Федерация

Вышел в свет июньский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Традиционная колонка главного редактора Боруха Горина посвящена столкновениям на границе с сектором Газа в мае 2018 г. Первый раздел номера – «Дом учения» — изучению еврейской мысли на основе Торы. В разделе также публикуется продолжение труда Мендла Калменсона «Время утешать», посвященного взглядам Любавичского Ребе на проблему утешения скорбящих. Главный раввин России Берл Лазар обращается к теме богатства и изучения Торы, показывая, что учить Тору можно вне зависимости от доходов — будь ты богач или бедняк. Здесь же опубликована глава из книги Эдуарда Шифрина «От бесконечности до человека» и продолжение книги Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».

Статья Ариэля Доминика Хендельмана, первоначально вышедшая в The Jerusalem Post, рассказывает о жизни евреев в мормонском штате Юта. Материал Эндрю Шервуда из Jewish News — о благотворительной деятельности главы Попечительского совета ФЕОР Романа Абрамовича. Мендл Каспинов вспоминает об одном из активистов марьинорощинской еврейской общины 1980-х., недавно скончавшемся Александре Лукацком.

Раздел «Академия» открывается подборкой статей, посвященных отношениям евреев и христиан. Первой идет статья Анны Момильяно (The Atlantic) о том, почему даже сейчас некоторые католические интеллектуалы оправдывают произошедшее в середине 19-го века похищение еврейского мальчика из дома и передачу его на воспитание церкви. Далее следует материал Полы Фредриксен (Ancient Jew Rewiev), посвященный использованию антииудейской риторики в полемических произведениях Августина Гиппонского (354-430). Статья Бена Аутвейта (University of Cambrige) рассказывает о переписчике первого датированного масоретского списка Танаха — т.н. Ленинградского кодекса — Шмуэлю бен Якову, жившему в 10-11 вв.

Материал Аманды Боршель-Дан (The Times of Israel) посвящен новым находкам в пещерах Кумрана, позволившим подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что обитавшая там община ессеев состояла из мужчин, принявших обет безбрачия. Роберт Филпот исследует исчезновение еврейской общины Адена (Южный Йемен) после погрома 1967 года.

Раздел «Перекресток» открывает статья  Йои Мельмана и Дана Равива (The Times of Israel), посвященная разрушению Израилем ядерного реактора в Сирии в 2007 г.

Материал Рода Нордланда из New York Times рассказывает о литовском Музее жертв геноцида, который до последнего замалчивал судьбу литовских евреев во время Холокоста и скрывал активное участие местных коллаборационистов в их уничтожении. Дополнением для статьи служит материал историка и идишиста Довида Каца, посвященный концепции фейковой истории, которую пытаются выстроить официальные литовские историки, перекладывающие ответственность за убийства на кого угодно, только не на объявленных в современной Литве героями местных коллаборационистов.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях мая, «зацепивших» еврейские общины в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается эссе Джереми Сиглера «Каббала Марка Ротко». Ирина Мак берет интервью у режиссера мультфильма «Суета сует» Алексея Туркуса. Вальтер Лакер вспоминает о евреях-спортсменах в нацистской Германии. Репортаж Бориса Мелакета посвящен открытию реконструированного магазина издательства «Книжники», и ажиотажу, который вызвало это событие.

В разделе «Библиотека» опубликовано продолжение сборника рассказов Аврома Рейзема «Такие люди были раньше», рассказ Эдит Перлман «Помощники», исследование Алекса Тарна о «Седьмой колонке» Натана Альтермана, статья Натана Рича о сборнике Филиппа Рота «Зачем писать? Нехудожественная проза» и рецензия Эйми Ньюман Смит на книгу Ури Бар-Йосефа о самом высокопоставленном израильском агенте в Египте.

Поделиться
Отправить

Раввину Омска гражданину Израиля Ошеру Кричевскому (структура Федерации еврейских общин России, ФЕОР) Омский областной суд отказал в восстановлении временного вида на жительство в России. Дело его составляет гостайну, потому что раввина обвиняют в покушении на конституционный строй России. Это уже второй случай в практике ФЕОР. Согласно закону, Кричевский теперь должен покинуть Россию. У раввина есть еще время обжаловать приговор облсуда о своей депортации в Верховном суде.

Вид на жительство Кричевскому аннулировали в марте с.г. Раввину пришло заказное письмо с формулировкой «об аннулировании вида на жительство в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Данный пункт закона лишает иностранца права пребывания в России, если тот выступает за насильственное изменение конституционного строя страны и создает угрозу безопасности ее гражданам. В полицию и ФСБ раввина при этом не вызывали. Кричевский подал иск в суд на городское и областное управления МВД. В Омском облсуде, где слушалось дело раввина, заинтересованным лицом выступило региональное управление ФСБ. Заседание проходило в закрытом режиме. Представитель ФСБ на суде напомнил, что дело Кричевского – это государственная тайна, поэтому материалы дела оглашены быть не могут. В иске раввину было отказано. Проживший в Омске 17 лет Кричевский обязан покинуть Россию.

Интересно, что это далеко не первая попытка депортации Кричевского. В октябре 2014 года самого раввина и его жену хотели выдворить из России, как раз по причине того, что супруги составляют угрозу безопасности гражданам России. Выяснилось, что раввин и его жена Рахель в прошлые годы вовремя не уведомляли миграционные органы о своем пребывании в Омске. Во-вторых, в 2014 году, на заре «санкционной войны», в кошерной лавке синагоги Омска Роспотребнадзор нашел европейское вино без акцизных марок и просроченную колбасу. В-третьих, в ходе проверки базы ГИБДД нашелся административный штраф на Рахель Кричевскую за превышение скорости. Четыре года назад супруги Кричевские в суде доказали свою невиновность и оставили за собой право дальше жить в России.

«Мы уже не в первый раз сталкиваемся с подобной ситуацией, – сказал «НГ» глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. – Раньше предлогом служили случаи вроде нарушения раввином правил дорожного движения. Юристы ФЕОР тогда могли предпринять в судебных инстанциях какие-либо действия законного свойства. А сейчас, вслед за недавней высылкой из России раввина Сочи Арье Эделькопфа, раввину отказывают в пребывании в России в связи с якобы предпринимаемыми им попытками насильственного изменения в России конституционного строя. Из-за того, что данное дело подпадает под закон о государственной тайне, с делом не могут ознакомиться не только широкая аудитория, но и адвокаты. Мы знаем точно, что дело построено на абсолютно огульном и абсурдом обвинении. Что с этим делать, мы не знаем. Остается только говорить о нашем отчаянном сожалении. Абсолютно мирных и созидательных на поприще возрождения российского еврейства людей обвиняют в столь абсурдных преступлениях. Раз обвиняют этих людей, то обвиняют и религиозные общины, которые представляют эти люди».

По словам представителя ФЕОР, обвинение Ошеру Кричевскому было выдвинуто по тому же сценарию, что и для остальных депортированных ранее раввинов. «Он приходит продлевать вид на жительство в России. А ему сообщают, что в этом ему отказано. Потом обращается в районный суд. Там ему отказывают, на основании решения Федеральной миграционной службы. А в ФМС утверждают, что объяснять причину отказа в регистрации Кричевского в России не имеют права, так как это решение было вынесено не ими, а вышестоящей инстанцией, то есть ФСБ. Материалы ФСБ разглашению не подлежат, поскольку они государственная тайна. Причем Ошера Кричевского до этого никто не вызывал на беседы или для дачи показаний, тем более не задерживал и не арестовывал». Инцидент с раввином Сибири беспокоит ФЕОР еще и потому, что в ФЕОР есть еще около десяти раввинов-иностранцев, которым нужно продлевать вид на жительство в России. «У нас все раввины – иностранцы. Те, кто работал в России много лет, сразу же обращались в ФМС за получением российского гражданства. Часть из них гражданство получили. Та часть, которая не получили, живут с временным видом на жительство, который надо продлевать. Депортации раввинов из России – самая горячая тема, которая в последнее время поднимается в российском еврействе. Она постоянно поднимается. И мы слышим один и тот же ответ: она решается только в судебных инстанциях, а судебные инстанции отказывают нам в обжаловании по разным причинам. Получается замкнутый круг, из которого мы не знаем, как выходить».

Инциденты с раввинами-иностранцами – постоянный вопрос повестки встреч руководства ФЕОР с президентом России Владимиром Путиным. «Путин отвечает примерно так: «Надо разобраться». Далее мы по этому поводу общаемся с ФСБ или с ФМС. А там нам отвечают: раз это судебное решение, надо обращаться в суд. Во всех случаях нам говорят, что это вопрос судебных инстанций. Ни о каком блате из серии, что кто-то трубку поднял, номер набрал и за раввина попросил, речи не идет», – заверил Горин.

ng.ru

Поделиться
Отправить

«Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично сердечно поздравляю Вас с праздником дарования Торы!

Чем же нам особенно дорога Тора и полученные заповеди? Ответ очевиден – именно на исполнении заповедей держится еврейский народ на протяжении столетий, вместе со Скрижалями завета мы получили особое задание от Творца, и наша миссия нести его в мир и передавать потомкам.

Но ведь Тора – это достояние не только еврейского народа, это достояние всего человечества. На заповедях основана мораль и нравственность, они же легли в основу конституций всех цивилизованных стран. Страшно представить, чтобы сегодня происходило вокруг, если бы Творец не подарил Тору миру!

В Шавуот мы желаем друг другу: «Прими Тору с радостью, и пусть она войдет внутрь тебя». Это означает, что недостаточно только «принять ее» – необходимо осознать и ценить этот дар, и единственный способ показать это Всевышнему – учить Тору и исполнять заповеди!

Известна традиция изучать Тору в ночь праздника – считается, что те, кто бодрствуют в это время, удостаиваются особой заслуги в постижении изучения священных текстов.

Но особо важно в этот день каждому прийти в синагогу и услышать чтение десяти заповедей, и я призываю вас обязательно привести с собой родителей и детей, ведь принять Тору обязан каждый еврей. Считается, что в момент Синайского откровения было особое единство между Творцом и еврейским народом, – ведь мы получили Тору все вместе более 3000 лет назад, и должны также получить ее и в этот праздник!

От всей души желаю осознать важность Торы в своей жизни и удостоится новых открытий во время ее изучения! Ну, и, конечно, желаю всем веселого и кошерного праздника!

Хаг Шавуот самеах!»

Поделиться
Отправить

 

 

«Дорогие друзья! 

От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично сердечно поздравляю Вас с праздником дарования Торы!

Чем же нам особенно дорога Тора и полученные заповеди? Ответ очевиден – именно на исполнении заповедей держится еврейский народ на протяжении столетий, вместе со Скрижалями завета мы получили особое задание от Творца, и наша миссия нести его в мир и передавать потомкам.

Но ведь Тора – это достояние не только еврейского народа, это достояние всего человечества. На заповедях основана мораль и нравственность, они же легли в основу конституций всех цивилизованных стран. Страшно представить, чтобы сегодня происходило вокруг, если бы Творец не подарил Тору миру!

В Шавуот мы желаем друг другу: «Прими Тору с радостью, и пусть она войдет внутрь тебя». Это означает, что недостаточно только «принять ее» – необходимо осознать и ценить этот дар, и единственный способ показать это Всевышнему – учить Тору и исполнять заповеди!

Известна традиция изучать Тору в ночь праздника – считается, что те, кто бодрствуют в это время, удостаиваются особой заслуги в постижении изучения священных текстов.

Но особо важно в этот день каждому прийти в синагогу и услышать чтение десяти заповедей, и я призываю вас обязательно привести с собой родителей и детей, ведь принять Тору обязан каждый еврей. Считается, что в момент Синайского откровения было особое единство между Творцом и еврейским народом, – ведь мы получили Тору все вместе более 3000 лет назад, и должны также получить ее и в этот праздник!

От всей души желаю осознать важность Торы в своей жизни и удостоится новых открытий во время ее изучения! Ну, и, конечно, желаю всем веселого и кошерного праздника!

Хаг Шавуот самеах!»

 

 

 

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Шавуот, который в этом году начинается вечером 19 мая, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:

«Дорогие друзья!

Поздравляю вас с Шавуот – праздником дарования Торы. В эти дни мы вспоминаем, как наши предки стояли у горы Синай, и Б-г даровал им свой Закон. Так за освобождением физическим, выходом из рабства, последовало освобождение духовное – получение заповедей и указаний праведной жизни, исполненной радости и счастья. Жизни, основанной на служении Б-гу.

Когда мы говорим о служении, имеем в виду два возможных пути. Первый – служение, продиктованное слепой верой: Б-г сказал, мы делаем, даже если не понимаем смысла этих действий. Второй – служение, основанное на знании: сперва мы изучаем слова Г-спода, а когда понимаем их смысл, приступаем к исполнению.

Понятно, что есть плюсы в обоих путях служения. Служение, основанное на вере, позволяет человеку полностью отдать себя Б-гу, принять Его волю и исполнить ее, исходя из убеждения в том, что Б-г всегда несет благо. Зато служение, основанное на понимании, позволяет исполнять волю Создателя с радостью и энтузиазмом: даже если в процессе служения возникают трудности, мы в этом случае понимаем, как их преодолеть.

Шавуот дает правильное осознание принципа нашего служения. Надо использовать оба пути. При этом начинать следует с пути веры: наши предки, собравшись у горы Синай, сказали: «Наасе ве-нишма», то есть – сначала сделаем то, что велит нам Б-г, а уж затем будем слушать, зачем это надо. Но путь понимания, путь изучения Торы и приобретения знаний, столь же необходим: ведь Б-г дал человеку разум, чтобы постигать Его волю и служить правильно. Конечно, наш разум ограничен, мы не всегда способны понять всю полноту Б-жественного замысла. Поэтому надо в любом случае «сделать», выполнить то, что заповедал наш небесный Отец. Но, делая, необходимо всякий раз стараться понять, зачем мы это делаем, ради чего Б-г хочет от нас именно таких действий, и какую пользу мы обретем, в точности выполняя Его волю. Мы перед Б-гом как дети перед взрослыми: ребенок сперва должен поверить, что слова родителей или учителя это закон, который необходимо исполнить, но затем он постепенно осознаёт, зачем это нужно и какая ему польза от правильного поведения. Понимание дает нам во-первых радость, а во-вторых – возможность более глубоко проникнуть в Б-жественный замысел и, соответственно, исполнить его наилучшим образом.

Это относится не только к служению Б-гу, но и к отношениям с другими людьми. Недаром Тору наши мудрецы называют «Торат-хайим», «учением жизни» – она реально дает нам систему ценностей на все случаи жизни. Иногда бывает так, что «логика вещей» подталкивает нас к конфликту: но Тора диктует логику более высокого порядка – основанную на правде Б-жьей, на высшей ценности любви к ближнему. И тот, кто строит отношения с людьми на Торе, в конечном счете обретает жизнь, полную радости и счастья. Как учат наши мудрецы: «За делами тянутся сердца» – когда поступаешь правильно, исполняя заповедь Б-жью, даже не понимая ее, в конце концов почувствуешь в душе любовь к этому делу. А с ней постепенно придет и понимание.

Именно этого я хочу пожелать каждому из вас в эти праздничные дни – жить с Торой в сердце, служить Б-гу радостно, нести ближнему мир и любовь!»

 

Информационная справка

Шавуот, в переводе с иврита – “седмицы”, наступает по истечении семи недель после Песаха и приходится на 6 день месяца Сиван. Праздник отмечают один день в Израиле и два – в общинах за его пределами.
Согласно традиции, в этот день Б-г открыл Себя всему Израилю и дал основные Десять заповедей, которые Моисей записал на скрижалях, а так же остальные законы Торы, которые были записаны Моисеем в течение жизни.

Устный Закон был записан в более поздний период еврейскими мудрецами в виде Мишны и Гемары.

Кроме того, традиция связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы. В древности, в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский Храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами.

Сейчас во время празднования Шавуоат принято также украшать дом и синагогу зеленью, цветами и бумажными аппликациями. В средние века в еврейских общинах на территории Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и угощать их медом со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы “вкус Торы был сладок в их устах”.

В первый день Шавуот перед мясной трапезой принято устраивать молочную трапезу. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания. Посуда, которой пользовались до сих пор, оказалась не кошерной. Тогда они устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовалось варить.

20 и 21 мая в Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще пройдут торжества, посвященные празднику дарования Торы. 20 мая во время утренней молитвы состоится чтение Десяти заповедей, 21 мая пройдет чтение поминальной молитвы Изкор.

 

 

Поделиться
Отправить

Книги были распределены по 13 хосписам в Москве, среди переданной литературы были как религиозные иудейские труды, так и художественная литература классических и современных еврейских авторов.

По словам президента ФЕОР Александра Бороды: ««Помогая подопечным фонда «Вера», мы понимаем, что особенно важно поддержать их духовно и эмоционально, наполнить их день интересным и разнообразным досугом, чтобы они продолжали сохранять правильный настрой. Поэтому мы решили передать в фонд книги нашего издательства – разных жанров и разных авторов, на каждого читателя.

Очень важно, что сегодня религиозные и благотворительные организации объединяют свои усилия ради людей, надеюсь, что наше взаимодействие оказалось полезным, мы всегда открыты к сотрудничеству, если оно направлено на помощь людям и на благие дела».

Гуманитарная и социальная деятельность – одно из ведущих направлений ФЕОР. Гуманитарные программы охватывают более 1 200 000 человек в год: по всей стране ведут работы благотворительные столовые, осуществляется медицинская помощь, уход за больными, помощь многодетным семьям, помощь евреям-заключенным и многое другое.

ФЕОР сотрудничает с различными благотворительными фондами, общественными организациями и государственными органами. Так в конце апреля состоялось заседание комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, на котором было заявлено о возможном приоритете в поддержке со стороны власти организаций, которые оказывают социальную помощь.

Поделиться
Отправить

С 22 по 30 мая 2018 года в Москве состоится 4-й Московский Еврейский кинофестиваль (МЕКФ). Кинопоказы и специальные мероприятия фестиваля пройдут на ведущих культурных площадках столицы, в том числе в Музее современного искусства «Гараж», Еврейском музее и Центре толерантности, киноцентре «Октябрь», Центре документального кино и кинозале «ГУМ».

Все фильмы-участники 4-го Московского Еврейского кинофестиваля объединены идеей рассказа о еврейской культуре в разных её ответвлениях: жизнь народа в диаспоре и Израиле, искусство, религия, вопросы идентификации, семейные ценности, история евреев XX века.

В программу художественных фильмов вошло историческое кино «Сопротивление» об объединении в борьбе за человеческую свободу; «Менаше»  – тонкий и грустный фильм о многогранности любви к ребенку, исследующий границы религии и собственных убеждений; неспешный фильм об утрате любви и поиске понимания «Кондитер»; и снятая в духе саспенса картина «1945» о том, как прошлое неминуемо приходит в сегодняшний день, актуальный сюжет о попытке закрыть глаза на свою историю, будь то история страны или небольшой деревни.

В конкурсе документальных фильмов примет участие кинопроект «Холокост. Загрузка», созданный исключительно из материалов YouTube и представляющий собой колоритную подборку реакций и саморефлексии современной израильской молодежи, посещающей Аушвиц. Также зрители увидят документальную ленту «Бобби Джин» – редкий жанр художественного кино, снятый режиссером о самом себе. Удивительно красивая попытка хореографа Бобби Джин исследовать свой творческий и личный путь через танец и кинематограф. Отличное продолжение прошлогоднего показа фильма «Мистер Гага». Кроме того, в фестивальном киносмотре будет представлена «Мертвая нация» – минималистичный документальный фильм с отсутствием режиссерской установки, рассказывающий о становлении антисемитизма и трагедии Холокоста в Румынии. Прекрасный пример того, когда документы становятся самым сильным художественным высказыванием.  

В программе короткометражных фильмов будет представлена картина «Суета сует» режиссеров Алексея Туркуса и Алексея Шелманова, повествующая об истории любви в провинциальном городе; работа «Внешний круг» с трогательным сюжетом о невозможности преодолеть привычки и предубеждения собственной семьи и участник Венецианского кинофестиваля картина «Семь минут», тонко и точно передающая тоску солдата о доме.

Новым опытом для фестиваля станет специальный показ молодого экспериментального кино «Соляриум», где главным героем видео-арта становятся удивительные пейзажи Израиля.

Кроме того, в программе фестиваля стоит отметить ретроспективу «В сторону Иерусалима» – режиссерский дебют Рут Беккерман, австрийского классика документального кино. Два года назад МЕКФ показывал ее фильм «Мечтатели» – пример живой, трогательной и человечной документалистики.

Приз фестиваля, так называемый «Ключ открытий», в 2017 году МЕКФ будет вручаться в 4-х номинациях: за лучший полнометражный художественный фильм, лучший короткометражный художественный, лучший полнометражный документальный фильм и лучший короткометражный документальный фильм. Также по традиции члены жюри выберут обладателя Специального приза.

Членами жюри МЕКФ в разные годы становились: народный артист России и режиссер Александр Митта, общественный деятель, раввин, президент Федерации еврейских общин России Александр Моисеевич Борода, режиссеры Сергей Мокрицкий, Константин Фам и Александр Котт, продюсеры Александр Агеев и Руслан Сорокин, директор Центра Документального Кино Софья Капкова, телеведущая, киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе, меценат Юрий Каннер, дипломат Дорит Голендер, продюсер Дмитрий Литвинов, а также признанные журналисты и критики: Денис Рузаев, Сусанна Альперина, Давид Шнейдеров и Вадим Рутковский.

Как отметил Александр Борода: «Для меня очень почетно в очередной раз оказаться в жюри премии.  Еврейский кинематограф как отдельный жанр сформировался не так давно, и еврейское кино, как и вся наша культура – очень многогранна, и затрагивает самые разные вопросы, и, это очень приятно, что для профессиональной команды оргкомитета фестиваля важно учитывать мнение раввина при оценке фильмов. Я вижу, что с каждым годом программа становится все обширнее,  появляются новые и новые фильмы, значит растет интерес к еврейскому кино со стороны международного киноосообщества. Я думаю, что не только количество и разнообразие фильмов на еврейскую тематику побуждает организаторов вновь и вновь проводить кинофестиваль, а, вероятно, успех кинофестиваля уже в некотором роде становится причиной популярности еврейского кино».

За три года своего существования Московский Еврейский кинофестиваль посетили более 12 тысяч зрителей. Было показано свыше 100 лучших картин последних лет, посвященных еврейской тематике.

МЕКФ организован при поддержке Федерации еврейских общин России и других еврейских организаций.

Поделиться
Отправить

В начале июня в Еврейском музее и центре толерантности в Москве пройдет выставка, посвященная конференциям по вопросу еврейских беженцев из Европы.

“Это очень интересная выставка о событиях, которые мало кто знает”, – сказал президент Федерации еврейских общин России, основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода во вторник в эфире телеканала “Россия-24”.

Он напомнил, что первая конференция по вопросам еврейских беженцев была проведена во Франции в 1938 году, когда стало понятно, что евреи бегут из Европы, претерпевая многочисленные притеснения, но тогда никто из стран-участниц не предоставил евреям возможности приезжать.

“Англичане выделили квоту в 75 тысяч человек на пять лет, то есть по 15 тысяч человек в год – то есть это ничего. Америка не предоставила квоты. Только Доминиканская республика предоставила возможность для 100 тысяч человек”, – рассказал раввин.

Он напомнил известную историю парохода “Сент-Луис”, который отплыл из Гамбурга в Америку, та их не приняла, и они вернулись обратно в Гамбург, а оттуда уехали в Освенцим прямым поездом.

Продолжение этой конференции было в 1943 году на Бермудских островах, когда по инициативе еврейских организаций Америки собрались представители разных стран, продолжил рассказ А.Борода.

“Уже было понятно, что колоссальное число погибло, было колоссальное число беженцев, и надо что-то делать, но ни одна страна не изменила квоты, никто не хотел протянуть руку помощи”, – посетовал он.

Тогда в знак протеста один из участников конференции покончил жизнь самоубийством, самосожжением, это был представитель еврейской организации, организатор этой конференции, потому что он понял, что это был полный крах.

“Об этом мало кто знает. Выставка будет проведена совместно с МИД России, на ней будут представлены архивные материалы и фотографии”, – сказал А.Борода.

Кроме того, в материалах выставки будет информация о том, как отдельные дипломаты спасали евреев: “государства не хотели, а отдельные люди шли на подвиг, на риск для жизни, чтобы спасать невинных гражданских людей”.

interfax-religion.ru

Поделиться
Отправить

Ежегодно Федерация еврейских общин России принимает активное участие в мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня победы.

На протяжении многих лет ФЕОР оказывает адресную помощь ветеранам  и выжившим узникам концентрационных лагерей, включая медицинскую помощь и уход за больными, помощь по дому, обеспечение продовольствием, а также организацией досуга – различных клубов по интересам и праздничных концертов к 9 мая для лиц пожилого возраста.

В этом году подопечных благотворительного центра «Шаарей Цедек», среди которых ветераны и бывшие узники гетто и концлагерей, лично навестили члены еврейской общины. Первый визит в рамках проекта совершил главный раввин России Берл Лазар, который поздравил 93- х летнего ветерана Якова Абрамовича Видермана. Яков Видерман воевал в артиллерии и участвовал во взятии Берлина, освобождении Праги и Будапешта.

В канун праздника делегация еврейской общины, в которую входят прихожане московской еврейской общины, ветераны и ученики московских еврейских школ, возлагает цветы к Могиле Неизвестного солдата в Москве.

В сам праздник 9 мая во всех синагогах России пройдут поминальные молитвы по воинам, павшим в борьбе с нацизмом. 

Кроме того, в общинах по всей стране пройдут торжественные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты и праздничные банкеты. Всего в торжествах по всей стране примут участие несколько десятков тысяч человек.

Дань памяти солдатам Красной армии и жертвам войны отдает и молодое поколение еврейской общины: в 2018 году уже 6-й год подряд накануне праздника состоялся «Марш жизни» в Освенциме. В поминальном шествии приняли участие более 1000 человек от 18 до 30 лет из 45 городов России и стран СНГ. Молодежь сопровождал главный раввин России Берл Лазар и его родители, которые специально приехали выступить перед молодежью и рассказать историю их семью во время Холокоста.

ФЕОР активно поддерживает культурные проекты, направленные на увековечивание памяти жертв Великой Отечественной войны и Холокоста. Таким образом, при поддержке общины был реализован кинопроект «Свидетели» режиссера Константина Фама. «Свидетели» – это военно-историческая драма, состоящая из трёх киноновелл: «Туфельки», «Брут», «Скрипка», объединённых общей концепцией и посвящённых памяти жертв  Холокоста.

В год 75-летия восстания в нацистском лагере смерти Собибор Еврейский музей и центр толерантности объявил конкурс на разработку творческой концепции архитектурной композиции под открытым небом, посвящённой героям сопротивления в концлагерях и гетто в годы Второй мировой войны. Закладка камня памятника произошла 29 января на мемориальном мероприятии, посвященном Дню памяти жертв Холокоста, в которой участвовали председатель попечительского совета Еврейского музей Виктор Вексельберг и внучка предводителя восстания в Собиборе Александра Печерского Надежда Ладыченко.

В начале лета Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Закрытые границы. Очерки дипломатической истории 1938 – 1943», посвященную миграционному кризису в Европе накануне Второй мировой войны. Среди экспонатов выставки– документы, фотографии и видеосвидетельства, предоставленные Российским государственным архивом социально-политической истории, Архивом Внешней политики Российской федерации, Винерской библиотекой в Лондоне, Библиотекой и музеем Франклина Рузвельта в Национальном парке США, музеем Яд ва-Шем в Израиле и Мемориальным Музеем Холокоста в Вашингтоне.

Как отметил президент ФЕОР Александр Борода: «Трагедия Великой Отечественной войны коснулась практически каждую семью в Советском союзе – эта страшнейшая катастрофа унесла миллионы жизней мужей, отцов, сыновей, ушедших защищать нашу Родину, и не вернувшихся из боя, фашистская армия уничтожила множество мирных жителей по всей стране. Общее число погибших в СССР достигает 26 миллионов, и это страшнейшая статистика – трагедия для всех стран бывшего СССР, и мы должны сплотиться в деле увековечивания их памяти. Но и Великая Победа, колоссальный вклад в которую внесла именно Красная армия, сегодня – наша общая гордость, и наш моральный долг чтить героический подвиг советских солдат, подаривших нам мирное небо над головами, – бережно заботиться о тех ветеранах, кто дожил до наших дней, и делать все возможное, чтобы заслуга павших жила вечно!»

            Историческая справка:

В годы Второй Мировой войны в войсках антигитлеровской коалиции на советско-германском фронте, в Европе, в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане сражалось около 1,5 млн. евреев. В рядах Красной Армии воевало 500 тыс. евреев, более 200 тыс. из них пали в боях, около 80 тыс. были расстреляны в лагерях для военнопленных. Около 200 тыс. евреев награждены орденами и медалями СССР, а 157 получили звания Героев Советского Союза, из них 45 – посмертно.

Потери еврейского народа в войне были огромны. Из порядка 5,2 млн. евреев, живших в предвоенном СССР, гитлеровцы и их союзники из числа местных фашистов уничтожили до 2,9 млн. человек.

Поделиться
Отправить

8 мая, накануне Дня Победы, главный раввин России Берл Лазар возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Вместе с ним цветы к Вечному огню принесли ветераны Великой Отечественной Войны, ученики московской еврейской школы «Месивта» и прихожане Московского еврейского общинного центра в Марьиной роще. Собравшиеся почтили память погибших минутой молчания, после которой раввин прочел поминальную молитву по воинам, павшим в борьбе с фашизмом.

Обращаясь к ветеранам, Берл Лазар сказал: «Сегодня я хочу вас поздравить с праздником Великой Победы – вашей Победы. А еще больше хочу сказать спасибо за то, что мы живем – благодаря вам; за то, что мы свободны – благодаря вам! Самый высокий уровень служения Б-гу – это самопожертвование. А самый высокий уровень самопожертвования – это когда человек готов рисковать собственной жизнью, чтобы спасти жизни других людей. И это как раз то, что вы делали на всем протяжении той страшной войны».

Берл Лазар подчеркнул, что такой вид самопожертвования – это высший подвиг, проявление высшей морали и высшего человеческого достоинства! «В годы войны вы показали всему миру пример силы духа, силы веры, силы правды. И после войны эти ценности остались основой вашей жизни. Сегодня вы тоже несете окружающим эти высшие ценности, – сказал раввин. – Поэтому так важно, чтобы вы продолжали вести активную жизнь, продолжали встречаться с людьми, особенно с молодежью. Ведь вы – живой пример всего лучшего, что есть в душе человека! Общаясь с вами, люди получают огромный заряд позитивной энергии, хотят быть похожими на вас, сделать все, чтобы вы могли гордиться новыми поколениями!».

В завершение церемонии, главный раввин России заявил, что великий подвиг бойцов Красной Армии никогда не будет забыт и пожелал ветеранам крепкого здоровья, благополучия и счастья в доме. «Пусть еще много лет мы вместе с вами будем отмечать этот великий праздник», – добавил он.

 

Памятные мероприятия, прошедшие в еврейской общине:

За несколько часов до церемонии ветераны собрались за столом в ресторане Московского еврейского общинного центра. Там, в теплой дружественной атмосфере, они отметили наступающий праздник и спели фронтовые песни.

В благотворительном центре «Шаарей цедек» также состоялась праздничная программа, посвященная Дню Победы. Были зажжены поминальные свечи в память о шести миллионах погибших в Холокосте. Затем присутствующие почтили память тех, кто не дожил до Дня Победы минутой молчания.

В развлекательной части программы прозвучали песни военных и послевоенных лет, а затем всем было предложено угощение из «полевой кухни» и «фронтовые сто грамм».

В преддверии 9 мая ученики Московской еврейской школы «Месивта» посетили более 30 фронтовиков, ветеранов ВОВ, а также узников гетто и концлагерей, подопечных благотворительного центра «Шаарей цедек», которые ввиду слабого здоровья не смогли принять участие в торжествах по случаю Дня Победы. Ветеранам вручили продуктовые наборы, цветы, помогли совершить небольшие прогулки на свежем воздухе и приобрести необходимые лекарства.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил ветеранов с Днем Победы:

 

«Дорогие ветераны!

От лица Федерации еврейских общин России и лично от своего имени сердечно поздравляю вас с этим важным днем – Днем Великой Победы. Прошло 73 года, но 9 мая – особый день, который мы встречаем с волнением, радостью и глубоким осознанием огромного значения Победы в судьбе всего мира, нашей Родины, каждой российской семьи.

            Именно в День Победы, как никогда, ощущается дух народного единства – сегодня нас объединяет память о безвинно ушедших жертвах, преклонение перед великим подвигом солдат Красной армии и  вера в светлое будущее!

            Низкий вам поклон, дорогие ветераны, и, я уверен, что вместе со мной перед вами преклоняется весь еврейский народ: ваша отвага разгромила нацизм и спасла жизни нашим предкам, только благодаря вашей храбрости еврейский народ  выжил и жив сегодня, – ведь вы не просто сражались с армией противника, вы победили идеологию ненависти и убийства!

            Вы как никто другой знаете, что во время войны жизнь измеряется буквально секундами, вы прошли через страшнейшие испытания, пережить которые сильнее человеческих сил. Но и в те страшнейшие минуты вы оставались храбрыми и милосердными, и доказали всему миру, что любовь к Отечеству сильнее врага.

      От всего сердца я желаю вам долгих лет жизни, крепкого здоровья и благополучия вам и вашим семьям!»

Поделиться
Отправить

Новое издание вышло в рамках масштабного переводческого проекта серии издательства «Библиотека еврейских текстов».

«Введение в Талмуд» — пособие для начинающих изучение Талмуда, написанное одним из выдающихся современных авторитетов иудаизма раввином Адином Эвеном-Исраэлем (Штейнзальцем). Эта книга является частью проекта популяризации Талмуда, осуществляемого раввином А. Штейнзальцем на протяжении нескольких десятилетий. Она содержит значительную часть информации, необходимой для адекватного восприятия талмудических текстов: исторический контекст, сведения о языке и культуре соответствующего периода, представление о задачах и структуре Талмуда, подробный словарь технических терминов и выражений и т. д. Книга может быть полезна не только тем, кто приступает к изучению Талмуда, но и всем, кто интересуется еврейской культурой.

Как отметил сам раввин Штейнзальц: «Настоящая книга представляет собой практическое и теоретическое пособие для изучения Талмуда. Это первая книга из серии изданий, посвященных переводу Талмуда и комментариям к нему.

Талмуд — одна из основ еврейской культуры. Вместе с тем Талмуд на протяжении тысячелетий оказывал и продолжает оказывать огромное влияние на мировую культуру: идеи Талмуда прослеживаются в христианстве, исламе, а также во многих течениях современной философии. Изучение же самого Талмуда в силу его специфической структуры, особой терминологии и способов изложения крайне осложнено, и поэтому он был доступен лишь немногим.

«Введение в Талмуд» является первой попыткой дать русскоязычному читателю представление об этом важном источнике.

Издание этой книги в России стало возможным в результате глубоких изменений, происшедших в последние годы в бывшем Советском Союзе и позволивших претворить в жизнь самые смелые мечты. Мне посчастливилось быть участником этих перемен, особенно в области еврейской жизни и культуры, и я верю, что, несмотря на все трудности и проблемы сегодняшней жизни, будущее оправдает наши надежды.

Я надеюсь, что эта книга позволит читателям-евреям лучше узнать самих себя, постичь свои духовные корни и, кроме того, даст возможность всем русскоязычным читателям познакомиться с далекой и одновременно близкой традицией и таким образом обогатить свое понимание культуры в целом».

Талмуд, или как еще его называют Устная Тора, – свод правовых и морально-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну – основу еврейской устной традиции и Гемару – дискуссии, которые велись законоучителями Земли Израиля и Вавилонии на протяжении более чем шести столетий.

Различаются Вавилонский и Иерусалимский Талмуды; при этом Вавилонский Талмуд обладает большим авторитетом и является в рамках традиционной системы еврейского религиозного образования основным предметом для изучения.

В основе издания лежит принцип общедоступности, оно призвано помочь читателю самостоятельно познакомиться с полным текстом Талмуда на русском языке.

Данный книгоиздательский проект стартовал в 2016 году. Проект рассчитан примерно на 30 лет, за это время будет выпущено 75 томов, тираж каждого из которых будет составлять около 5000 экземпляров.

За десять лет в рамках двенадцати серий в издательстве «Книжники» было выпущено более 500 изданий (некоторые из которых представляют собой многотомные издания). Общий тираж изданных книг превысил уже полтора миллиона экземпляров. К настоящему моменту «Книжники» стали самым успешным еврейским издательством в постсоветской России.

 

 

 

 

 

Поделиться
Отправить

Выбор редакции