Новости

1200 мацев и две синагоги

25 марта, 11:00 Россия
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Читинские СМИ «МК в Чите» и «Чита.Ру» сообщили, что мацевы со Старочитинского кладбища, закрытого в 1940-е годы, в советский период были использованы для благоустройства площади Декабристов в центре Читы. С 2017 года они хранятся на базе хранения в Сухой Пади.

Мацева — это еврейское надгробие, на котором помимо имени усопшего часто указываются цитаты из священных текстов и символы, отражающие происхождение или род занятий покойного. В еврейской традиции такие памятники относятся к числу объектов особого почтения, и их уничтожение или использование в бытовых целях считается недопустимым.

Председатель еврейской общины Читы Григорий Еремин прокомментировал ситуацию журналу «Лехаим», отметив, что история с мацевами вновь привлекла внимание СМИ в ходе его интервью, посвященного проблеме читинской синагоги.

«В конце XIX века в Забайкалье было две большие синагоги — в Чите (3000 квадратных метров) и Петровске-Забайкальском (1500 квадратных метров), обе построены одним и тем же архитектором. В Чите наша община вынуждена быть в здании на правах арендаторов, основная часть помещения занята УФСИН. Синагога в крайне плохом состоянии, и я хотя бы водопроводные трубы хочу там сделать. Но в администрации мне сказали, что сначала нужна проектная документация, а её подготовка стоит от 300 000 до миллиона рублей — таких денег у нас нет. Поэтому вопрос замер», — рассказал председатель общины. По его мнению, ситуация могла бы измениться, если бы здание полностью передали общине — это позволило бы начать поиск спонсоров.

«В Петровске-Забайкальском в синагоге до недавнего времени располагалась налоговая инспекция, и здание поддерживали в относительно приличном состоянии. Но 2–3 года назад они съехали, и теперь синагога пустует, хотя находится под охраной. Нам предлагали её забрать, тем более что в Петровске еще живут евреи. Но мы пока обсуждаем этот вопрос в общине и не пришли к единому мнению», — отметил Григорий Еремин.

Что касается мацев, то, по его словам, речь идет о почти 1200 надгробий.

«На части мацев сохранились надписи на иврите. Когда площадь реконструировали, я уговорил поднять их и потом обратился в Федерацию с вопросом, что делать. Мне ответили, что камни нужно захоронить. Я обратился в городскую администрацию с просьбой выделить участок для этого, но в итоге землю так и не предоставили.

Эти надгробия сначала хранились на складе, затем администрация продала этот склад и вывезла большую часть мацев, но не все, в Сухую Падь. А позже мне звонил новый владелец склада и спрашивал: “Вот у меня тут ваши надгробия лежат, может, заберёте?” А мне их некуда девать, потому что участок так и не выделили.

Так что пока только одно надгробие принесли, и оно лежит рядом со зданием синагоги», — заключил Еремин.

КОММЕНТАРИИ
Твитнуть
Поделиться
Поделиться

Выбор редакции