Федерация

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода в преддверии Хануки направил поздравительное письмо в общины России.

Ниже приведен текст письма:

«Поздравляю всех с наступающим праздником Ханука! Фестивалем ярких огней и света! Примерно в 165 году до н. э. Антиох IV начал активную агрессивную пропаганду греческой культуры среди народов, проживающих на огромной территории Александрийской империи, и в том числе среди евреев земли Израиля. В Иерусалиме была установлена статуя Зевса. Еврейские религиозные ритуалы, такие как обрезание и соблюдение субботы, были запрещены. Те, кто их соблюдал, подвергались преследованиям. Это был один из величайших кризисов в еврейской истории – существовала реальная опасность, что евреи и вместе с ними иудаизм исчезнут. Но благодаря мужеству сыновей коэна Матитьягу – Маккавеев, сумевших объединить еврейский народ, и помощи Всевышнего осуществилась победа «малочисленных над многочисленными», и более чем на полтора века утвердилась независимость Израиля.

Для освещения Храма после его осквернения был установлен новый жертвенник и светильник, но удалось найти один горшочек чистого масла. И хотя его должно было хватить только на один день – хватило на все восемь. Ровно столько требовалось для изготовления нового ритуально чистого масла. В память об этом чуде, а также о победе, нашими мудрецами был установлен праздник Ханука.

Ключевой идеей праздника является память о чуде и распространение Б-жественного света. Но если брать шире – то эта идея является ключевой не только для праздничной недели, но и для самой миссии еврейского народа. Распространение света Торы, веры в единого Б-га, морально-этических основ – таково духовное назначение еврейского народа. В Иерусалимском храме окна были спроектированы таким образом, чтобы не они поглощали свет из вне, а напротив – чтобы Храм был источником света для всего мира. Ханука говорит, в том числе о нашей связи с Храмом и храмовой службой.

В Мидраш Раба сказано, что потомки Аарона навечно удостаиваются чести зажигать менору и нести этот свет, в чем комментаторы усматривают намек на заповедь зажигания ханукальной меноры, которая продолжалась и после разрушения Храма. Но Ханука также служит напоминанием всему еврейскому народу о его настоящей, глубинной духовной задаче. Мудрецы находят намек в самом тексте Торы на будущее установление праздника, ведь 25-м словом в Торе является свет, и мы начинаем праздновать Хануку 25 кислева, приумножая и физический, и духовный свет. Поэтому несмотря на то, что эта заповедь связана с определенным временем, женщины (которые обычно освобождены от таких заповедей) и даже дети тоже обязаны зажигать ханукальную менору.

Добрые дела, увеличение света в мире – задача, не имеющая гендерных, возрастных, социальных ограничений. Напротив, у каждого из нас есть своя цель и сфера влияния. Мы должны распространять свет там, где пребываем – в своём окружении, чтобы помогать раскрытию Б-жественного присутствия в материальном мире. Мы зажигаем ханукальные свечи за закрытыми дверьми не просто сами для себя или лишь для своей семьи – но мы транслируем исполнение заповеди в своих окнах. Например, лучшее исполнение заповеди зажигания ханукальных огней на улице перед своим домом, и так до сих пор делают во многих религиозных районах Израиля.

В реальности многоквартирных домов социальные сети выступают такими «уличными менорами», и лента воодушевлено пестрит снимками радостных огней Хануки. По всему миру еврейские общины выходят на площади и центральные улицы, чтобы не просто зажечь грандиозную менору, но провозгласить – добро и свет являются целью каждого человека. Именно тогда, концентрируясь на распространении хорошего, а не на противостоянии плохому, мы действительно влияем на ход вещей. Живя в мире и уважении к другому, каждый человек по отдельности и все мы вместе выигрываем битву с темнотой.

Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и успеха во всем! Пусть наши сердца будут всегда склонны к добрым делам и милосердным поступкам. Чтобы мы ощущали Б-жественное присутствие в нашей жизни! Радостного праздника Хануки!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил евреев с наступающей Ханукой.

Рассказывая об основной идее праздника, он сказал: «Б-г показал нам, что качество гораздо важнее количества. Малое войско победит большое, если за ним Б-г. Масло из маленького горшочка будет гореть долго, если огонь зажжен с верой в Б-га. Сила духа важнее силы оружия, сила веры важнее законов природы! Когда человек сталкивается с опасностью, главное – это крепость его духа и уверенность, что Б-г поможет».

По словам раввина, это особенно актуально в нынешнем году, когда из-за эпидемии нет возможности устраивать массовые празднования. В этом году главный раввин зажжет Ханукию на Театральной площади в Москве, как это делалось до этого. Однако в этом году это произойдет без гостей, а только в присутствии журналистов. По сути зажигание Ханукии пройдет в удаленном режиме.

Ханука — это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иуды Маккавея над войсками царя эллинистической Сирии Антиоха Эпифана в 164 году до н.э. Праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней. В этом году Ханука начинается вечером 10 декабря и продолжается до 18 декабря. Ниже приводится полный текст поздравления раввина Берла Лазара:

«Дорогие друзья, братья! Поздравляю вас с радостным праздником Хануки 5781 года. В эти дни мы вспоминаем о великом чуде, которое даровал Б-г нашему народу – чуде света, чуде ханукальной меноры. Одновременно, как и во всякий еврейский праздник, мы размышляем о том, какой урок преподал Б-г не только нашим предкам, но каждому из нас – здесь и сейчас. Реально было два ханукальных чуда. Во-первых, Б-г дал победу нашему народу над самой большой империей античного мира, над богатым языческим государством с огромным войском. А во-вторых – чудо храмового светильника, который горел восемь дней, хотя освященного масла в нем было только на сутки. Здесь Г-сподь показал, что ради тех, кто ему верен, Он может нарушить даже физические законы, которые Он сам установил. Эти два чуда суть одно.

Б-г показал нам, что качество гораздо важнее количества. Малое войско победит большое, если за ним Б-г. Масло из маленького горшочка будет гореть долго, если огонь зажжен с верой в Б-га. Сила духа важнее силы оружия, сила веры важнее законов природы! Когда человек сталкивается с опасностью, главное – это крепость его духа и уверенность, что Б-г поможет. Этот урок особенно актуален для нас в нынешнем году. Обычно мы встречаем Хануку все вместе, собираемся в синагогах. Сейчас практически все дни проводим дома. Возможно, кому-то не хватает силы общины, чувства нашей солидарности, когда мы собираемся, чтобы вместе зажечь ханукальную менору. Но именно чудеса Хануки объясняют нам, что каждый из нас обладает духовной силой, достаточной, чтобы преодолеть любые испытания.

У каждого есть душа, которая непосредственно связана с Б-гом, а потому непобедима! И не просто непобедима – но еще и способна помочь множеству других душ! Как одна маленькая свеча разгоняет огромный мрак, так и человеческая душа, верная Б-гу и устремленная к добру, способна изменить огромные пространства вокруг. Именно поэтому главная заповедь Хануки требует зажигать менору прежде всего у себя дома. Когда в доме настоящий свет, мы сразу видим, какой в каждом из нас заложен огромный потенциал, сразу чувствуем, что мы способны преодолеть любые испытания и выйти из них более сильными, более уверенными.

И в то же время свет ханукальной меноры для нас – это знак того, что надо думать о ближних, об их здоровье, телесном и духовном. Особенно о тех людях, которым сейчас трудно, о тех, кто на переднем крае ведет борьбу со злом. Именно в этом главная задача человека на земле, именно за приверженность этой цели Б-г дал нашим предкам чудо ханукальной меноры. Так пусть же свет Хануки еще ярче воссияет в каждом еврейском доме, в каждой еврейской душе. С праздником света вас!»

Поделиться
Отправить

Ниже представлен полный текст письма:

«От имени Федерации еврейских общин России, Еврейского музея и центра толерантности и от себя лично выражаю искренние соболезнования родственникам, друзьям и коллегам Ирины Антоновой в связи с ее уходом.

Профессиональная деятельность Ирины Антоновой, множество российских и международных регалий и наград, целый ряд высочайших достижений и преобразований – это все не только история личного успеха, но и история развития музейного дела, искусства, общественной жизни России.

Такие личности, как она, уникальны: невероятно одаренная и самоотверженно преданная своему делу, умеющая сохранять свою твердость и целостность, оберегающая дело, которому она служила всю жизнь, несмотря на переменчивые внешние обстоятельства.

В ней было твердое, незыблемое и совершенно неконъюнктурное понимание того, что для развития искусства нужен свободный диалог, что если мы хотим воспитывать «выдающихся» художников, то для музеев страны должен быть «безвизовый» режим. И это преодоление, казалось бы, нерушимых границ, благодаря ее работе, стало возможно для всех ее современников. Легендарное событие 1974 года – экспонирование «Джоконды» Леонардо да Винчи – уникальный шанс для сотен тысяч советских людей «побывать» в Лувре! Выставка «Париж – Москва» даже не может быть оценена в современных категориях, хотя, безусловно, представление экспозиции было всегда безупречно, на уровне идеала. Но «Париж – Москва» сотворила невероятные изменения – приподняла железный занавес и утвердила Москву в качестве значимого участника мирового культурного контекста.

Мы гордимся тем, что успели наградить Ирину Антонову премией Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» в номинации «Человек-легенда».

Уход Ирины Антоновой – это величайшая, невосполнимая потеря.

Непременно будут созданы монографии, подробно описывающие влияние Ирины Антоновой на российское и мировое искусство, но и не дожидаясь оценок профессионалов, совершенно точно можно сказать, что она преобразила наш мир и привнесла в него еще больше эстетики и красоты.

Пусть ее душа покоится с миром, и пусть ее память будет благословенна».

Поделиться
Отправить

Всего в рамках проекта в 2019 и 2020 годах прошло 7 двухдневных семинаров по профилактике опасных для человека зависимостей и коммуникации с группой риска, в которых приняли участие 540 специалистов социальной сферы и других профессий.

Мероприятия принимали Мурманск, Калининград, Биробиджан, Южно-Сахалинск, Севастополь, Москва и Хабаровск. Участники семинаров приобрели навыки взаимодействия с лицами из группы риска, получили современную практическую информацию о зависимостях и методах предупреждения, выявления и оперативного решения проблем употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем в семье, школе, на предприятии и в обществе в целом. Проведенная работа вносит весомый вклад в развитие качества психологического и информационного сопровождения лиц из группы риска и людей, столкнувшихся с проблемами алко- и наркозависимости в регионах проведения мероприятий проекта.

Проект оказал позитивное влияние на развитие взаимодействия государственных структур с общественными и религиозными организациями в вопросах профилактики наркомании и алкоголизма среди населения в регионах проведения мероприятий. Региональные власти и профильные государственные всесторонне поддержали реализацию проекта, исходя из понимания социальной значимости проводимой работы.

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода считает такого рода проекты первостепенными задачами для ФЕОР: «Благотворительные и социальные программы — это приоритетные направления деятельности общины. Сказано, что милосердие одна из основ мира. И наша цель не только говорить об этом, но и действовать. Проект «Услышать и помочь» — это привлечение разного рода специалистов, умение найти различные способы решения, и что ещё важнее – профилактика возникновения тяжелых форм зависимости. Мы не можем закрываться от проблем друг друга, но должны стараться совершенствоваться и расти в направлении взаимопомощи. Для нас важно, что проект поддерживается на государственном уровне, что выражается не только в президентском гранте, но и в поддержке со стороны региональных властей».

Специалисты, участвовавшие в мероприятиях проекта, оценили значимость полученной информации и высокий уровень организации событий, а также обратили внимание на важность проведения подобного рода просветительских мероприятий, необходимость проводить их чаще и поддержали идею продолжения проекта. Летом 2020 года антинаркотический проект Федерации еврейских общин России стал победителем второго конкурса грантов Президента РФ. В рамках нового проекта пройдут двухдневные семинары в семи регионах, в которых примут участие более 500 специалистов

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар направил соболезнования семье бывшего главного раввина Великобритании, философа, лорда Якова Цви (Джонатана) Сакса в связи с его кончиной.

В письме Берла Лазара отмечается, что хотя «великим человеком» можно быть в разных областях, раввин Сакс «был велик во всем» – как в отношениях с Б-гом, в изучении Торы, так и в отношениях с людьми, что его талант признавали как евреи, так и другие народы мира. Назвав Джонатана Сакса «универсальным человеком и исключительной личностью», Берл Лазар подчеркнул, что самое великолепное его качество можно выразить формулой: «Самый великий ученый – тот, кто претворяет свое учение в дела». «Все свои знания, все свои огромные таланты он слил воедино, чтобы нести свет Торы еврейскому народу, чтобы раскрывать красоту и глубину слова Б-жьего всем – нашим соплеменникам и народам мира», – отметил Берл Лазар.

Главный раввин России также подчеркнул, что у раввина Сакса была глубокая личная связь с Любавичским ребе, и его большой заслугой является то, что он познакомил десятки тысяч человек с личностью Ребе и особенно с его учением. Берл Лазар выразил сожаление, что несмотря на свой большой интерес к еврейской жизни в России и неоднократные приглашения посетить страну, раввин Сакс так и не смог сделать этого, поскольку каждый его день был заполнен до отказа.

«Вся жизнь вашего отца была воплощением строк Торы, которые мы читаем в недельной главе: «Авраам был уже стар и в летах преклонных». Яаков Цви Сакс поистине «преклонил» лета свои, каждый день жизни своей, использовав их по максимуму, в полной мере. Каждый год, каждый день он делал все, чтобы повлиять на окружающий мир; каждый час, каждый миг он наполнял высшим смыслом и добрыми делами!» – отметил Главный раввин России. Заметив, что уход великого человека — это «великая утрата» не только для родных и близких, но и для всего еврейского народа.

Берл Лазар выразил убеждение что Г-сподь дарует утешение всем, кто чувствует боль этой утраты. «Это утешение придет от продолжения великого дела вашего отца ради всего народа и ради каждого еврея. И дай Б-г, чтобы уже в самое ближайшее время мы удостоились исполнения пророчества «воспряньте и торжествуйте, пребывающие во прахе», и Г-сподь утрет слезы всех людей», – заключил он.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода направил соболезнования супруге скончавшегося 6 ноября выдающегося писателя-сатирика Михаила Жванецкого.

«От имени Федерации еврейских общин России и от меня лично примите глубокие соболезнования в связи с уходом вашего супруга Михаила Михайловича Жванецкого, выдающегося писателя-сатирика, киносценариста, телеведущего. Михаил Михайлович внес неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Всем своим творчеством он подтверждал, что настоящий талант многогранен. Жванецкий был не только непревзойденным мастером сатиры, но и непревзойденным чтецом. Во всех его произведениях слышна уникальная, неповторимая интонация, которая знакома каждому… Мы знали Михаила Михайловича как человека высоких моральных качеств, безграничной внутренней свободы и эрудиции. До последних своих дней он продолжал выступать на эстраде, чему посвятил всю свою жизнь. Уход Михаила Михайловича – невосполнимая потеря для всех нас. Светлая память о нем навсегда останется в сердцах миллионов людей. Скорбим вместе с Вами. Пусть его душа покоится в Ган Эдене» – говорилось в послании.

Михаил Жванецкий (1934-2020), родился в Одессе. В 1960-е начал писать тексты сатирических монологов, которые исполняли популярнейшие артисты того времени — Аркадий Райкин, Роман Карцев, Виктор Ильченко. В 1970 году открыл в Одессе Театр миниатюр при филармонии, где уже сам начал выступать со своими произведениями. В 1988 году создал Московский театр миниатюр. В 2002-2020 Михаил Жванецкий был ведущим телепрограммы «Дежурный по стране». Президент организации «Всемирный клуб одесситов». Народный артист Украины (1999), Народный артист РФ (2012). Награжден орденами Дружбы народов (1994), «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней (2019, 2009). Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства 2001 года.

Мэрия Одессы объявила 7 ноября днем траура в связи со смертью Михаила Жванецкого.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар на исходе шабата опубликовал обращение в связи с уходом из жизни писателя-сатирика, артиста Михаила Жванецкого (1934 г.р.), скончавшегося 6 ноября. По словам раввина, известие о кончине писателя вызвало «чувство глубокой скорби» лично у него и у всей еврейской общины.

– Он был дорог всем нам как блестящий сатирик, чьи тексты тысячами людей заучивались наизусть, разбирались на цитаты, превращались в поговорки, а главное дарили людям радость, помогали не терять оптимизма даже в самых непростых жизненных обстоятельствах! – отметил раввин.

Лидер российских евреев привел историю из Талмуда о раввине, который как-то раз увидел на рынке Илью-пророка. Раввин спросил, видит ли пророк в окружающей толпе людей, которые точно заслужили долю в мире горнем. Пророк Илья указал на двоих человек. Тогда раввин поинтересовался у этих праведников, чем те занимаются. Мы скоморохи, – последовал ответ, – наше главное дело в жизни, это чтобы люди смеялись и радовались! Тем самым мудрецы не уставали подчеркивать, что человек должен не просто служить Б-гу, но служить Б-гу с радостью.

Раввин подчеркнул, что Михаил Жванецкий всегда был «гордым евреем», и это видно по многим его текстам. Он часто выступал на еврейских праздниках, и всегда дарил людям радость, оптимизм, силу и энергию. – Поэтому не может быть сомнений в том, что у него есть доля в мире грядущем, что он пребудет среди праведников, вблизи Г-спода, – отметил Берл Лазар.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар сделал заявление в связи с произошедшим накануне терактом в Вене.

Террористы открыли стрельбу на площади Шведенплатц, в районе, где находятся синагога и еврейский центр. Позже полиция официально сообщила, что стрельба велась как минимум в шести разных местах в центре Вены. Есть погибшие и раненные. По данным Министерства внутренних дел Австрии, стрелявший симпатизировал экстремистской группировке «Исламское государство», запрещенной во многих странах, включая Россию.

Приводим полный текст заявления Берла Лазара.

«Прежде всего, понятно, мы сейчас скорбим вместе с жителями Вены, как несколько дней назад скорбели вместе с жителями Парижа, Ниццы, Лиона. Молимся во всех храмах за то, чтобы раненые поправились, чтобы родным и близким погибших Б-г послал утешение в их горе. Увы, в последние недели мы все чаще узнаем о трагических событиях в Европе. Я постоянно общаюсь с коллегами во Франции, в Австрии, в ряде других стран Евросоюза, они рассказывают о настроениях улицы: люди просто в шоке, они не могут понять, как за такое короткое время их континент так сильно и так страшно переменился! Это не просто «разделенное общество», это ежедневное насилие, дети уже боятся выходить на улицу.

Надо честно себе признаться – все мы имеем дело не с выходками сумасшедших одиночек, не с маргиналами. Европе и всему миру противостоит большая и хорошо отлаженная машина международного терроризма, которая вербует множество сторонников, заражает их человеконенавистнической идеологией, поощряет убивать всех, кто на них не похож. Говорят, об исламском терроризме. Я бы такое словосочетание вообще не использовал, потому что ислам тоже стал жертвой этих нелюдей. Может быть, даже первой жертвой, потому что террористы пытаются превратить мусульман в изгоев, возбудить к ним всеобщую ненависть. Да, международный терроризм активно использует терминологию ислама, цинично пытается позиционировать себя как «истинный ислам» – но его война, это война против всех религий, против Б-га, против наших вечных ценностей! Об этом свидетельствует, в частности, то, что несколько последних терактов были совершены у входа в храм или даже внутри храма.

Вопрос: что с ними делать? Чтобы дать на этот вопрос правильный ответ, надо, прежде всего, сказать себе, что нам объявлена война. Война на уничтожение против всего цивилизованного мира. Если политики будут и дальше бояться говорить и действовать решительно – мы эту войну проиграем, и это будет гибель нашей цивилизации. Это будет наша всеобщая гибель, гибель наших детей и внуков.

У нас есть опыт из прошлого века: тогда государственные лидеры осознали масштабы угрозы и выступили единым фронтом. 75 лет назад вместе победили нелюдей, уничтожили их главарей, а человеконенавистническую идеологию объявили вне закона. Сейчас, уверен, пришло время отложить все разногласия в сторону и вместе сосредоточиться на решении главной задачи – уничтожении международного терроризма, его главарей, его идеологии. Если сейчас мы их не остановим – завтра может быть поздно».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации Еврейских Общин России, раввин Александр Борода выразил соболезнования в связи с произошедшим терактом в Вене.

Злоумышленники совершили нападение сразу в шести местах города: «одной из провокационных точек стала территория у синагоги на Шведенплатц», – отметил раввин. По словам Бороды, «община восприняла это вопиющее происшествие с чувством глубокой скорби и боли». «Для террористов человеческая жизнь не имеет ценности. Они выбирают своими жертвами беззащитных, безоружных людей и потому их злодеяния особенно жестоки. Но в любом развитом обществе нет ничего более ценного, чем жизнь человека», – заявил раввин.

Борода особо отметил то обстоятельство, что «сейчас, когда человечество борется с опаснейшим вирусом, ищет пути защиты жизни и здоровья, кто-то наносит самый беспощадный, самый вероломный удар, подрывая основы мира и единства».

Также раввин подчеркнул, что нельзя поддаваться страху и панике, поскольку именно дестабилизация общества является целью террористов. «Необходимо объединившись в борьбе против ненависти, насилия, нетерпимости и двигаться вперед», – добавил он в заключении. Сегодня вся община скорбит о погибших и молится о выздоровлении пострадавших в этой страшной трагедии.

Поделиться
Отправить

26 октября на сайте РИА «Новости» было опубликовано интервью Главного раввина России Берла Лазара, посвященное положению верующих евреев в местах лишения свободы. Поводом для интервью стало обращение к Главному раввину России осужденного по «Московскому делу» Данила Беглеца с жалобой об ущемлении его прав как верующего.

Берл Лазар отметил, что хотя для Беглеца вопрос потерял актуальность в связи с его освобождением по УДО, ФЕОР будет добиваться, чтобы субботу сделали нерабочим днем для еще шести заключенных-евреев, содержащихся в той же колонии. Он подчеркнул, что у еврейской общины хорошие связи с ФСИН. «Нам, как правило, идут навстречу и решают вопросы таким образом, чтобы верующие люди могли соблюдать заповеди. Есть, конечно, сложные вопросы, которые волевым решением не урегулировать – это, прежде всего, обеспечение кошерного питания и некоторые особые заповеди еврейских праздников. Но со стороны руководства ФСИН есть искренняя заинтересованность решать проблемы» – отметил Главный раввин России, приведя ряд примеров того, как администрация ФСИН откликалась на просьбы еврейской общины — вплоть до открытия синагог в крупных местах заключения.

Берл Лазар также отметил, что между заключенными-евреями и приверженцам иных конфессий не возникает проблем из-за религиозной принадлежности, а среди священнослужителей различных конфессий «царит полное взаимопонимание: каждый помогает верующим выполнять свои законы и заповеди, и с уважением относится к иноверцам».

Главный раввин России подчеркнул, что еврейская община России старается обеспечить все нужды верующих евреев, оказавшихся в местах лишения свободы — от предоставления необходимых для богослужений предметов до духовного окормления верующих со стороны раввинов. Кроме того, существуют программы помощи и поддержки бывших заключенных, о которых можно узнать на сайте kapellan.org. Он также отметил, что, если после отбытия заключения человек хочет работать в общине и обладает соответствующей квалификацией, то его принимают на работу. «Если у него проблема с работой, мы стараемся найти работодателя, который его возьмет. По крайней мере, в больших городах это не проблема» – подчеркнул Берл Лазар.

Как заявил Главный раввин России, если права верующего еврея нарушаются, то первое, что он должен сделать – «обратиться к администрации колонии, объяснить проблему, указать на необходимость соблюдения прав верующих». Если же это не поможет — связаться с еврейской общиной. «В любом случае – делать все, чтобы соблюдать заповеди Г- сподни, учить Тору, молиться, возвращаться к Б-гу», – резюмировал он. Пожелав ныне отбывающим наказание «поскорее выйти на свободу и больше не попадать в такие переделки», Берл Лазар напомнил им, что даже в отсутствие физической свободы человек остается свободным духовно. «Многие наши видные деятели, многие пророки и праведники в разное время оказывались в тюрьмах и даже на каторге – и все они использовали это нелегкое время, чтобы получить больше знаний, больше понимания, чтобы подняться выше в духовном плане. И они выходили на свободу более сильными, готовыми к полноценной праведной жизни», – заявил он.

ria.ru

Поделиться
Отправить

В своем обращении Берл Лазар напомнил, что в советский период Симхат Тора, «Радость Торы», завершающий чреду осенних праздников, был самым популярным из осенних праздников. «Люди приходили в синагогу, вместе радовались, пели песни, танцевали со свитком Торы, демонстрировали свою веру и свое еврейство», – писал он.

Отметив, что в этом году, из-за ограничений, вызванных эпидемией коронавируса, большинству придется отмечать Симхат Тора дома, в кругу семьи, Главный раввин России выразил уверенность, что это не уменьши радости от праздника. «Ведь песни и танцы – это только внешнее проявление радости Торы, а сама радость – внутри нас, в душе каждого еврея! В этот день мы завершаем годичный цикл чтения Торы, и сразу же начинаем цикл следующий. И это уже само по себе источник радости. Ведь мы понимаем, что Тора – это не просто книга, и даже не просто Книга с большой буквы. Это сокровищница знаний и уроков, которые дают нам возможность жить праведно, жить счастливо, наполнить каждый год, каждый день нашей жизни высшим смыслом. А сила радости Торы позволяет сломать любые преграды – ведь когда человек полон радости, его силы и возможности возрастают многократно», – подчеркнул он, призывая всех «смотреть на все вокруг с радостью, с оптимизмом».

«Даже сидя дома, мы будем все вместе! Наш дух не упал, мы в своей истории чего только не преодолели – преодолеем и нынешние проблемы», – подчеркнул Лазар.

Главный раввин России также напомнил, что в этом году еврейская община России начала проект «Тора в каждый дом», и призвал всех, кто знает людей, у которых еще нет дома Торы, осведомить об этом Федерацию еврейских общин России, чтобы радость Торы пришла еще в одну еврейскую семью, и стала источником благословения на добрый год, полный веселья и успехов.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил поздравительное письмо в еврейские общины России, а также дал интервью на канале Россия-24 в канун праздников Шмини Ацерет и Симхат Тора, которые в этом году выпадают на 10-11 октября.

«Симхат Тора – один из любимейших праздников еврейской общины России, который даже в советскую эпоху собирал множество людей в синагоге. Знание об этом празднике сохранилось даже в те времена, когда с каждым новым поколением все меньше людей помнило о традициях, когда слабели связи с духовным наследием», – говорится в поздравлении.

Раввин Борода рассказал об истории праздника: «Симхат Тора не был установлен ни Торой, ни мудрецами времен Талмуда, как Пурим и Ханука. Но его «создание» как бы инициировано самим еврейским народом. В диаспоре во время Вавилонского изгнания примерно в 5–6 веке (в конце Эпохи Амораев) уже укрепился обычай: во второй день праздника Шмини Ацерет завершать годичный цикл чтения Торы и особенным образом читать обращенное к народу благословение Моше в конце Торы. Это основывалось на указанной в Талмуде традиции устраивать праздник после окончания изучения трактата Мишны или Талмуда. Так как со временем деление чтения Торы на 54 главы и прочтение Ее за год стало повсеместным, то и завершение изучения Пятикнижия, также стало общим, объединяющим всех праздником».

Он также рассказал о фундаментальном значении Торы для каждого еврея: «В самые тяжелые, темные времена евреи находили в себе моральные силы веселиться в праздник Симхат Тора. Он рожден человеческим сердцем, и поэтому до глубины души понятен, в нем – наше проявление любви к Всевышнему и к тому, какими Он нас создал. В Талмуде сказано про Ковчег Завета: «Он нес тех, кто нес его». Евреи Советского союза в большинстве своем не знали ответа на вопрос «что такое быть евреем?». И вопреки всему, на невербальном, непроизносимом уровне у них было понимание, что их идентичность кроется именно в этой Книге. И то, что спустя тысячи лет изгнаний они все так же влекомы сердцем в синагогу – они обязаны Торе».

Президент ФЕОР подчеркнул, что эпидемиологическая ситуация в этом году не позволяет проводить праздник в полной мере: «В этом году большинство из нас не смогут танцевать с Торой. Мы должны оставаться дома, но это не значит, что надо отменять веселье и не радоваться. То, что мы оберегаем нашу жизнь и наше здоровье – это тоже заповедь, о которой мы узнаем из Пятикнижия, как сказано: «И будете вы бояться Г- спода, вашего Б-га и соблюдать все Его установления и заповеди, которые Я вам возвещаю, — и вы, и ваши дети, и ваши внуки, во все дни вашей жизни, — чтобы продлилась ваша жизнь».

В интервью раввин Борода обратился с теплыми пожеланиями ко всем, пожелал крепкого здоровья и сил. Он еще раз отметил, что здоровье и жизнь намного важнее, чем танцы с Торой. И озвучил предупреждение, распространенное во всех еврейских общинах России, о необходимости минимизировать танцы с Торой, осуществляя их только через посланца общины. Наложены сильнейшие ограничения на дистанцию между людьми, обязательны маски, а также расположено максимальное количество доступных санитайзеров во всех помещениях синагог и общинных центров. «Мы призываем людей, которые себя неважно чувствуют, людей из группы риска и старше 65 лет, всех, кто сомневается – не приходить в синагогу на праздники!»

Поделиться
Отправить

Выбор редакции