The New York Times: Выставлена на продажу картина, спасенная из нацистского хранилища
Портрет, написанный французским придворным живописцем, и еще два полотна можно видеть на фотоснимке, зафиксировавшем действия особого подразделения армии США, занимавшегося поисками похищенных произведений искусства.
Это изображение дамы с белой, как фарфор, кожей, с завитыми серебристыми волосами, в платье из блестящей материи, памятно нам по фотоснимку, на котором запечатлены американские военные на лестнице в баварском замке Нойшванштайн в мае 1945-го.
Портрет дамы и еще два полотна старых мастеров несут американские солдаты в полевой форме. Они только что спасли эти предметы искусства из хранилища, куда нацисты складывали похищенное.
Солдаты помогали «Охотникам за сокровищами« — так неофициально называли сотрудников особого подразделения армии США, которое разыскивало миллионы произведений искусства, украденных немцами в годы Второй мировой войны.
Фотоснимок стал резонансным напоминанием о роли подразделения в восстановлении справедливости после нацистских злодеяний и возвращении значительной части европейского культурного наследия его законным владельцам.
В ноябре 2024 года портрет, написанный Николя де Ларжильером, французским придворным живописцем времен Людовика XIV, будет выставлен на торги аукционным домом «Кристи».
Марк Портер, председатель совета директоров Christie’s Americas, выразил надежду, что связь портрета с историческим фото заинтересует потенциальных покупателей.
«Фотохроника “Охотников за сокровищами” поведала миру о грабеже, который учинили нацисты, — говорит он. — К категории “реституции невероятно ценных произведений” этот случай не относится, но у полотна незаурядный провенанс, он связан с историческими событиями».
Аукционный дом «Кристи» предварительно оценил картину в 50-80 тыс. евро. Имя продавца он не раскрывает.
То самое фото Роберт Эдсел поместил на обложку книги «Охотники за сокровищами. Нацистские воры, хранители памятников и крупнейшая в истории операция по спасению мирового наследия», написанной им в соавторстве с Бреттом Уиттером. Книга вышла в 2009 году, а в 2014-м Джордж Клуни снял по ней фильм, в котором сыграл одну из главных ролей.
«Кто-то сообразил, что момент исторический, и щелкнул фотоаппаратом», — говорит Эдсел о снимке, на котором запечатлен капитан армии США Джеймс Роример, командир «Охотников за сокровищами», а в мирной жизни — сотрудник нью-йоркского Музея Метрополитен. Он стоит за спинами солдат и делает заметки в блокноте.
Полотно Ларжильера Portrait de femme a mi-corps («Поясной портрет женщины») было украдено нацистами в 1941 году во Франции у членов семьи Ротшильд. Картину погрузили в поезд и отправили на хранение в замок в Германии. Выйти на ее след удалось благодаря тщательным записям, которые вела сотрудница парижского музея Же-де-Пом.
Владельцем картины был барон Филипп де Ротшильд, автогонщик, участвовавший в состязаниях Гран-При, театральный продюсер и винодел. Скорее всего он унаследовал ее от своего отца Анри де Ротшильда. В 1922 году Филипп начал управлять родовым виноградником «Шато Мутон-Ротшильд» и сильно поспособствовал продвижению на рынке вин бордо.
Согласно исследованию отдела «Кристи» по вопросам реституций, в конце 1930-х годов Ротшильд, еврей, сознавая опасность гитлеровского антисемитского «Третьего рейха», сложил произведения искусства, в числе которых было полотно Ларжильера, в два контейнера и поместил их на хранение в провинции Бордо.
После вторжения нацистов во Францию Ротшильд пытался бежать в Северную Африку, но в 1940 году власти режима Виши арестовали его и лишили французского гражданства, а виноградник, имущество и собрание произведений искусства конфисковали.
Те самые два контейнера обнаружили и отвезли в музей Же-де-Пом, где специальный нацистский орган Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg (сокращенно E.R.R.) сортировал изъятые из французских музеев и собраний французских евреев произведения искусства, выбирая самую лакомую добычу.
Немцы не подозревали, что Роза Валлан, куратор Же-де-Пом, помогала французскому Сопротивлению. Тайком копируя опись и фотоархив E.R.R., она отслеживала, куда направляют каждое из конфискованных произведений искусства.
Валлан записала инвентарный номер полотна Ларжильера в описи E.R.R. (R437, он до сих пор так и значится на подрамнике) и пункт назначения: замок Нойшванштайн в Фюссене в предгорьях Альп, возведенный в XIX веке в неоготическом стиле.
Портрет и другие произведения, украденные из коллекции Ротшильда, вывезли из Парижа в марте 1941 года, погрузив в отапливаемый вагон пассажирского поезда первого класса, сообщается в книге Гектора Фелисиано «Исчезнувший музей: история хищения шедевров мирового искусства».
В апреле того же года Филиппа де Ротшильда выпустили из тюрьмы. Он бежал в Лондон, где присоединился к движению «Свободная Франция». В том же 1941 году гестапо арестовало его жену Элизабет. Ее отправили в концлагерь, где она умерла.
После освобождения Парижа в 1944 году Валлан передала собранные данные Роримеру. В его подразделении, официально называвшемся Программой «Памятники, изобразительное искусство и архивы», служили граждане 14 стран. Группа Роримера успела в Баварию чуть ли не в последний момент, сообщает Эдсел: «Они торопились попасть в Германию и добраться до хранилищ, опасаясь, что упертые нацисты примутся уничтожать не только сами произведения искусства, но и документы, свидетельствующие об их незаконном присвоении».
На следующий год после того, как спасенная картина Ларжильера попала на исторический фотоснимок, она вернулась в Париж в руки Ротшильдов. В собственности членов семьи она оставалась до 1978 года, когда ее приобрел нынешний владелец.
«Эта дама и еще тысячи ее “соотечественников” спаслись благодаря Розе Валлан, рисковавшей ради них своей жизнью», — говорит Эдсел.
По его словам, портрет — «частица истории, переносящая нас в эпицентр самого крупного ограбления с начала времен».
Оригинальная публикация: For Sale: A Painting the Monuments Men Rescued From the Nazis