Новости

79 лет назад в гетто Лахвы произошло одно из первых восстаний против нацистов

10 сентября 2021, 14:00 Холокост
Поделиться

3 сентября 2021 года исполнилось 79 лет со дня восстания в Лахвском гетто, которое многие считают одним из первых восстаний в гетто против нацистов во время Холокоста, пишет «The Jerusalem Post».

Лахвинское гетто находилось в одноименном польском городе на территории современной Беларуси. Евреи поселились здесь, вероятно, в 1600-х годах, и к 1920-м годам их насчитывалось около 1100 человек, что составляло треть всего населения городка. Но после 1939 года его население увеличивается примерно на 40%, поскольку евреи бежали из оккупированной немцами Польши, направляясь на восток, который находился под советской оккупацией. Однако в июле 1941 года немцы заняли город, и, как рассказал один из выживших в мемориальной книге «Ришоним ла-Меред; Лахва» («Первое гетто, поднявшее восстание, Лахва»), слухи об их зверствах уже тогда достигли еврейской общины.

Быстро был создан юденрат. В августе 1941 года многие евреи были вынуждены рыть канавы. Начали распространяться слухи, что это было прелюдией к запланированной резне евреев. Верно, это или нет, неизвестно, но, согласно Яд Вашем, председатель юденрата Дов Лопатин, бывший лидер сионистов, предотвратил это с помощью подкупа золотом. Как и в некоторых других местах Восточной Европы, нацисты начали отдавать приказы о строительстве гетто примерно весной 1942 года. «Мы были вынуждены сами установить колючую проволоку вокруг гетто», – отметил один из выживших в книге. «Раздел скудной жилой площади сопровождался раздорами. Ходатайство главы юденрата перед властями не помогло, а взяточничество не облегчило наше положение. Нам дали только два часа, чтобы покинуть наши дома, собрать имущество и перебраться в гетто. Нам пришлось нести наши пожитки на спине после тщательной проверки эсэсовцами, которые отняли у нас все, что хотели, а остальное оставили на разграбление».

Еда в гетто всегда была невероятно скудной, особенно когда заключенных стало еще больше, поскольку в гетто привезли евреев из Давид-городка и Сенкевича. Выжившие отметили, что лидер юденрата несколько раз рисковал своей жизнью, пытаясь облегчить страдания тех, кто находится в гетто, и избежать голода. Мысли о сопротивлении впервые начали формироваться после инцидента в конце июля 1942 года, когда местная полиция, поддерживаемая нацистами, убила группу из пяти детей. Некоторые молодые люди города разделяли сионистскую идеологию и даже были членами «Бейтара», у них был опыт борьбы с участниками беспорядков и грабителями. Вскоре они начали пытаться получить оружие для самообороны. Тогда же еврейская полиция, в состав которой входили члены подполья, начала требовать от евреев достать оружие и подготовиться.

«Можно было видеть, как люди ходят с ножами и топорами под покровом темноты», – вспоминал Копель Колпаницкий, переживший восстание в Лахве. Восстание произошло после того, как нацисты заявили Лопатину, что гетто будет ликвидировано, а большая часть жителей «переселена», что, как понимали жители гетто, означало убийство. По данным Еврейского партизанского образовательного фонда, нацисты пообещали пощадить юденрат и их семьи, врача гетто и 30 рабочих по выбору Лопатина. Однако Лопатин отказался от этого предложения, якобы сказав: «Либо мы все живем, либо все умрем». А 3 сентября вспыхнуло восстание.

Организованные Лопатином и членом «Бейтара» Ицхаком Рохзиным, евреи подожгли большую часть гетто, когда немцы окружили его вместе с украинскими и белорусскими полицейскими. Когда огонь был зажжен, это стало сигналом для массового побега, евреи прорывались через ворота гетто и убегали, пока пламя распространялось. Члены подполья гетто во главе с Рохзиным атаковали немецкие войска, когда пожар распространился, а другие евреи спаслись бегством. Показания о побеге дал Колпаницкий. «Лопатин вошел в здание юденрата, поджег его, и здание начало гореть», – рассказал он. «Затем был дан сигнал. Рохзин вышел с топором в руке, обрушил его на голову стрелявшего офицера гестапо … Раввины встали в стороне и начали повторять «Шма Исраэль», и все громко повторяли вслед за ними, выкрикивая: «Шма Исраэль!» и побежали к забору». Но не всем это удалось.

«Три пулемета через реку открыли огонь по всем бегущим людям», – заявил Колпаницкий. «Когда я бежал, я увидел справа от себя моего брата Моше, который склонился над немцем и бил его топором. Я подал ему знак бежать, и он жестом велел мне бежать. Я больше никогда не видел свою семью». В конце концов, многие евреи были пойманы и убиты в последующие дни. Из более чем 1000 беглецов только около 120-300 евреев (по разным данным) спаслись бегством в леса. Рохзина среди них не было, так как он был застрелен во время прыжка в реку Смердь. Лопатин выбрался и присоединился к лесным партизанам, сражавшимся против гитлеровцев. Однако он умер через несколько лет во время войны, подорвавшись на мине. Только 90 беглецов пережили войну, и их имена были занесены в мемориальную книгу.

Колпаницкий был одним из них. Он присоединился к партизанам, а затем и к Красной армии, сражаясь с отступавшим вермахтом. После войны Колпаницкий дезертировал из Красной армии и начал долгий и трудный путь, чтобы добраться до Подмандатной Палестины. Наконец он прибыл в 1948 году и вступил в ЦАХАЛ, демобилизовавшись спустя годы в звании майора.

Восстание в Лахве считается одним из первых, если не самым первым восстанием еврейского гетто против нацистов. Во время Холокоста произошли еще несколько подобных событий, наиболее известное из которых — восстание в Варшавском гетто. Что касается еврейской жизни в Лахве сегодня, то ее нет. Сам городок – всего лишь небольшой поселок в Лунинецком районе Брестской области Беларуси.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции