The Wall Street Journal: Стив Маккуин создал географическую карту нацистского прошлого Амстердама
«Оккупированный город» (США, реж. Стив Маккуин, 2023)
Режиссер снял хаотично растекающийся, бессвязный документальный фильм, где на современную кинохронику наложен закадровый рассказ об оккупации Амстердама — хроника событий по конкретным адресам.
Тема преступлений нацизма, как ни одна другая, вдохновляет кинодокументалистов на гигантские по объему произведения. Вначале, в 1969 году, появился фильм «Печаль и жалость» Марселя Офюльса – четырехчасовое расследование, обличающее режим Виши во Франции. Затем, в 1985 году, вышел девятичасовой фильм Клода Ланцмана «Шоа» – душераздирающее повествование о Холокосте. И вот к этому собранию эпопей прибавился «Оккупированный город», где в течение четырех с лишним часов режиссер Стив Маккуин, подобно археологу, раскапывает историю нацистской оккупации Амстердама.
Первый и второй фильмы, о которых мы упомянули, справедливо считаются классикой: они стали вехами в истории жанра и эпохальными свидетельствами ужасающих исторических событий. Совсем недавно – в феврале 2023 года – фильм Офюльса собирал полные залы на нью-йоркском Кинофоруме и стал для меня одним из самых памятных киновпечатлений года. Но как-то не верится, что еще через полвека зрители точно так же повалят толпой на «Оккупированный город»: отупляюще скучный рассказ о страшном прошлом одного отдельно взятого города.
Зверские преступления былых времен и неразрешимая проблема их отображения в кино — все это Маккуину не в новинку. Он получил премию «Оскар» за драму «12 лет рабства», в которой с непоколебимым реализмом показал жестокость института рабства в Америке до Гражданской войны: каждый новый кровавый рубец на спине героя словно углубляет у зрителя понимание системы, державшейся на этом институте. В «Оккупированном городе» режиссер избирает полярно противоположный подход: не показывает ни единого злодеяния, неизменно ограничиваясь съемками современного Амстердама. (Эта сознательная установка на изображение Холокоста обиняками побуждает вспомнить о другой киноновинке 2023 года: провокативной картине Джонатана Глейзера «Зона интересов»). О том, что творили нацисты, мы узнаем исключительно из закадрового текста, который бесстрастно зачитывает Мелани Хайэмс. В фильме вообще нет ни архивной кинохроники, ни интервью с кем бы то ни было.
Рассказы однотипны: вначале указан адрес — такая-то улица, такой-то дом; затем идет описание того, что творилось в этом месте, меж тем как мы, по замыслу режиссера, смотрим на то, что там теперь находится, и тех, кто там теперь живет или бывает. Места разные. Например, художественный музей Рейксмузеум. Или Консертгебау: имена еврейских композиторов и музыкантов (Малера, Рубинштейна, Мендельсона), высеченные на стенах этого концертного зала, в период оккупации замазали. Или какой-то дом, где обитала какая-нибудь еврейская семья… Очень часто повествование завершается словами: «умер в Аушвице» или «убит в Аушвице», после чего фильм переходит к следующей трагедии. Неизбежно все эти истории начинают смешиваться воедино.
Что ж, этого вполне можно ожидать от любого рассказа о нацистской бойне — ведь ее масштаб был выше человеческого разумения. Нам ни за что не удастся в полной мере познать и объять умом преступление, которое совершалось на целом континенте, причем с холодной деловитостью. В «Шоа» Ланцман сделал из этой немыслимости происходящего нечто мучительно-незабываемое: общие планы концлагерей сняты так, чтобы выглядеть подчеркнуто, леденяще, непроницаемо непостижимыми. В сравнении с «Шоа» фильм Маккуина кажется одновременно суетливым и банальным: разве в этом контексте нам дает что-нибудь наблюдение за двумя девушками, делающими селфи у витрины магазина H&M?..
Фильм Маккуина вдохновлен объемистой книгой Бьянки Стигтер «Атлас оккупированного города: Амстердам, 1940-1945». Она написана женой Маккуина, так что вся эта затея пронизана безмерной любовью к супруге, хотя далеко не увлекательна и даже не слишком кинематографична, а конечный результат больше похож на справочник, чем на кинофильм. Напрягая мозг, можно выловить кое-какие ироничные переклички или параллели между кинохроникой современной эпохи и закадровым повествованием об истории – особенно в сценах, где мы становимся очевидцами недавних политических волнений в Амстердаме: из-за сovid-19 вводят карантин, а демонстранты, протестующие против жестокости полиции, собираются на городской площади. Но вскоре начинает казаться, что выискивание параллелей – лишь способ скоротать время, ведь, по-видимому, за движением кинокамеры не стоит никакого цельного замысла, который протянул бы связующую нить сквозь эти четыре часа.
Можно сказать, что «Оккупированный город» косвенно напоминает нам: по-настоящему сильные рассказы об исторических событиях — это рассказы от первого лица. Фильм долго-долго, с усыпляющими длиннотами демонстрирует, что происходит, когда память постепенно тускнеет и очевидцев, которые могли бы поделиться своими свидетельствами, все меньше и меньше. (Вот, кстати, дополнительный резон поблагодарить создателей «Шоа»). Здесь вместо таких свидетельств – нескончаемая череда кадров, не указывающая на какую-либо тонкую наблюдательность, а сопроводительный рассказ как будто нарочно выстроен так, чтобы ускользать от нашего понимания. Маккуин снял документальный фильм, который по большей части не сумел оживить историю — и, кстати сказать, не сумел оживить настоящее, которое с начала до конца фильма бредет за историей, как тень.
Оригинальная публикация: ‘Occupied City’ Review: Steve McQueen Maps Amsterdam’s Nazi Past