Федерация

Главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнования в связи с кончиной поэта Евгения Евтушенко: «Известие о кончине Евгения Евтушенко вызвало чувство глубокой скорби у меня, и, я думаю, у очень многих моих соплеменников и единоверцев. Евгений Александрович был дорог всем нам как талантливый поэт, на произведениях которого выросло несколько поколений российской интеллигенции. Мы все знали его как человека большого гражданского мужества, всегда говорившего правду и учившего людей быть свободными даже в условиях тотальной несвободы. Евгений Александрович не занимался политикой – но, как сам он справедливо написал, «поэт в России – больше, чем поэт»: в конечном счете, падение тоталитарного режима было во многом предопределено нонконформистской литературой «поколения шестидесятников», ярчайшим представителем которой был Евгений Евтушенко.

Для моего народа была еще одна, особая причина тепло относиться к Евгению Евтушенко. Он был первым в СССР, кто не только затронул в своем творчестве тему Холокоста, но и открыто выступил против антисемитизма – именно в то время, когда тот начал превращаться в государственную политику.

Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
и потому – я настоящий русский!

– эти строки из поэмы «Бабий Яр» навсегда останутся в памяти евреев в России и во всем мире. Уверен, что светлый образ Евгения Евтушенко будет еще для многих поколений символом всего лучшего, что есть в русском человеке».

Поделиться
Отправить

В конце марта во Владивостоке, в рамках реализации антинаркотической программы Федерации еврейских общин России, прошел семинар-тренинг для представителей профессий социальной направленности “Психологическое и информационное сопровождение наркозависимых”.

Краевой наркологический диспансер оказал значимое содействие в организации мероприятия и предоставил помещение для его проведения.

Не осталась в стороне и еврейская община города. Раввин Владивостока Шимон Варакин принял активное участие в подготовке семинара.

В тренинге приняли участие порядка 65 человек – врачи психиатры-наркологи, психологи, студенты, педагоги, социальные работники и сотрудники правоохранительных учреждений Приморского края.

Целями мероприятия было повышение эффективности работы по вопросам предупреждения, выявления и решения проблем наркомании и алкоголизма, качества оказания помощи людям, столкнувшимся с данными проблемами, а также развитие форм и методик психологического сопровождения наркозависимых и алкоголиков.

Провели семинар психологи Александр Савицкий, Евгений Сошников и руководитель антинаркотической программы при ФЕОР раввин Давид Грановский.

Информационные блоки семинара сменялись живыми тренингами в смоделированных ситуациях, за счет чего участники активно включались в процесс, знакомились и обменивались опытом.

Большинство слушателей отметили, что узнали много нового и полезного, несмотря на свой опыт работы в области помощи наркозависимым и их семьям.

Одним из важных результатов мероприятия стало то, что представители различных учреждений познакомились между собой и в ходе одного из заданий тренинга создали «дорожную карту» по более тесному взаимодействию в области профилактики наркомании среди населения и помощи людям, столкнувшимся с наркоманией и алкоголизмом.

Организаторы семинара выражают благодарность за содействие в его проведении главному врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения “Краевой наркологический диспансер” Аркадию Валерьевичу Юхименко, руководителю реабилитационного процесса в ГБУЗ “КНД” Максиму Олеговичу Евсютину, раввину города Владивосток Шимону Варакину и председателю Еврейского религиозно-культурный общинного центра г. Владивостока Максиму Евсеевичу Кривелевичу.

При реализации мероприятия использовались, в том числе, средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании открытого конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией “Лига здоровья нации”.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выразил соболезнования в связи со смертью поэта Евгения Евтушенко. «Евгений Евтушенко был выдающимся поэтом, десятилетиями собиравший полные стадионы людей, желавших услышать его стихи. Но для евреев творчество Евтушенко звучит по-особому, он, пользуясь его собственным выражением, «больше, чем поэт». Почти шестьдесят лет назад, в 1961 году, в то время, когда советские власти пытались всячески приглушить и замолчать память о Холокосте, именно поэма Евтушенко «Бабий Яр» привлекла всеобщее внимание к месту, которое позже стало символом Холокоста на территории СССР. Ничто не заставляло Евтушенко пойти на этот шаг — он был популярным поэтом, входившим в тогдашнюю литературную элиту — ничто, кроме его совести. Эта поэма прорвала долгую стену молчания, а проблема антисемитизма стала одной из тем его творчества. Федерация еврейских общин России выражает свои искренние соболезнования родным и близким Евгения Евтушенко», – подчеркнул Александр Борода.

Справка: Евгений Евтушенко – (1932-2017) поэт, прозаик, сценарист, публицист, режиссер. Получил известность со второй половины 1950-х как популярный советский поэт. Автор поэмы «Бабий Яр» (1961), где впервые после полутора десятилетий молчания на официальном уровне была озвучена тема Холокоста в СССР.

Поделиться
Отправить

Вышел в свет апрельский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Этот номер — юбилейный, журнал выходит уже 300-й раз. В своей колонке главный редактор «Лехаима» Борух Горин вспоминает, как появилось это название, и подчеркивает, что все эти годы идеологией журнала было «просвещать, а не поучать». Горин подводит некоторые итоги и отмечает тот факт, что в русскоязычном пространстве слово «лехаим» стало ассоциироваться прежде всего с журналом, а не с предложением выпить.

Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как получение образования, поиск работы, создание семьи. Советы Ребе своим корреспондентам сохраняют свою актуальность, и вполне могут быть использованы нашими современниками. Главный раввин России Берл Лазар обращается к теме свободы выбора. Он отмечает, что распространенное мнение о том, что действия «маленького человека» ни на что не повлияют — в корне ошибочно. «Отказ от действий — это не отказ от выбора: это тоже выбор, только заведомо неправильный. Если Б-г дал нам такой ценный подарок, как свободу воли, мы должны использовать его по максимуму!», – констатирует Главный раввин России.

Арье Барац в статье «Прерванная трапеза» анализирует место Исхода из Египта в Торе и приходит к выводу, что Тора представляет этот момент как эпицентр еврейской истории. А Михаил Горелик в «Визуальных комментариях к маленькой пасхальной драме» рассматривает визуализацию изображения гадкого сына за столом в Седер Песах.

Йеуда Векслер в статье «Три дибука» описывает случаи когда в тело живого человека вселялась еще одна душа — дополнительно к уже находящейся в нем, с целью наказания обеих душ за те или иные прегрешения — а великие праведники изгоняли дибука (правда в наше время некоторые раввины не удержались от инсценировки подобной ситуации, чтобы заработать дополнительные очки на выборах в Кнессет).

Арье Ольман в «Соблазне быстрого суда» разбирает вопрос о том, насколько описываемые в христианских источниках казни первых христиан соответствуют реалиям Иудеи того времени, выдвигая гипотезу о том, что различия в способах казни объяснялись преобладанием в Сангедрине фарисеев или саддукееев.

В очередной главе из сборника Йерахмиэля Тиллеса, посвященного великим каббалистам и цадикам разных веков, который готовится к выходу в издательстве «Книжники», рассказывается об основателе хасидизма Баал-Шем Тове, жившем в XVIII веке. А в статье «Гибель антагониста в апокалиптическом предании о козле отпущения» читатели могут ознакомится с одной из глав работы российского исследователя Андрея Орлова, посвященной иудейским апокалиптическим текстам.

Выдающийся еврейский историк Сало Барон продолжает начатый в предыдущем номере анализ унификации богослужения в период гаонов.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз его внимание привлекло внимание мудрецов к логике — до степени сакрализации.

На протяжении года в который отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере публикуются материалы из выходившего в Москве сионистского еженедельника «Еврейская жизнь», призывавшего читателей радоваться «освободительным революциям» и падению «последнего оплота темных сил».

«Перекресток» – публицистический раздел, ориентированный на проблемные материалы, анализирующий политические и культурные события, открывается перепечаткой интервью раввина Биробиджана Эли Рисса из Wall Street Journal, посвященного жизни евреев в этом дальнем уголке России. Шауль Резник разбирает дело солдата Эльора Азарьи, застрелившего раненного террориста, отмечая, что оно показало крайнюю поляризованность израильского общества, фактически разделившегося по линии «ашкеназы-сефарды» (первые — за признание солдата преступником, вторые – против). Как заключает автор итогом «дела Азарьи» стало то, что «борьба евреев с израильтянами вышла на принципиально новый уровень».

Борис Мелакет разбирает раздутый некоторыми западными СМИ скандал со встречей Главного раввина России Берла Лазар и советника Президента США Дональда Трампа Джейсона Гринблатта (в 2016 г., когда эта встреча состоялась, Трамп был лишь кандидатом в президенты), показывая, что речь шла о рядовой встрече, которых у Главного раввина России бывает по несколько сотен в год, а не о мифическом «канале связи с Кремлем».

За круглым столом лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич, музыкальный критик Илья Овчинников, режиссер и сценарист, «Человек года — 2002» по версии ФЕОР Павел Чухрай, историк и социолог культуры, доцент НИУ ВШЭ Илья Кукулин, режиссер, сценарист и продюсер Леонид Прудовский, узник Минского гетто Владимир Трахтенберг беседуют об образе Холокоста в современной массовой культуре и пределах, за которые можно (и можно ли?) заходить при использовании этого образа. Роберт Рокауэй в статье предоставленной изданием Tablet, исследует неудачную попытку американских гангстеров-евреев в 1933 г. убить Гитлера. А в материале агентства Reuters рассказывается о попытках хорватских властей всячески отбелить репутацию усташей — местной разновидности нацистов, во время войны организовавших свои собственные концлагеря.

Джоэлл Поллак в статье, первоначально опубликованной на сайте Breitbart, размышляет о развитии антисемитизма в США, подчеркивая, что лучшей защитой против него будут демократические свободы США.

Видимо для того, чтобы прервать мрачные ассоциации от серии подобных материалов, следующие две статьи посвящены успеху израильского хай-тека — от изучения информационных технологий в школах и детских садах до обзора израильских IT-компаний, купленных гигантами мировой индустрии. О том, как совмещать работу и изучение Торы в своем интервью рассказывает сооснователь и технический директор IT-компании Synebo Шимшон Кориц.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях марта, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается интервью куратора экспозиции русского авангарда «До востребования-2» в Еврейском музее и центре толерантности Андрея Сарабьянова. Гленн Кенни из New York Times рассказывает о документальном фильме «Сиди тихо» – о венгерском политике-антисемите, обнаружившем у себя еврейские корни. Ирина Мак анализирует знаменитый фильм Лукино Висконти «Гибель богов», подчеркивая, что еврейская тема в этом фильме — маркер, который использует Висконти, чтобы показать, как сдвинулись при Гитлере границы допустимого.

Татьяна Розенштейн берет интервью у режиссера фильма «Прощай, Германия», посвященного судьбе еврея, выжившего в Холокосте, Сэма Грабарски и исполнителя главной роли Морица Бляйбтроя, замечающего, что немцы до сих пор «не избавились от комплекса вины за то, что натворили наши предки, не поняли, что значит быть немцами и следует ли нам этим гордиться».

Борис Барабанов рассказывает о новом шоу известного композитора Жана-Мишеля Жарра, использующего в качестве декорации крепость Массаду. Под заголовком «Актуалии» собраны культурные новости марта, имеющие отношение к теме еврейства.

В преддверии праздника Песах в рубрике «Кошерное меню» популярный кулинарный блогер Мириам Бен-Сандер рассказывает о том, какие блюда можно приготовить к пасхальному Седеру.

В разделе «Библиотека» публикуется «Вступление к Агаде» Грейс Пейли и литературоведческая статья Дорджа Саундерза о ней, «Акробаты» Натана Ингландера, продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению. Писатель Марина Галина рассказывает в интервью о своем творчестве и размышляет над тем, что такое «еврейская тема в литературе».

Поделиться
Отправить

Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин прокомментировал заявление министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона, назвавшего «абсурдной» критику Советом ООН по правам человека Государства Израиль за бомбардировку позиций радикальной исламской организации «Хизбалла», и осудившего нападки на Израиль со стороны международных организаций.

“Заявление министра иностранных дел Великобритании — часть новой системы международных отношений, которая начала выстраиваться после избрания президентом США Дональда Трампа. Отрадно, что прежняя система международных отношений, в которой из-за злоупотреблений понятиями «права человека» Израиль играл роль «коллективного еврея», и с высоких трибун международных организаций объявлялся виноватым едва ли не во всех смертных грехах, постепенно начинает уходить в прошлое. Это будет лучше и для международных отношений, и для прав человека, требования о соблюдении которых больше не будут восприниматься как циничное прикрытие попыток унижения одной страны, виновной лишь в том, что она пытается защитить себя от мирового терроризма», – подчеркнул Борух Горин.

Справка: Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон 28 марта осудил критику Советом ООН по правам человека израильской бомбардировки позиций организации «Хизбаллы» на Голанских высотах как «абсолютно абсурдную». Джонсон также сказал, что он выступает против бойкота товаров, произведенных на т. н. «оккупированных территориях», полагая, что выбор покупать или нет должен быть оставлен за потребителями. Ранее британский представитель при Совете по правам человека заявил, что Великобритания будет голосовать против всех антиизраильских резолюций, и обвинил Совет в предвзятости по отношению к Израилю.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выступил с обращением по случаю годовщины гибели в нацистском концлагере Равенсбрюк матери Марии (Скобцовой) — православной монахини, спасавшей евреев во Франции во время войны.

«С нацистами боролись разные люди. Для кого-то это было менее опасно, для кого-то – более. Люди, спасавшие евреев, находились в самой уязвимой ситуации. Они могли ожидать удара не только со стороны нацистов (для которых помощь евреям была «страшным преступлением»), но и со стороны своих соседей, коллег по работе и даже других участников антинацистского сопротивления, считавших, что единственное полезное дело, которое делают нацисты — очищают мир от евреев. Но несмотря на эти трудности, такие люди действовали, спасая жизни тем, кто был объявлен «недочеловками», и жертвуя при этом своей жизнью. Мы склоняем голову перед их памятью. Пример матери Марии также показывает нам, что даже «маленький человек» может противостоять машине уничтожения, построенной тоталитарным режимом , если его поддерживает вера в то, что он все делает правильно», – отметил Александр Борода.

Справка: Мать Мария (в миру Елизавета Скобцова; 1891-1945) — русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель. В 1932 г. приняла монашество под именем Марии, занимаясь благотворительной и просветительской деятельностью. С момента оккупации нацистами Парижа в 1940 г. – участница антинацистского сопротивления. Мать Мария и ее группа активно помогали преследуемым евреям — скрывали их, выдавали фальшивые свидетельства о крещении. В феврале 1943 г. мать Мария и члены ее группы — ее сын Юрий и священник Дмитрий Клепинин, были арестованы гестапо. Юрий Скобцов и Дмитрий Клепинин погибли в лагере Дора (филиал Бухенвальда) в 1944 г., мать Мария была казнена в газовой камере концлагеря Равенсбрюк 31 марта 1945 г. (по легенде пошла в газовую камеру вместо внесенной в список на уничтожение молодой девушки).

В 1985 г. “Яд Вашем” присвоил ей звание Праведника народов мира. В январе 2004 года мать Мария , Юрий Скобцов и Дмитрий Клепинин были канонизированы Константинопольским Патриархатом как мученики. 31 марта 2016 года в Париже состоялась церемония открытия улицы имени Марии (Скобцовой).

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар заявил РБК, что опротестует постановление Краснодарского краевого суда, поддержавшего решение о выдворении из России главного раввина Сочинской городской еврейской общины Арье Эделькопфа.

«Безусловно, мы будем опротестовывать это решение, обратимся в высшие судебные инстанции», — заявил раввин Берл Лазар.

Во вторник, 28 марта, Эделькопф не смог обжаловать решение Центрального районного суда Сочи, отказавшего в иске к управлению по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю. В декабре 2016 года это управление аннулировало разрешение Эделькопфа на временное проживание в России. Также были аннулированы документы жены и несовершеннолетних детей раввина. Суд первой инстанции в Сочи отказал раввину в аннулировании решения МВД.

«Новость о решении сочинского суда, лишившего городского раввина разрешения на проживание в России, вызывает крайне тревожные чувства», — заявил РБК раввин Берл Лазар. По его словам, Эделькопф «стоял у самых истоков сочинской общины, фактически он ее создавал с нуля». «Верующие жители города к нему очень привязаны, это я знаю не понаслышке. Сейчас фактически они остаются без раввина, то есть не могут в полной мере использовать свое право на отправление религиозного культа», — подчеркнул главный раввин России.

Произошедшее произвело «очень тяжелое впечатление» на еврейскую общину России в целом, отмечает раввин Лазар. По его словам, евреи в стране всегда чувствовали себя защищенными. «Они реально видели, что государство относится с уважением к их традициям, к их религии. И вдруг в одном из крупных российских городов происходит фактическая высылка раввина со всей семьей, включая малых детей! Причем никаких вразумительных объяснений нам не предоставляют», — отметил он.

Раввин Арье Эделькопф имеет гражданство США. В 2015 году он получил разрешение на временное проживание в России. В том же году он стал главой Сочинской городской еврейской общины.

РБК

Поделиться
Отправить

26 марта члены еврейской общины Волгограда провели уборку на еврейском участке Ворошиловского кладбища.

Утром в синагоге собравшиеся погрузили хозяйственный инвентарь и на участке активно принялась за дело. Были убраны сухие листья, сухостой, обрезаны деревья.

Следует отметить что группа активистов молодежного проекта «Enerjew» внесла очень существенный вклад в реализацию задач трудового десанта, а семья Ландау поучаствовала в организации поездки финансово.

Поделиться
Отправить

Гражданин США, раввин Сочинской городской еврейской общины Арье Эделькопф не смог обжаловать решение МВД, которое аннулировало ему разрешение на временное проживание в России.

Во вторник апелляционная коллегия Краснодарского краевого суда поддержала решение Центрального районного суда Сочи, отказавшего А.Эделькопфу в иске к управлению по вопросам миграции ГУ МВД по Краснодарскому краю, сообщил корреспондент “Интерфакса”.

“Оставить решение Центрального районного суда города Сочи от 27 января 2017 года без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения”, – заявила председатель апелляционной коллегии.

Как в свою очередь заявил “Интерфаксу” адвокат раввина Михаил Школьник, “в связи с тем, что решение суда первой инстанции вступило в силу, Эделькопф должен будет немедленно покинуть территорию России, в противном случае ему грозит депортация”.

Со своей стороны глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, присутствовавший на заседании, рассказал корреспонденту “Интерфакс-Религия”, что процесс длился 18 минут, “и это были такие 18 минут чистого Кафки”.

“Никаких пояснений дано не было. Адвокат пытался у суда узнать, за что высылают раввина, а сторона ответчика, то есть представители правоохранительных органов, заявили, что этого не скажут, потому что это государственная тайна. Соответственно, совершенно непонятно, для чего проводить судебное заседание. Тогда по предписанию ФСБ надо высылать людей и не дать возможность в суде это дело прояснять”, – заявил он.

Как отметил Б.Горин, “это очень плохая новость и для нашей общины, и вообще для страны, потому что это почва для абсолютного беззакония”.

“Такая кафкианская реальность, когда мы тебя обвиняем, но не скажем в чем, не просто абсурдна, а вызывает крайне печальные размышления по поводу нашего будущего, потому что с такими формулировками не то что иностранец, но ни один гражданин России не может себя чувствовать безопасно”, – добавил он.

ГУ МВД России 16 декабря 2016 года приняло решение об аннулировании разрешения на временное проживание в России А.Эделькопфа, который “своими действиями создает угрозу безопасности РФ”. Во время обжалования раввином этого решения суд первой инстанции отказался запрашивать какие-либо доказательства, подтверждающие наличие оснований для аннулирования разрешения. Кроме того, управление по вопросам миграции не представило в суд доказательства.

Жене раввина тоже было отказано районным судом в аналогичном иске, а жалоба будет рассматриваться позже.

Как сообщал адвокат М.Школьник, в ответ на запрос суда “правоохранительные органы так и не сообщили, относится ли информация о причинах аннулирования РВП к гостайне или нет, попросту проигнорировав судебные запросы”.

Раввину, его жене и их семерым детям аннулировали разрешение на временное проживание, как только А.Эделькопф попытался получить вид на жительство в РФ. Их предупредили о депортации. 29 января суд первой инстанции в Сочи отказал раввину в отмене решения об аннулировании РВП.

А.Эделькопф родился в 1978 году в Израиле, с 1988 года является гражданином США. В 2015 году получил разрешение на временное проживание в России, с этого же года является руководителем сочинской городской еврейской общины. У него есть жена 1982 года рождения и семеро детей, все они граждане Израиля и также имеют разрешение на временное проживание в России, живут в Сочи.

Родственники А.Эделькопфа выехали из России в США в 1920-е годы по религиозным убеждениям. Оба деда раввина принимали участие в Великой Отечественной войне, за что имеют медали и ордена отличия.

Интерфакс – Религия

Поделиться
Отправить

Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин прокомментировал решение Краснодарского краевого суда, отклонившего апелляцию раввина Сочи Арье Эделькопфа на решение Центрального районного суда г. Сочи, признавшего законным постановление Управления краевого МВД по вопросам миграции, аннулировавшего разрешение на пребывание в РФ как самого раввина, так и его семьи.

«Это решение суда можно назвать как минимум странным. Ответчики — краевое управление МВД по миграции, утверждают, что раввин Эделькопф выступал за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или своими действиями создавал угрозу безопасности Российской Федерации или ее граждан (по крайней мере именно так звучит тот пункт Закона «О правовом положении иностранных граждан в России», на который они ссылаются последние несколько месяцев, аргументируя почему раввин должен покинуть Россию). Однако, ни на суде первой инстанции, который прошел в конце января, ни сегодня ответчики так и не раскрыли какие же «преступления» совершил раввин, мотивируя это «государственной тайной». Вызывает сожаление, что подобная расплывчатая мотивировка, не подкрепленная конкретными фактами, пользуется у суда большим доверием, чем другие свидетельства о жизни раввина Арье Эделькопфа — законопослушного лидера большой общины, для семерых детей которого Сочи стал родиной. Чиновники, принимающие подобные решения, могут ошибочно полагать, что они действуют в интересах России, выдворяя «нежелательного иностранца», и демонстрируют вышестоящему начальству свое рвение. В реальности же подобные бумаги и судебные решения наносят России значительный ущерб, давая возможность противникам России говорить о возрождающемся в стране государственном антисемитизме», – отметил он.

Справка: О возможной депортации раввина Сочи из России стало известно в начале февраля 2017 г. Постановление Главного управления МВД об аннулировании для А.Эделькопфа разрешения на временное пребывание (РВП) в России было вынесено 16 декабря 2016 г. 29 января 2017 г. суд Центрального района Сочи отказал раввину Сочи в его требовании об отмене аннулирования РВП, после чего последовала апелляция в Краснодарский краевой суд. Уже после приговора Центрального районного суда адвокат А.Эделькопфа заявил, что при необходимости раввин продолжит обжалование в Верховном Суде России и Европейском суде по правам человека.

Попытка депортации раввина Арье Эделькопфа из России — уже далеко не первый случай, когда депортации подвергаются раввины. Начиная с 2003 г. депортации подверглись шесть раввинов, в отношении еще двоих были предприняты попытки депортации.

Поделиться
Отправить

27 марта в здании Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще состоялась встреча главного раввина России Берла Лазара с губернатором Еврейской автономной области Александром Левинталем и членом Совета Федерации ФС РФ Ростиславом Гольдштейном. В беседе также принял участие раввин Биробиджана Эли Рисс.

Стороны обсудили вопросы развития еврейской жизни в регионе, способы улучшения его экономической привлекательности, как на российском, так и на международном уровне, образовательные и культурные проекты. В ходе встречи губернатор поделился планами по подготовке фестиваля, приуроченного к 80-летию Биробиджана, и предложил раввину стать почетным гостем этого мероприятия.

«Задача фестиваля – не только демонстрация многообразия еврейской культуры, – сказал Александр Левинталь. – Важно рассказать, как регион живет сегодня, показать его самобытность, особую атмосферу взаимопонимания и согласия. В эти же дни будет проходить Восточный экономический форум. Надеемся, это привлечет дополнительный интерес к фестивалю, как со стороны бизнеса, так и со стороны власти». Губернатор также добавил, что помимо юбилея города, будет праздноваться двадцатилетие еврейской общины. «К этой дате планируем открыть микву и кошерный ресторан. Уже сейчас ведется активная работа по реализации этих проектов в районе, где расположена еврейская община», – подчеркнул глава области.

Берл Лазар поблагодарил Александра Левинталя за приглашение на фестиваль и позитивную динамику в развитии еврейской общинной жизни. Раввин заострил внимание на том, что помимо культурной и образовательной составляющих мероприятия, важно учесть и религиозную часть. «Было бы уместно организовать ряд семинаров для молодежи, возможно – круглых столов с участием видных религиозных и общественных деятелей, – сказал Берл Лазар. – Еврейская компонента делает область уникальной, выделяет ее на фоне других субъектов Российской Федерации. Участники мероприятия должны понимать, какое значение власть придает заботе о сохранении традиций и восстановлении духовности».

Комментируя экономическую ситуацию в регионе, Ростислав Гольдштейн рассказал о перспективах развития сельскохозяйственной деятельности и рыбоводства, путях расширения деловых отношений с Израилем и Китаем. Также обсуждались вопросы образования, медицины и высоких технологий. «Создание территорий опережающего социально-экономического развития в ЕАО даст мощный толчок к развитию области, – сказал сенатор. – В этой связи, мы бы хотели организовать поездку делегации израильских и еврейских бизнесменов в города Дальнего Востока, чтобы продемонстрировать инвестиционный потенциал региона».

Главный раввин России поддержал эту идею, но предложил для начала обсудить ее в Москве на площадке еврейского делового клуба «Соломон», который объединяет владельцев крупного и среднего бизнеса из разных регионов РФ.

Раввин Биробиджана Эли Рисс продемонстрировал участникам встречи проект миквы и кошерного ресторана и поделился новостями о строительстве. Он так же отметил, что «под эгидой развития еврейских молодежных и образовательных программ, в регионе активно обсуждается инициатива введения в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема факультета иврита и идиша».

Поделиться
Отправить

Сегодня в 12.00 в Краснодарском краевом суде будет рассматриваться апелляция раввина Сочи Арье Эделькопфа на решение Центрального районного суда г. Сочи, признавшего законным постановление Управления краевого МВД по вопросам миграции, аннулировавшего разрешение на пребывание как самого раввина, так и его семьи на территории РФ.

Как отметил глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, само это постановление, а особенно обоснование запрета — подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона «О правовом положении иностранных граждан в России», предполагающее, что выдворяемый выступал за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или своими действиями создавал угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации, вызывает удивление.

«Уже много столетий верующие евреи (а уж тем более — раввины, которые должны служить примером для общины) придерживались принципа «Дина де малхута дина» – «Закон государства — закон», предполагающего полную законопослушность. Мы хорошо знаем раввина Эделькопфа и можем с уверенностью сказать, что единственная вещь, которая его интересовала все шестнадцать лет, которые он прожил в Сочи — дать возможность находящимся в Сочи евреям, как живущим постоянно, так и приехавших на отдых, деловую встречу и так далее, жить еврейской жизнью, соблюдая заповеди Торы. Я полагаю, что появление подобного решения Управления МВД — следствие ошибки или излишнего рвения местных чиновников, стремящихся показать свою «бдительность». Подтверждением этого может служить тот факт, что во время рассмотрения дела в первой инстанции ни раввину, ни его адвокату так и не было разъяснено — в чем же конкретно его обвиняют, и какие его действия считаются опасными для России. Надеюсь, что суд вынесет решение основанное на законе и справедливости», – отметил он.

Справка: О возможной депортации раввина Сочи из России стало известно в начале февраля 2017 г. Постановление Главного управления МВД об аннулировании для А.Эделькопфа разрешения на временное пребывание (РВП) в России было вынесено 16 декабря 2016 г. 29 января 2017 г. суд Центрального района Сочи отказал раввину Сочи в его требовании об отмене аннулирования РВП, после чего последовала апелляция в Краснодарский краевой суд.

В качестве ответчика по делу выступает Главное управление МВД по Краснодарскому краю.

Попытка депортации раввина Арье Эделькопфа из России — уже далеко не первый случай, когда депортации подвергаются раввины. В 2003 г. были депортированы Главный раввин Ростова-на-Дону Эльяшив Каплун и раввин Хаим Фридман. В 2009 г. депортации подверглись Главный раввин Приморского края Исроэль Зильберштейн и Главный раввин Ставропольского края Цви Хершквич. В 2013 г. был депортирован ректор Международного Еврейского института экономики, финансов и права раввин Александр Фейгин. В 2014 г. был депортирован главный раввин Тулы Зеэв Вагнер и предпринята попытка депортации раввина Омска Ошера Кричевского. 27 января 2017 г. раввин московской общины «Среди Своих» Йосеф Херсонский был задержан по обвинению в нарушении миграционного законодательства. Однако суд, прошедший 30 января, снял с него все обвинения.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции