200000 человек призывают правительство не отказываться от судебной реформы на фоне переговоров о компромиссе
Массы сторонников ультраправого правительства премьер-министра Биньямина Нетаньяху заполнили улицы вокруг Кнессета в Иерусалиме вечером 27 апреля, устроив самый масштабный митинг, направленный на то, чтобы обеспечить коалиции общественную поддержку ее планов радикальной перестройки судебной системы в свете широко распространенной оппозиции внутри страны и за рубежом, пишет журналист «The Times of Israel» Лазар Берман.
Официальной численности, собравшихся от полиции, не было, но по оценкам СМИ — со ссылкой на данные фирм, которые специализируются на оценке численности толпы, — собралось от 150000 до 200000 человек, присутствовавших на митинге, заранее названном организаторами «Маршем Миллионов». Около 1000 автобусов были отправлены по всей стране, чтобы доставить участников на митинг, сообщил «Channel 12», утверждая, что партия Нетаньяху «Ликуд» и ультраправая Религиозная сионистская партия вложили сотни тысяч шекелей в организацию мероприятия. Число собравшихся оказалось таким же, как на субботних вечерних митингах против попытки ограничить полномочия Верховного суда, которые проходят еженедельно в течение почти четырех месяцев существования нынешнего правительства. В толпе сторонников реформы было заметно больше более молодых религиозных израильтян, причем значительный процент из них моложе возраста избирателей, и многие автобусы доставляли сторонников из поселений Западного берега. Многие участники несли национальный флаг, который широко использовался демонстрантами на протестах против реформы.
Хотя митинг 27 апреля был первым митингом такого масштаба активистов, выступающих за реформу, организаторы стремились продемонстрировать, что они представляют мнение большинства по этому вопросу, указывая на реформу как на продолжение убедительной победы блока сторонников Нетаньяху в Кнессете 1 ноября, позволившей лидеру «Ликуда» сформировать однородную коалицию из 64 человек в парламенте из 120 членов. Общество поддержало реформу «на референдуме шесть месяцев назад», — заявил министр юстиции Ярив Левин, имея в виду выборы, которые привели к власти правую коалицию. Некоторые из выступавших выразили поддержку нынешним переговорам с оппозицией о компромиссе, начатым в прошлом месяце после того, как Нетаньяху согласился временно приостановить реформу, но многие ясно дали понять, что они по-прежнему в целом привержены реформе.
Другие выступавшие заявили Нетаньяху, что ему вообще не нужно идти на компромисс. На митинге выступили некоторые из главных архитекторов реформы и ее наиболее высокопоставленные сторонники в правительстве, хотя и не сам Нетаньяху, который остался в стороне, но написал в своем твиттер-аккаунте сообщение с благодарностью присутствующим. «Я глубоко тронут удивительной поддержкой национального лагеря, который сегодня вечером в массовом порядке поднялся в Иерусалим», — написал премьер-министр, опубликовав фотографии, демонстрирующие большую явку. «Все мы, 64 депутата Кнессета, которые принесли победу, — граждане первого сорта», — добавил он. Многие сторонники правой коалиции стали называть себя «гражданами второго сорта», утверждая, что их голоса считаются менее ценными, чем голоса тех, кто устраивал протесты против реформы. Заявления во многих выступлениях на митинге также простирались от инициатив в поддержку реформы до жалоб на «украденные» выборы, при этом участники утверждали, что предложения об ограничении власти суда представляют собой замалчиваемую волю народа.
Выйдя на сцену под скандирование «Народ требует судебной реформы», Левин заявил: «Народ проголосовал за судебную реформу». «Здесь, на этой сцене, 64 места в Кнессете, чтобы исправить несправедливость. Больше никакого неравенства, никакой односторонней судебной системы, никакого суда, чьи судьи стоят выше Кнессета и выше правительства», — заявил он. Используя давние аргументы лагеря сторонников реформы и преуменьшая значение опросов общественного мнения, которые постоянно показывали снижение поддержки нынешних коалиционных партий. Сторонники реформы утверждают, что она восстановит баланс между ветвями власти после десятилетий чрезмерно активной судебной системы. Оппоненты утверждают, что Израиль больше не будет либеральной демократией, если предложения будут реализованы, а эксперты по безопасности, экономике и праву предупреждают о серьезных последствиях в соответствующих областях. Когда министр юстиции выступал на митинге, толпа свистела при каждом упоминании Верховного суда. Перед митингом участников засняли, идущими по массивному транспаранту с лицами председателя Верховного суда Эстер Хают, генерального прокурора Гали Бахарав-Миара, бывшего председателя Верховного суда Аарона Барака, бывшего генерального прокурора Авихая Мандельблита и бывшего государственного прокурора Шаи Ницана. Было неясно, было ли это сделано намеренно или баннер был ненадолго положено на землю, а затем поднят активистами во время марша возле Кнессета. Тем не менее кадры вызвали бурю негодования, а председатель оппозиции Яир Лапид заявил, что изображения наполнили его «глубоким стыдом и печалью». «Это то, что чувствовал каждый израильтянин, принадлежащий к здравомыслящему большинству, когда протестующие наступали на фотографии судей Высокого суда. Это произошло не на митинге «La Familia» (ультраправой экстремистской группировки), а на демонстрации, организованной премьер-министром Нетаньяху и финансируемой «Ликудом», с министром юстиции Левином в качестве основного выступающего».
Тем временем на митинге Левин стремился развеять критику реформы. «Нам говорят, что если реформа пройдет, будет диктатура. Нет большей лжи, чем эта. Покажите мне хоть одну демократию, в которой юрисконсульты принимают решения вместо правительства», — заявил он, имея в виду часть пакета капитальных изменений, который позволит министрам назначать — и увольнять — своих юрисконсультов, чтобы не иметь дело с юридическими заключениями от кто-то кроме доверенного идеологически близкого юриста. Но он также выразил поддержку переговорам о компромиссе, по-видимому, отвергнув призывы к пересмотру судебной системы в том виде, в каком она есть. «Я убежден, что мы можем прийти к исправлению действующего законодательного пакета по соглашению», — заметил он, вызвав освистывание некоторых в аудитории. «Согласие, означает серьезные переговоры, и готовность оппозиции принять реальные составляющие реформы».
Однако он заявил, что представители оппозиции на переговорах во главе с президентом Ицхаком Герцогом сказали «нет каждому предложению». По его словам, пакет реформ не был направлен на достижение политического контроля над судами. «Мы хотим, чтобы Верховный суд был для всех — либералов, консерваторов, правых, левых, всех». «Пришло время для Верховного суда, который не дает прав семьям террористов и не разрешает фальшивые поминальные службы вместе со сторонниками терроризма». По его словам, Израилю нужен суд, который «наказывает насильников, а не ищет способов их защитить». «Суд, который защищает солдат ЦАХАЛа, а не соседей террористов».
Левин также под аплодисменты заявил, что нападки на него «только укрепляют меня», и пообещал, что продолжит делать «все, что в моих силах», чтобы довести реформу до конца.
Его предшественник на посту министра юстиции Гидеон Саар из оппозиционной партии «Национальное единство» охарактеризовал выступление Левина «как одну из самых серьезных подстрекательских речей против судебной системы, которую он возглавляет». Саар сказал, что она была произнесена, чтобы «сорвать переговоры о компромиссе и продолжить делегитимизацию судебной системы, чтобы разрушить ее как независимую систему и поставить ее под свой контроль».
В своем выступлении на митинге министр финансов Бецалель Смотрич заявил, что на стороне противников реформы – СМИ и магнаты, «а у нас есть люди, которые требуют, чтобы мы исправили то, что нужно исправить». «Народ требует правовой реформы, и он получит правовую реформу. Мы не откажемся от того, чтобы сделать Государство Израиль еще лучшим местом для жизни», — заметил Смотрич. «Мы не откажемся от еврейского государства и не откажемся от израильской демократии. Эти условия у нас никто не украдет». Соратник ультраправого министра Итамар Бен Гвир использовал свое выступление для нападок на противников реформы, заявив, что они заинтересованы не только в том, чтобы просто заблокировать реформу, но и в более широком противодействии правому правительству. «Они не признали, что мы победили», — заметил он. Он особенно обиделся на то, что, как он утверждал, было поддерживаемой оппозицией кампанией против его участия в церемонии Дня памяти на военном кладбище в Беэр-Шеве в начале этой недели. Часть семей погибших выразила протест против его появления, подчеркнув его экстремистские взгляды и то, что он не служил в армии, и мероприятие переросло в оскорбления и потасовки. Утверждая, что кампания против него была направлена на «делегитимизацию» правого лагеря в более широком смысле, Бен Гвир заявил: «Они нанесли ущерб святости Дня памяти и попытались создать разделение и раскол. Я не прощу Яира Лапида за попытку навредить Дню памяти».
Депутат Кнессета от Религиозной сионистской партии Симха Ротман, еще один архитектор реформы, был встречен на сцене бурными возгласами и скандированием в адрес генерального прокурора Бахарав-Миары, которая выступила против предложений коалиции. «За последние несколько месяцев мы услышали так много лжи. Мы пришли сюда, чтобы услышать правду. На демонстрациях против реформы они кричат «демократия». Но когда судьи назначаются по модели «друг приводит друга», это не демократия». «Более двух миллионов человек проголосовали за правый лагерь, чтобы исправить судебную систему, это демократия», — заметил Ротман, призывая толпу скандировать это слово. «Без судебной реформы мы продолжим принимать законы о лишении террористов гражданства — и Верховный суд скажет «нет». Без судебной реформы мы продолжим принимать законы для обеспечения безопасности жителей южного Тель-Авива и борьбы с нелегальными иммигрантами — и Верховный суд скажет «нет», — заявил Ротман. «Важно исправить и важно достичь соглашения, но мы не должны сдаваться».
Лапид бурно отреагировал на речи на митинге: «Подстрекательские речи министров и депутатов на митинге только продолжают раздирать людей и разрушать израильское общество… Что еще они сделают с Государством Израиль и народом Израиля до того, как они остановятся?».
В соседнем развлекательном центре «Синема Сити» полиция выследила четырех подростков, подозреваемых в причастности к нападению на охранника – араба в торговом центре, причем один из нападавших нес флаг экстремистской группировки «Лехава». Они были задержаны на крыше комплекса, но вскоре после этого трое были освобождены. В другом случае насилия в журналистов новостей «Channel 13», освещавших митинг, бросили стеклянную бутылку. В видеоролике корреспонденты Мориа Асраф Вольберг (замужем за пресс-секретарем Левина Нахумом Вольбергом) и Ишай Порат разговаривают, когда бутылка приземлилась между ними. В коротком ролике не было видно, кто ее бросил. Телеканал сообщил, что бутылка была брошена в журналистов после того, как группа демонстрантов прервала их и оскорбила, призвав полицию «привлечь этих жестоких преступников к ответственности». «Насилие по отношению к журналистам в целом и персоналу «Channel 13» в частности уже стало обычным явлением», — говорится в заявлении.
Митинг 27 апреля завершился без других случаев насилия, когда его участники спели национальный гимн «Атиква» и направились домой. Сообщений о блокировании дорог активистами, кроме тех, что были оцеплены полицией, не поступало, как это было в последние месяцы после акций протеста против реформы. Компания «Израильские железные дороги» запустила дополнительные поезда в Иерусалим и из него, чтобы предотвратить переполненность. Это решение было отменой политики, проводившейся в ходе некоторых протестов против реформы, когда министр транспорта «Ликуда» Мири Регев отказалась вводить дополнительные поезда для участников демонстраций.
Среди выступавших явно отсутствовали представители ультраортодоксальных партий, при этом представителей харедим также было очень мало среди собравшихся. Частично это было результатом призыва ранее в тот же день популярной харедимной газеты, призывающей читателей не прерывать изучение Торы, чтобы посетить массовый митинг, а также аналогичных призывов некоторых влиятельных раввинов общины. Ультраортодоксальная партия ШАС также воздержалась от призыва к своим сторонникам принять участие в акции протеста. Тем не менее организаторы стремились адаптировать речи к трем группам сторонников реформы — избирателям «Ликуда», религиозным сионистам и ультраортодоксальным израильтянам. Для участников – харедим была выделена небольшая секция, разделенная по половому признаку, чтобы они могли с комфортом принять участие в митинге. На некоторых плакатах на митинге была надпись: «Когда у власти Верховный суд, вам предъявляют сфабрикованные обвинения» — отсылка к уголовным делам против премьера. Другие плакаты гласили: «Когда Верховный суд находится у власти, еврейские дома разрушаются» — намек на снос домов незаконных поселенцев. В некоторых брошюрах утверждалось, что противники реформы нарушают библейскую заповедь, «не укради», якобы работая над «аннулированием» голосов правых на предыдущих выборах.
Ранее 27 апреля член Кнессета от партии «Еш Атид» Моше Тур-Паз спровоцировал скандал после того, как сначала написал в своем твиттер-аккаунте, а затем удалил пост, в котором выражается поддержка правого проправительственного митинга в Иерусалиме, сообщают ивритоязычные СМИ. Твит был удален, как сообщается, по приказу лидера партии Лапида. Это вызвало обвинения в том, что Лапид самовластно руководит партией. В ответ на митинг 27 апреля организаторы еженедельных митингов против реформы заявили, что они «усиливают протесты» и 29 апреля «объявят о новых мерах, чтобы остановить надвигающуюся диктатуру». «Начиная с 30 апреля, когда закончатся каникулы в Кнессете, только одно голосование отделяет Израиль от превращения в ультранационалистическую диктатуру», — говорится в заявлении. «Это явная и непосредственная опасность для израильской демократии. Переговоры во главе с президентом оказались обманчивыми… Только протестующие на улицах сотни тысяч израильтян могут остановить переворот».