, было разрешено разрушить его, оставив открытыми лишь несколько десятков надгробий. Фрагменты других мацев лежали в выбоинах на обочине асфальтированной дороги, которая проходила по Торговой улице Бучача. Разрастание леса и разрушения надгробий – местные жители по всей Восточной Европы крадут их, чтобы использовать их в качестве точильных камней или строительных материалов – усложняет усилия по картографированию кладбищ.

Аэрофотосъемка Люфтваффе четко показывает  границы кладбищ, объяснял Кармель, который в прошлом году наблюдал за их демаркацией. ESJF недавно начал использовать беспилотные летательные аппараты, которые потребуются группе геодезистов. Ограждение имеет решающее значение, сказал Кармель, потому что оно предотвращает дальнейший урон. Хотя это не помогает ни восстановить ущерб ни остановить людей, которые полны решимости войти от того, чтобы перелезть через забор: «Он показывает владение, это указывает на интерес, и это значительно снижает вероятность вандализма», – сказал он.

Еврейские общины в Восточной Европе, как и активисты, работающие над сохранением еврейских кладбищ, борются за сохранение разрушающихся объектов наследия с эпохи, когда местное еврейское население было во много раз больше, чем сегодня. Но ESJF является самым финансируемым и первым международным проектом такого рода, действующим в районе с более чем 10 000 еврейских кладбищ. И это, безусловно, самый прозрачный проект, в соответствии с жесткими требованиями отчетности со стороны немецкого казначейства. В то время как основная часть ущерба еврейским кладбищам была нанесена во время Второй Мировой Войны и при коммунизме, они по-прежнему разрушаются сегодня с угрожающей скоростью из-за нерегулируемого строительства и вандализма.

Ранее в этом месяце было завершено строительство спортивного комплекса, финансируемого государством в городе Климонтов, Польша, на том месте, где, по словам активистов, было заброшенное еврейское кладбище. В прошлом году суд в Беларуси разрешил строительство многоквартирных домов на двух бывших еврейских кладбищах в Гомеле. А в Литве правительство игнорирует международный протест по поводу своего плана строительства конференц-центра на одном из крупнейших кладбищ Вильнюса, которое разрушили коммунисты.

По словам раввина Исаака Шапиры, израильского основателя и председателя совета ESJF, около четверти всех еврейских кладбищ в Восточной Европе были разрушены во время нацистского и советского периодов. «Большинство из тех, что остались, находятся без внимания главным образом потому, что их общины были уничтожены во время Холокоста», – сказал он. По словам Кармеля, это также является причиной того, что правительство Германии приняло решение о финансировании ESJF. ESJF, как правило, не работает на кладбищах с юридическим или территориальным спором, например, в Климонтове, Гомеле или Вильнюсе. «Наша цель состоит в том, чтобы оградить как можно больше еврейских кладбищ за как можно меньшее время и минимальную стоимость», – сказал Кармель. Вместо того, чтобы сражаться с местным властям и строителями, ESJF пытается найти компромиссы.

В рамках недавнего проекта ESJF даже купил небольшой участок земли в украинском городке, чтобы он мог служить христианским кладбищем. Это был самый простой способ заставить местную православную церковь, которая не хотела хоронить Адвентистов Седьмого дня на своем христианском кладбище, прекратить хоронить их поверх старых могил на заброшенном еврейском кладбище, сказал Кармель. Когда дело доходит до галахи или еврейского религиозного закона, ESJF строго соблюдает его правила по погребению, сказал Кармель. Но, когда это не возможно, сказал он, организация пытается пойти на компромисс, придерживаясь своего мнения о том, что местные партнерства являются единственной гарантией долгосрочного воздействия организации. «Кладбища, о которых мы заботимся, не охраняются», – сказал Кармель. «В конечном счете единственный способ убедиться, что эти места не будут разрушены, – заставить местное население думать об их местном еврейском кладбище как о своем собственном наследии».

Успех был достигнут в Фрамполе, Польша, где десятки школьников присоединились к проекту ESJF по постройке забора и очистке местного еврейского кладбища. Другая история — это история Кати Кривко, 17-летней старшеклассницы из украинского городка Деражня, расположенного примерно в 100 милях к северу от Бучача. Два года назад Кривко, не еврейка, связалась с ESJF, чтобы рассказать о еврейском кладбище за ее домом, которое местные дети использовали в качестве игровой площадки. «Я была потрясена, когда поняла, что дети играют буквально на кладбище», – сказала она JTA. «Я не понимала, почему этим пренебрегали, и никто не заботился об этом». Ее интерес к кладбищу привел Кривко к изучению трагической истории еврейского населения региона, а также к ESJF, которая очистила и огородила кладбище в прошлом году. «Это так важно для меня, потому что я знаю, что я единственный человек, который может спасти кладбище», – сказала она. «Я имею в виду, кто может позаботиться об этом».

jta.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции