Виктор Славкин. «Человек со вкусом»

Марк Розовский 6 мая 2014
Поделиться

16 марта в Москве на 79-м году скончался выдающийся российский драматург Виктор Славкин.

Родители Виктора Славкина были из Сновска, городка, что под Черниговом, до войны еще полного евреями, затем подчистую уничтоженными гитлеровцами. Сновск после революции звался Щорс, и я, помню, подтрунивал над другом, спрашивал, умеет ли он держать саблю и рубить с коня врага баклановским ударом. Он говорил, что не умеет, а я смеялся — какой же ты после этого еврей. Папу Вити звали Иосифом. Он запомнился мне тихим застенчивым человеком, кажется, Иосиф Наумович что-то преподавал в ремеслухе, ибо знал, как работать на станке. Свое еврейство Витя никогда не выпячивал, но и не скрывал. Однажды я его спросил: «Почему ты не уезжаешь?» Он ответил: «Потому что ты не уезжаешь». И я оценил его ответ по достоинству.

Конечно, он сам никогда не был стилягой, но был собирателем эпохи, и его интерес к молодежной субкультуре 1950-х годов вызван был аксеновским духом, который, когда мы вместе работали в «Юности», внедрился в наше литературное поколение. Здесь вольнолюбие и рассвобождение общественного сознания, присущее молодому поколению тогдашних писателей и поэтов, собиравших на своих выступлениях стадионы, оказали на общество и его гражданское миросознание огромное влияние. А еще на нас влиял Фридрих Горенштейн — «великий русский писатель», как мы с Витей считали. Ибо читали первыми его гениальную прозу и пьесы, будучи ошеломлены тем, как этот Горенштейн пишет по-русски и размышляет по-еврейски.

Первая пьеса Виктора называлась «Плохая квартира». Пьеса была поставлена мною, но дальше премьеры дело не пошло. Спектакль тотчас был запрещен, хотя его тема — антивоенная, я бы даже сказал, пацифистская, и сегодня могла бы восприниматься как чрезвычайно актуальная. В то время Виктор Славкин писал не только юморески, он создал цикл одноактных пьес-гротесков, которые и по сей день, мне кажется, являются образцами нового художественного мышления в театре под названием «Авангард»: пьеса «Оркестр» предвосхищала «Репетицию оркестра» самого Феллини, а пьеса «Мороз» была написана в лучших обэриутских традициях. Далее Виктор написал несколько больших оригинальных пьес, которые стали событиями и даже явлениями нашей театральной жизни.

Самыми выдающимися спектаклями Виктора Славкина были блестяще поставленные Анатолием Васильевым «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо». К Славкину немедленно пришла слава. Он, драматург школы «Нашего дома» и Арбузова, становится одним из лидеров нового театра 1970-х годов, его светлым знаком.

Виктор Славкин прекрасно чувствовал игровую форму. Любил тонкость в искусстве и образную правду жизни. Он понимал, что такое абсурдная гипербола в театре как никто. На его могиле я бы написал: «Виктор Славкин. Человек со вкусом».

Конечно, можно добавить к его творческой биографии замечательные сценарии множества ретропрограмм, созданных на Авторском телевидении: цикл популярнейших передач «Старая квартира», где раритеты и признаки ушедшего времени становились причинами и символами романтических воспоминаний о прошлом. Виктор Славкин заслуженно получил за эту работу премию «Тэфи». Также заметен его вклад в искусство анимационного кино.

В последние годы Виктор Славкин тяжело болел. Он мужественно переносил все свои боли и никто из нас не мог представить, какие переживания терзали его тело и душу. Его уход — уход легендарной эпохи, знавшей, что такое жить свободно и творить свободно в несвободной стране.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбрать сторону

Да, Израиль стреляет. Но сначала он терпел, ждал переговоров, предупреждал. Теперь уже осталась лишь оборона. Тишина стала предательством. Именно потому сейчас, как никогда, нужно выбрать сторону. Ту сторону, где свет в окне детской важнее страха в подвалах министерств. Сторону, где живы мечты, даже под сиренами. Израиль в эти дни не только отбивается. Он говорит: если у тебя осталась совесть — выбери сторону. В этом конфликте не нужны советчики, нужны люди с совестью

Между антисемитами и сионистами: путь Альфреда Винера

В 1927 году Винеру страшно было даже подумать, что немецкие евреи попытаются оторваться от Германии. Спустя два десятка лет после своего вынужденного расставания с Германией он не проявлял ни малейшего желания вернуться. Во всяком случае, жить там он не намеревался. Но в начале 1950‑х Винер стал посещать Германию, чтобы разговаривать с молодым поколением о том, что стряслось, и о принципах, которые его страна олицетворяла когда‑то. Однако Винер больше не верил в слияние германского и еврейского начал и перестал быть противником сионизма

Когда Яш отправился в путь

Куда едет еврей? В Польшу, в Румынию, в Советский Союз, в Литву. Куда подевались пассажиры, которые просто так, для удовольствия едут в Париж, Италию, Англию, Ирландию, Швейцарию, Испанию? Куда едет еврей? И откуда тут столько евреев? На пароходе их и не видно было. А здесь мы вместе сидим в вагонах, как в черте оседлости