Федерация

Вышел в свет апрельский номер альманаха «Лехаим»

31 марта 2017, 17:26

Вышел в свет апрельский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Этот номер — юбилейный, журнал выходит уже 300-й раз. В своей колонке главный редактор «Лехаима» Борух Горин вспоминает, как появилось это название, и подчеркивает, что все эти годы идеологией журнала было «просвещать, а не поучать». Горин подводит некоторые итоги и отмечает тот факт, что в русскоязычном пространстве слово «лехаим» стало ассоциироваться прежде всего с журналом, а не с предложением выпить.

Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как получение образования, поиск работы, создание семьи. Советы Ребе своим корреспондентам сохраняют свою актуальность, и вполне могут быть использованы нашими современниками. Главный раввин России Берл Лазар обращается к теме свободы выбора. Он отмечает, что распространенное мнение о том, что действия «маленького человека» ни на что не повлияют — в корне ошибочно. «Отказ от действий — это не отказ от выбора: это тоже выбор, только заведомо неправильный. Если Б-г дал нам такой ценный подарок, как свободу воли, мы должны использовать его по максимуму!», – констатирует Главный раввин России.

Арье Барац в статье «Прерванная трапеза» анализирует место Исхода из Египта в Торе и приходит к выводу, что Тора представляет этот момент как эпицентр еврейской истории. А Михаил Горелик в «Визуальных комментариях к маленькой пасхальной драме» рассматривает визуализацию изображения гадкого сына за столом в Седер Песах.

Йеуда Векслер в статье «Три дибука» описывает случаи когда в тело живого человека вселялась еще одна душа — дополнительно к уже находящейся в нем, с целью наказания обеих душ за те или иные прегрешения — а великие праведники изгоняли дибука (правда в наше время некоторые раввины не удержались от инсценировки подобной ситуации, чтобы заработать дополнительные очки на выборах в Кнессет).

Арье Ольман в «Соблазне быстрого суда» разбирает вопрос о том, насколько описываемые в христианских источниках казни первых христиан соответствуют реалиям Иудеи того времени, выдвигая гипотезу о том, что различия в способах казни объяснялись преобладанием в Сангедрине фарисеев или саддукееев.

В очередной главе из сборника Йерахмиэля Тиллеса, посвященного великим каббалистам и цадикам разных веков, который готовится к выходу в издательстве «Книжники», рассказывается об основателе хасидизма Баал-Шем Тове, жившем в XVIII веке. А в статье «Гибель антагониста в апокалиптическом предании о козле отпущения» читатели могут ознакомится с одной из глав работы российского исследователя Андрея Орлова, посвященной иудейским апокалиптическим текстам.

Выдающийся еврейский историк Сало Барон продолжает начатый в предыдущем номере анализ унификации богослужения в период гаонов.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз его внимание привлекло внимание мудрецов к логике — до степени сакрализации.

На протяжении года в который отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере публикуются материалы из выходившего в Москве сионистского еженедельника «Еврейская жизнь», призывавшего читателей радоваться «освободительным революциям» и падению «последнего оплота темных сил».

«Перекресток» – публицистический раздел, ориентированный на проблемные материалы, анализирующий политические и культурные события, открывается перепечаткой интервью раввина Биробиджана Эли Рисса из Wall Street Journal, посвященного жизни евреев в этом дальнем уголке России. Шауль Резник разбирает дело солдата Эльора Азарьи, застрелившего раненного террориста, отмечая, что оно показало крайнюю поляризованность израильского общества, фактически разделившегося по линии «ашкеназы-сефарды» (первые — за признание солдата преступником, вторые – против). Как заключает автор итогом «дела Азарьи» стало то, что «борьба евреев с израильтянами вышла на принципиально новый уровень».

Борис Мелакет разбирает раздутый некоторыми западными СМИ скандал со встречей Главного раввина России Берла Лазар и советника Президента США Дональда Трампа Джейсона Гринблатта (в 2016 г., когда эта встреча состоялась, Трамп был лишь кандидатом в президенты), показывая, что речь шла о рядовой встрече, которых у Главного раввина России бывает по несколько сотен в год, а не о мифическом «канале связи с Кремлем».

За круглым столом лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич, музыкальный критик Илья Овчинников, режиссер и сценарист, «Человек года — 2002» по версии ФЕОР Павел Чухрай, историк и социолог культуры, доцент НИУ ВШЭ Илья Кукулин, режиссер, сценарист и продюсер Леонид Прудовский, узник Минского гетто Владимир Трахтенберг беседуют об образе Холокоста в современной массовой культуре и пределах, за которые можно (и можно ли?) заходить при использовании этого образа. Роберт Рокауэй в статье предоставленной изданием Tablet, исследует неудачную попытку американских гангстеров-евреев в 1933 г. убить Гитлера. А в материале агентства Reuters рассказывается о попытках хорватских властей всячески отбелить репутацию усташей — местной разновидности нацистов, во время войны организовавших свои собственные концлагеря.

Джоэлл Поллак в статье, первоначально опубликованной на сайте Breitbart, размышляет о развитии антисемитизма в США, подчеркивая, что лучшей защитой против него будут демократические свободы США.

Видимо для того, чтобы прервать мрачные ассоциации от серии подобных материалов, следующие две статьи посвящены успеху израильского хай-тека — от изучения информационных технологий в школах и детских садах до обзора израильских IT-компаний, купленных гигантами мировой индустрии. О том, как совмещать работу и изучение Торы в своем интервью рассказывает сооснователь и технический директор IT-компании Synebo Шимшон Кориц.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях марта, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается интервью куратора экспозиции русского авангарда «До востребования-2» в Еврейском музее и центре толерантности Андрея Сарабьянова. Гленн Кенни из New York Times рассказывает о документальном фильме «Сиди тихо» – о венгерском политике-антисемите, обнаружившем у себя еврейские корни. Ирина Мак анализирует знаменитый фильм Лукино Висконти «Гибель богов», подчеркивая, что еврейская тема в этом фильме — маркер, который использует Висконти, чтобы показать, как сдвинулись при Гитлере границы допустимого.

Татьяна Розенштейн берет интервью у режиссера фильма «Прощай, Германия», посвященного судьбе еврея, выжившего в Холокосте, Сэма Грабарски и исполнителя главной роли Морица Бляйбтроя, замечающего, что немцы до сих пор «не избавились от комплекса вины за то, что натворили наши предки, не поняли, что значит быть немцами и следует ли нам этим гордиться».

Борис Барабанов рассказывает о новом шоу известного композитора Жана-Мишеля Жарра, использующего в качестве декорации крепость Массаду. Под заголовком «Актуалии» собраны культурные новости марта, имеющие отношение к теме еврейства.

В преддверии праздника Песах в рубрике «Кошерное меню» популярный кулинарный блогер Мириам Бен-Сандер рассказывает о том, какие блюда можно приготовить к пасхальному Седеру.

В разделе «Библиотека» публикуется «Вступление к Агаде» Грейс Пейли и литературоведческая статья Дорджа Саундерза о ней, «Акробаты» Натана Ингландера, продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению. Писатель Марина Галина рассказывает в интервью о своем творчестве и размышляет над тем, что такое «еврейская тема в литературе».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции