6 фильмов на еврейскую тематику, которые стоит посмотреть на нью-йоркском онлайн-фестивале DOC NYC в этом году
DOC NYC – один из ведущих мировых фестивалей документального кино, и в этом году он будет проводиться онлайн, как и большинство других кинофестивалей в момент пандемии. Среди его более чем 200 фильмов есть шесть жемчужин с сильной еврейской тематикой – от обзора произраильского лобби AIPAC до хроники негритянско-еврейской дружбы, возникшей в процессе рассмотрения расистского дела в Верховном суде. Все фильмы будут доступны по цене 12 долларов за штуку или в специальных пакетах по 5 или 10 штук; также предусмотрены билеты на все показы. Фестиваль проходит с 11 по 19 ноября.
Подробнее о фильмах на еврейскую тематику. «Короли Капитолийского холма», реж. Мор Лаши. Лаши, получившая множество премий «Офир» – израильского эквивалента «Оскара» – за свои документальные фильмы, пристально всматривается в мощное произраильское лобби AIPAC и обнаруживает некоторые трещины в его обычно едином фасаде. Она берет интервью у некоторых разочарованных членов AIPAC, которые недовольны политикой премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и президента Трампа, несмотря на то, как заявления лидеров выглядят на бумаге.
«Преступление в Байу», реж. Нэнси Бёрски. Режиссер фильма «Любящая история», получившего премии «Пибоди» и «Эмми», рассказывает историю Гэри Дункана, 19-летнего чернокожего парня, который был арестован и осужден за прикосновение к руке белого мальчика в 1966 году. Его молодой адвокат-еврей Ричард Собел отказался принять решение, вынесенное сельским судом штата Луизиана, и обжаловал это решение вплоть до Верховного суда. Фильм рассказывает об этой истории и о прочной связи, сложившейся между двумя мужчинами.
«Понимание Гитлера», реж. Петра Эпперлейн и Майкл Такер. Американский режиссер Такер и немецкий режиссер Петра Эпперлейн подтверждают то, что большинство людей должно было выучить в средней школе: если вы не изучаете историю, вы будете обречены на повторение ее ошибок. В фильме они едут в девять стран, чтобы увидеть, что Гитлер значит для разных групп людей в контексте нынешней волны антисемитизма и белого супремасизма, пронизывающих западные демократии. Они также беседуют с известными учеными, изучающими Холокост, такими как историки Саул Фридлендер и Дебора Липштадт, а также со знаменитыми охотниками за нацистами Беате и Сержем Кларсфельдами, которые обсуждают, почему понимание истории сейчас как никогда актуально.
«Ронни», реж. Оливер Мюррей. Обозначенный в названии Ронни — это Ронни Скотт, еврейский ребенок, выросший в бедности в лондонском Ист-Энде в 1940-х годах. Он основал одноименный лондонский ночной джазовый клуб, и фильм рассказывает о его жизни. Здесь также представлены архивные кадры выступления великих джазовых исполнителей – Диззи Гиллеспи, Сары Вон, Эллы Фицджеральд, Нины Симон и многих других, – что само по себе стоит цены входного билета. И добавьте к этому историю об очаровательном человеке, добившемся большого успеха в борьбе с собственными демонами.
«Пока не наступит Царствие небесное», реж. Майя Зинштейн. Странных партнеров создает не только политика, но и откровение. Этот фильм исследует удивительный союз между американскими евангелистами и израильскими правыми, и их совокупное влияние на администрацию Трампа. Зачем? Отчасти потому, что евангелисты верят, что экспансия Израиля поможет привести к исполнению пророчества о конце времен, когда христиане вознесутся на небеса.
«Смотровая будка», реж. Раанан Александрович. Александрович получил множество призов – премию большого жюри за документальный фильм на Иерусалимском кинофестивале и кинофестивале «Сандэнс», а также премию «Пибоди» за фильм «Закон в этих краях» о двойных правовых стандартах, применяемых к палестинцам, живущим в условиях израильской оккупации. Здесь он просит молодого произраильского студента-американского еврея посмотреть серию фильмов о жизни на оккупированном Западном берегу – одни из прогрессивных источников, а другие из источников в правительстве Израиля. Спустя несколько месяцев Александрович возвращается и просит студента описать его чувства и сказать – изменилось ли что-то в его воззрениях.