Трансляция

The Atlantic: Корь можно остановить, антисемитизм — нет

Эмма Грин 30 мая 2019
Поделиться

В Нью‑Йорке и окрестностях вспыхнула эпидемия кори, а вместе с ней и антисемитизм.

Центр по контролю и профилактике заболеваний сообщает, что на 15 мая по всей Америке было зафиксировано 880 подтвержденных случаев кори, и это «самый высокий показатель в США с 1994 года или с 2000 года, когда корь объявили искорененной». В этой вспышке болезни, как правило, обвиняют движение против прививок. С сентября 2018 года 535 случаев были подтверждены только в Бруклине и Квинсе, преимущественно в ортодоксальных еврейских общинах. Еще 247 случаев — в округе Рокленд, к северу от Нью‑Йорка, также среди евреев‑ортодоксов.

Распространение кори сопровождается параллельной патологией. Еще прошлой осенью, когда стали множиться случаи заражения корью, Антидиффамационная лига отметила рост сообщений о притеснениях и оскорблениях, связанных именно с корью, новое проявление антисемитизма в США: пешеходы переходят на другую сторону улицы, подальше от людей с ярко выраженной еврейской внешностью, водители автобусов не пускают евреев в салон, люди бросаются оскорблениями вроде «грязный еврей».

Специфическая демография еврейского ортодоксального мира — большое количество детей, тесные кварталы, частые поездки за границу — поспособствовала недавней вспышке кори. Но подобно тому как движение против прививок поддерживают немногие радикальные аутсайдеры, многолетние стереотипы о евреях нашли новое развитие в связи с этой болезнью. Раввины, общинные деятели и чиновники системы здравоохранения изо всех сил стараются просветить ту часть ортодоксального населения, которая боится прививок или не знает, как поступить, надеясь в итоге остановить распространение опасного заболевания. А вот рост антисемитизма остановить, пожалуй, будет гораздо сложнее.

Антисемиты давно привыкли ассоциировать евреев с болезнью. Ученые даже предположили, что Дракула у Брэма Стокера, страшный вампир, отправляющийся из Трансильвании в Англию в поисках свежей крови, на самом деле был призван вызывать в памяти стереотипный образ еврея. В Нью‑Йорке угроза здоровью населения сразу актуализировала стереотип ортодоксального еврея как невежественного, находящегося во власти предрассудков и настроенного против вакцинации, хотя на самом деле подавляющее большинство ортодоксальной общины — и еврейского населения в целом — поддерживает вакцинацию.

Ривки Файнер, волонтер еврейской общины в Монси, городе в округе Рокленд, рассказала мне, что слышала множество историй о том, как люди устраивали шум по поводу кори и отпускали оскорбительные замечания в адрес евреев. Человек, проходя мимо ее сына в магазине «Костко», сказал: «Ну, если окажется, что я подцепил корь, значит, это произошло здесь». Один местный раввин рассказал ей, что, выходя из аптеки «Райт Эйд» вместе с семьей, встретил на парковке группу подростков, которые закричали: «Жаль, Гитлер не истребил вас всех через корь». Файнер живет в Монси практически всю жизнь и говорит, что за последние несколько лет антисемитских инцидентов произошло больше, чем за все предыдущие годы.

Вспышка кори в США обусловлена несколькими факторами. Случаи заболевания в Нью‑Йорке, вероятно, вызваны инфекцией, привезенной из Израиля и Украины; в обеих странах наблюдаются вспышки этой болезни. Чиновники Центра по контролю и профилактике заболеваний связывают несколько октябрьских случаев в округе Рокленд с невакцинированными путешественниками, прибывшими в Соединенные Штаты из Израиля. Ситуация в этом районе, по данным Всемирной организации здравоохранения и The New York Times, вероятно, усугублялась путешественниками, вернувшимися из паломничества в украинский город Умань, где в праздник Рош а‑Шана хасиды собираются на могиле цадика Нахмана Брацлавского. По данным Science magazine, в настоящее время Украина переживает беспрецедентную вспышку кори: в 2018 году зарегистрировано 54 тыс. случаев.

Ортодоксальные евреи часто курсируют между Израилем и США, что позволяет болезни распространяться, в особенности среди непривитых людей. На недавней пресс‑конференции Нэнси Месоньер, директор по вакцинации в Центре по контролю и профилактике заболеваний, сообщила, что 44 заболевших корью в США в этом году привезли болезнь из‑за границы. Из них 90% либо не были привиты, либо не знали, привиты ли они.

Если невакцинированные путешественники заронили семена эпидемии, то обилие маленьких детей в ортодоксальных общинах способствовало ее распространению. Аарон Глатт, заведующий инфекционным отделением и эпидемиолог в Больнице общин Южного Нассау на Лонг‑Айленде, сказал мне, что «даже в сравнительно хорошо вакцинированных общинах при наличии большого количества детей в возрасте до года <…> у детей очень высок риск заразиться». Как правило, Центр по контролю и профилактике заболеваний рекомендует прививать детей от кори, свинки и краснухи в возрасте 12 месяцев, а вторую прививку делать 4–6 лет спустя. Но если маленькие дети подвержены риску подхватить болезнь, особенно в поездках, Центр рекомендует прививаться раньше: уже в 6 месяцев, а ревакцинацию проводить спустя всего 4 недели. Глатт вместе с чиновниками системы здравоохранения вырабатывает обновленные правила, которые должны существенно улучшить ситуацию в ортодоксальных кварталах, где очень много маленьких детей.

Глатт не только доктор и эпидемиолог, но и помощник раввина в общине «Молодой Израиль Вудмира» — крупной ортодоксальной конгрегации на южном побережье Лонг‑Айленда. Такого рода общины, по его словам, пронизаны прочными связями между людьми и «невероятно заботятся» о своих членах. Но у этого могут быть и негативные побочные эффекты: «Устраивается множество общинных встреч и празднований, где переносчик инфекции неизбежно заразит многих. Такого рода община, где люди близки друг с другом и помогают друг другу, легко распространяет добро, но вместе с ним и инфекции».

В Бруклине, где зафиксировано наибольшее число случаев заболевания корью среди ортодоксов, статистика общественного здравоохранения показывает, что показатели вакцинации на самом деле довольно высоки, даже в тех двух районах, которые сильнее всего пострадали от вспышки кори. Согласно данным штата Нью‑Йорк за 2017/2018 учебный год, 94% детей в ортодоксальных еврейских школах Уильямсбурга и 97% в Боро‑Парке делали прививки от кори, свинки и краснухи. (Однако эта статистика не учитывает детей дошкольного возраста.) Нынешние показатели вакцинации могут быть еще выше, учитывая недавнюю кампанию за прививки в этих общинах.

Раввины и другие еврейские общинные лидеры активно участвуют в пропаганде вакцинации в своих общинах. Несколько авторитетных ортодоксальных раввинов заявили, что еврейский закон не только не запрещает прививки — он предписывает их делать, ибо прививки защищают здоровье и сохраняют жизнь. Популярная ортодоксальная газета «А‑модиа» регулярно публикует призывы делать прививки. Женщины в общинах также занимаются тем, что сообщают достоверную медицинскую информацию ортодоксальным матерям, которые зачастую принимают решения относительно здоровья своих детей. Шошана Бернштейн, ортодоксальная мать семейства из Манси, вместе с чиновниками системы здравоохранения работала над буклетом под названием «Цим гезинт» (пожелание доброго здоровья на идише — так говорят, когда человек чихает), где сообщается информация о прививках, специально адаптированная для ортодоксальной аудитории.

Но, несмотря на все эти усилия, говорит Глатт, «еврейская община несвободна от влияния — я скажу мягко — больных на голову». Несколько очень авторитетных раввинов, включая влиятельного раввина в Лейквуде, штат Нью‑Джерси, выступают против вакцинации, зачастую мотивируя это религиозными соображениями. Несмотря на предостережения других ортодоксальных раввинов, на недавний митинг против прививок в округе Рокленд собрались сотни участников, многие из них — евреи.

Беременная женщина на демонстрации против обязательной вакцинации. Нью‑Йорк.

Если уж слухи об опасности прививок поползли, они могут оказывать большое влияние, вне зависимости от религиозной принадлежности общины. Члены ортодоксальных общин часто с подозрением относятся к чужакам, в том числе к неевреям из системы здравоохранения; к тому же многие не имеют доступа к интернету и не могут сами почитать про прививки. Люди напуганы, говорит Исраэль Зискинд, педиатр из Боро‑Парка, который лечит преимущественно ортодоксов. «Те пациенты, которые раньше выступали за вакцинацию, прививали своих детей и доверяли своему педиатру, теперь сомневаются и готовы волноваться и переживать из‑за этого», — сказал мне Зискинд. Одна молодая пара, которую я недавно встретила в Боро‑Парке, рассказала мне, что перед тем, как прививать детей, они консультировались с раввином. Отец добавил, что в синагоге, на утренней молитве, он часто слышит, как мужчины обсуждают опасность прививок.

И все это происходит в период, когда американские евреи чувствуют себя в опасности. Теракты в синагогах в Питтсбурге и Поуэе в Южной Калифорнии потрясли страну. Недавно злоумышленники пытались поджечь несколько хабадских общинных центров в Новой Англии. В чикагскую синагогу кинули «коктейль Молотова». В самом Бруклине, где наблюдается вспышка кори, в последние месяцы более десятка евреев подверглись нападкам и оскорблениям. Ортодоксы или нет, но люди очевидно еврейского вида, например в кипе или в парике, наиболее уязвимы. «Это самые очевидные жертвы, — говорит Эван Бернштейн, региональный директор Антидиффамационной лиги по Нью‑Йорку и Нью‑Джерси. — Видимых ортодоксов подвергают остракизму из‑за эпидемии кори».

Корь распространилась среди ортодоксальных евреев по разным причинам, и состояние здоровья в ортодоксальных общинах имеет свои нюансы. Но дело в том, что антисемитизм, как правило, не понимает нюансов. Подавляющее большинство евреев и еврейских лидеров делают прививки и поддерживают вакцинацию, в то время как движение против прививок и сопуствующие теории заговора — это изобретение общечеловеческое, а не еврейское. И все же ассоциация кори с евреями удивительно устойчива. С каждым новым случаем заболевания в еврейском Бруклине, с каждой фотографией ортодоксальной школы рядом со статьей про эпидемию эта ассоциация становится еще сильнее. И никакая вакцина не может это исправить. 

Оригинальная публикация: Measles Can Be Contained. Anti‑Semitism Cannot

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Корни антисемитизма согласно Торе

История европейского еврейства – это история борьбы Эсава с Яаковом. Борьба эта неизбежно закончится победой Яакова. А в духовном плане она будет завершена самим Всевышним, как Он обещает в Торе: «совершенно сотру Я память об Амалеке из поднебесной». То есть народ Израиля исполнит в материальном мире то, что на него возложено Всевышним: «сотри память об Амалеке из поднебесной» – и тогда Всевышний сделает то, что не под силу никому, кроме Него: Он уничтожит самый дух Амалека – концентрат ненависти Эсава к Яакову и к Тому, Кто избрал Израиль.

Commentary: Высмеивание евреев, ненависть к евреям, убийство евреев

Как написал в своей колонке Брет Стивенс в ужасе от вероломства собственной газеты, «этот образ в другое время мог бы появиться на страницах Der Stürmer. Еврей в виде собаки. Маленький, но хитрый еврей ведет за собой тупого и доверчивого американца. Ненавистный Трамп евреизирован с помощью кипы. Номинальный слуга оказывается подлинным хозяином. Карикатура использовала, кажется, все антисемитские стереотипы, за исключением разве что знака доллара».

Commentary: Не столь уж еврейский, и совсем не «за мир»

ЕГМ высмеивает то, что описывает как «так называемые» мирные переговоры. Он отказывается называть альтернативный путь или цель, к которой стремится, заявляя о своем безразличии ко всем подробностям до тех пор, пока не будет реализовано «право палестинцев на возвращение». Там может быть одно или два государства, говорит ЕГМ, но доминировать все равно будут арабы. Еврейское государство исчезнет, и это будет означать конец расизма, рождение демократии и реализацию подлинного иудаизма.