2700 лет назад крошечный кусок глины заверил сделку при дворе библейского царя Иеровоама II
Подлинность артефакта, который, является самым ранним оттиском глиняной печати из Земли Израиля, использовавшимся при дворе израильского царя Иеровоама II, была подтверждена после многих лет лабораторных испытаний под руководством профессора Юваля Горена из Университета Бен-Гуриона, сообщает «The Times of Israel».
Глиняный оттиск печати с надписью, известный как булла, был куплен у бедуинского торговца древностями в 1980-х годах, и теперь считается, что он относится к эпохе правления Иеровоама II в 8 веке до н. э. «Эта булла – одна из самых ранних, если не самая ранняя, булла в Земле Израиля», – заявил Горен «The Times of Israel» перед публикацией научного исследования на иврите в специальном выпуске журнала «Eretz Yisrael», посвященном эпиграфисту Аде Ярдени.
Овальная булла почти идентична редкой – и теперь утерянной – намного большей каменной печати из яшмы, которая была найдена в 1904 году во время археологических раскопок в Тель-Мегиддо, проводимых Готлибом Шумахером. Замечательная утерянная печать и недавно подтвержденный оттиск печати украшены рычащим львом, который стоит с поднятым хвостом, над которым находится надпись, сделанная палеоеврейским письмом «l’Shema eved Yerov’am» (Принадлежит Шема, слуге/министру Иеровоама). Считается, что Иеровоам II правил с 788 по 748 гг. до н. э. На булле осталась лишь часть опечатка от надписи, но Горен подчеркивает, что это явно та же надпись, что была вырезана на печати из яшмы.
Горен рассказал «The Times of Israel», что он узнал о булле более 10 лет назад. Она была куплена на бедуинском рынке недалеко от Беэр-Шевы Игалем Роненом, бывшим профессором ядерной инженерии и известным коллекционером древностей всего за 10 израильских шекелей в 1980-х годах, что эквивалентно нескольким центам. По словам Горена, из-за чрезвычайно странных обстоятельств и невысокой цены Ронен изначально проигнорировал возможность того, что маленькая булла размером 23,4 мм (1 дюйм) на 19,3 мм (0,75 дюйма) может быть подлинной, и счел ее искусной подделкой или копией. Как отметил Горен, около пяти лет назад началось исследование буллы, работая по протоколу, который он выработал за последнее десятилетие, включающему целую серию тестов из различных научных дисциплин. Используя этот протокол тестирования, Горен предоставлял экспертные показания по громким делам о предполагаемой подделке артефактов, например по делу об оссуарии Иакова.
По его словам, он анализировал многочисленные печати для израильской полиции и Израильского управления древностей. К исследованию новой буллы Горена подтолкнул друг и сосед Ронена, археолог и почетный профессор Университета Бен-Гуриона Элиезар Орен основатель археологической программы Университета Бен-Гуриона. Он подозревал, что булла все же подлинная, и призвал семью Роненов дать разрешение на проведение тестирования. Горен заявил, что он согласился на проведение тестов при условии, что артефакт будет передан Израильскому управлению древностей в случае, если он подлинный.
Среди ученых, принявших участие в новом исследовании буллы, были эпиграфист из Университета Бен-Гуриона профессор Шмуэль Ахитув, геологи доктор Авнер Аялон и доктор Мира Бар-Мэтьюз из Геологической службы Израиля и археолог IAA Орит Шамир, специализирующийся на текстиле. Сам Горен специализируется на изучении происхождения керамических артефактов, включая оттиски печатей и клинописные таблички, а также на идентификации технологий, используемых для их создания с помощью минералогии. Он рассказал, что для нового исследования буллы ему пришлось взять крошечный фрагмент глины, чтобы изучить минеральный состав.
«Мои руки не дрожали», – пошутил он, сказав, что он провел аналогичные тесты с другими бесценными печатями из знаменитых архивов Амарны в Египте и других мест. В другой серии испытаний был проанализирован изотопный состав патины буллы — тонкой пленки, которая возникает из-за воздействия воздуха с течением времени и может быть подделан до определенной степени. «Вы можете имитировать патину в лаборатории, но этот тест обнаружит подделку», – подчеркнул Горен.
По его словам, тестирование заняло несколько лет, и не потому, что сами тесты отнимают много времени, а из-за контрольного протокола испытаний. «Каждый раз, когда мы пытаемся датировать глину, присутствует конфликт между действиями и возникает необходимость использовать несколько методов, чтобы быть уверенным в результате», – отметил он. Так что нам нужно несколько тестов».
Для чего использовались эти глиняные печати?
Хотя печать Израильского Царства, подобная этой новой булле, встречается крайне редко, сотни подобных булл были обнаружены в Иудейском Царстве. Некоторые, говорит Горен, имеют следы запечатывания на папирусе, иногда на ткани, а иногда на дереве – может быть, на коробках, может быть, на мешках, – сказал он. Однако есть признаки того, что некоторые из этих оттисков печати вообще ничего не запечатывали, заметил он, цитируя работу археолога Нахмана Авигада, который назвал эти оттиски «финансовой буллой». По его словам, эти символы могли быть созданы как ссылка на официальное соглашение или транзакцию. Интересно, сказал Горен, что часто те оттиски печати, которые показывают следы присутствия на папирусе или ткани, позже сжигались. По его теории, для того, чтобы засвидетельствовать сделку, использовался оттиск мокрой печати, который позже удалялся с бумаги или ткани, которую он скреплял, и обжигался при высокой температуре – около 750 градусов по Цельсию, температура, при которой создавалась новая булла. «Мы полагаем, что они были обожжены или запечены после удаления из документа и поэтому сохранились», – сказал он.
Горен рассказал, что при раскопках 1950-х годов в Тель-Лахише было обнаружено здание железного века, в котором был обнаружен маленький закрытый кувшинчик, заполненный такими буллами. «Зачем кому-то хранить буллы, – спросил он, и сам же ответил, – потому что они все еще использовались в качестве ссылок на заключенную сделку даже после того, как документ был открыт». «Поэтому мы считаем, что печати действовали как сегодняшние подписи», – заключил Горен.