21 никогда не публиковавшаяся фотография последствий восстания в Варшавском гетто, найдена на чердаке в Польше
Снимки, тайно сделанные польским пожарным, когда немецкие войска подожгли еврейское гетто, недавно были обнаружены сыном фотографа на чердаке одного из членов семьи, пишет журналист «The Times of Israel» Мэтт Лебович.
«Образ этих людей, которых вытаскивали из бункеров, останется со мной на всю оставшуюся жизнь», — написал Збигнев Лешек Гживачевский о фотографиях, которые он сделал, будучи 23-летним пожарным. Восстание, крупнейший акт сопротивления евреев нацистскому режиму во время Холокоста, длилось с 19 апреля (канун Песаха) по 16 мая 1943 года. Пока 50000 «гражданских» евреев прятались в бункерах, еврейские бойцы неделями сдерживали самые могущественные вооруженные силы Европы в попытке помешать немецким войскам «ликвидировать» гетто и его оставшихся жителей.
По данным Музея Холокоста США, восстание, в котором участвовало не менее 700 еврейских бойцов и погибло более 7000 евреев, «стало первым значительным городским восстанием против немецкой оккупации в Европе». После восстания 42000 евреев были отправлены в концлагеря и лагеря смерти. Фотографии Гживачевского — единственные известные фотографии последствий восстания, которые не были сфотографированы нацистами. До нового открытия его сына некоторые из его фотографий были известны историкам, но на чердаке есть негативы десятков новых фотографий. «Их лица с безумным, отсутствующим выражением, фигуры, шатающиеся от голода и смятения, грязные, оборванные», — писал Гживачевский. «Массово расстреливали; те, кто еще был жив, падали на тела тех, кто уже был уничтожен», — записал пожарный в своем дневнике.
В хорошо изученном «Отчете Штропа» генерал СС, ответственный за уничтожение гетто, отправил в штаб-квартиру Берлина множество фотографий, документирующих жестокую зачистку после восстания. Эти же фотографии были обнаружены случайно, когда сын Збигнева Мацей Гживачевский помогал музею POLIN в Варшаве подготовить выставку на основе фотографий своего отца. В одной из коробок своего покойного отца Гживачевский нашел негативы 48 фотографий военного времени. Из них 33 фотографии изображали гетто. 21 из них никогда не публиковалась. Все ранее не публиковавшиеся изображения будут показаны в апреле на временной выставке музея POLIN к 80-летию восстания под названием «Вокруг нас огненное море: судьба евреев из числа гражданских лиц во время восстания в Варшавском гетто».
«Дым над гетто»
В 1941 году фотограф-любитель Збигнев Лешек Гживачевский присоединился к Варшавской пожарной команде. Большую часть оккупации бригада действовала за пределами гетто в «арийской» Варшаве. Однако действия по подавлению еврейского восстания привели к тому, что немцы поставили перед бригадой задачу предотвратить распространение огня из гетто на «арийские» части города. Во время месячной операции немцев по уничтожению гетто с помощью огнеметов Гживачевский тайно фотографировал в перерывах между работой.
«Нахождение негативов сродни поиску источника — первой оригинальной записи, которая содержит все кадры и указывает на последовательность, в которой они были сняты», — заметила пресс-секретарь POLIN Марта Дзевульска. «Мы можем увидеть кадры восстания, которых раньше не видели, или обнаружить новые детали и фрагменты кадров, вырезанных из репродукций. Не менее важны история их автора и контекст, в котором они были сняты», — заявила Дзевульска. До лета 1942 года в крупнейшем еврейском гетто Европы находились более 400000 евреев. После того как летом 1942 года большая часть населения Варшавского гетто была депортирована в лагерь смерти Треблинка, группы сопротивления гетто объединились, чтобы собрать оружие и спланировать защиту оставшихся жителей. Еврейские бойцы знали, что у них нет шансов на победу, но, согласно первоисточникам, сопротивление нацистам стало для них делом еврейской чести. Помимо свидетельств выживших, о жизни и смерти в Варшавском гетто многое известно из архива Онежского Шаббата, нескольких тайников с документами, созданных до восстания.
В своем дневнике Гживачевский задокументировал опыт работы в дымящемся гетто в течение одного месяца. Хотя он не ссылался на свои тайные фотографии в дневнике, негативы, обнаруженные его сыном, свидетельствуют о том, что Гживачевский описывал последствия восстания. «Мы знали, что в качестве пожарного мой отец помогал тушить пожары в гетто, так же как мы знали, что он участвовал в Варшавском восстании и был тогда ранен», — рассказал Мацей Гживачевский, боровшийся против советского режима в Польше. «Однако мой отец не говорил о восстании, как и не говорил нам, что был в подпольной «Армии Крайовой». Я думаю, что в коммунистическую эпоху это был вопрос безопасности», — заявил Гживачевский.
Спустя год после еврейского восстания, во время восстания оккупированной Варшавы против немецкого контроля в августе 1944 года, отец Гживачевского был одним из многих поляков, которые 63 дня сражались за освобождение города. В ответ на восстание немецкие войска расстреляли более 150000 поляков, а 16000 участников сопротивления были убиты в боях с немецкой армией.