Трансляция

Commentary: Не столь уж еврейский, и совсем не «за мир»

Джошуа Муравчик. Перевод с английского Давида Гарта 4 апреля 2019
Поделиться

Когда член конгресса США Ильхан Омар опубликовала твит, который ее коллеги‑демократы заклеймили как антисемитский, одна самозваная «еврейская» организация бросилась на ее защиту и запустила флешмоб в соцсетях #IStandWithIlhan («Я поддерживаю Ильхан»).

Когда три британские еврейские газеты опубликовали беспрецедентную совместную редакционную передовицу о том, что Лейбористская партия под руководством Джереми Корбина распространяет антисемитизм и представляет угрозу для еврейской общины, одна американская «еврейская» организация выступила в защиту Корбина, заявив, что «тема антисемитизма цинично эксплуатируется с тем, чтобы нападать на защитников прав палестинцев».

Когда протесты еврейской общины Алабамы побудили Бирмингемский институт гражданских прав отменить награду жестко антиизраильски настроенной Анджеле Дэвис, лидеру Коммунистической партии, одна «еврейская» организация распространила петицию, призывающую восстановить награду. Петиция прославляла Дэвис как «неустанного защитника гражданских прав для всех людей».

Когда некоторые лидеры и целые местные отделения Женского марша 2019 года отказались участвовать в знак протеста против антисемитских комментариев и действий лидеров марша, одна «еврейская» организация заявила, что она «гордится тем, что поддерживает» марш. Это утверждение сопровождалось ударом по инакомыслящим: организация заявила, что «обвинения Женского марша в антисемитизме используются в целях подрыва мощного движения сопротивления Трампу и белому расизму».

И еще.

Когда телеканал Си‑эн‑эн объявил, что уволил комментатора Марка Ламонта Хилла после того, как тот призвал к «свободной Палестине от реки до моря» — вполне прозрачный эвфемизм для требования уничтожить Израиль, одна «еврейская» организация оплатила объявление на целую полосу в родном си‑эн‑эновском Atlanta Journal Constitution, требуя восстановления Хилла в должности.

Когда Airbnb уступил требованиям бойкота Израиля, перестав публиковать объявления об аренде жилья в поселениях на Западном берегу, одна «еврейская» организация отпраздновала это решение как «невероятную победу».

Когда чикагский Марш дайков запретил участвовать девушкам с еврейскими звездами на плакатах, всячески приветствуя при этом участниц с палестинскими флагами и другой палестинской символикой, одна «еврейская» организация поспешила поддержать это решение. На своей странице в Фейсбуке эта организация заявила, что она «на 100% поддерживает чикагский Марш дайков», поясняя свою позицию изумленному читателю тем, что одна из изгнанных лесбиянок была известна как сионистка.

Во всех этих примерах фигурирует одна и та же «еврейская» организация. Она называет себя «Еврейский голос за мир», далее — ЕГМ (Jewish Voice for Peace, JVP).

Что же это за организация? Газета Washington Post недавно охарактеризовала ЕГМ как «организацию, которая выступает за прекращение израильской оккупации Западного берега». Газета New York Times назвала ее «организацией, которая борется за мир», а в другом случае — «либеральной группой <…> критикующей правое израильское правительство Биньямина Нетаньяху». Los Angeles Times считает ЕГМ организацией, «осуждающей израильское обращение с палестинцами». Но все эти определения мало что дают. Большинство евреев либеральны, многие критикуют Нетаньяху и хотят прекращения оккупации Западного берега, практически все жаждут мира. Однако позиция ЕГМ разительно отличается от вышеназванных.

Эта организация была основана в 1996 году в Области залива Сан‑Франциско в Северной Калифорнии. За прошедшие двадцать лет она выросла в общеамериканскую организацию, которая может похвалиться большим штатом и годовым бюджетом почти в 3 млн долларов. Крупнейшим открытым спонсором ЕГМ является Фонд братьев Рокфеллер. (Организация NGO Monitor, наблюдающая за деятельностью неправительственных организаций на международной арене, опубликовала список более 50 бенефициаров Фонда братьев Рокфеллер — от яростных критиков Израиля до прямых противников его существования.)

В «руководящих принципах» ЕГМ говорится, что организация «вдохновляется еврейской традицией на борьбу за справедливость». Что это значит? Ответ можно найти в одной из немногочисленных книг, опубликованных ЕГМ, в эссе палестинской активистки Линды Сарсур. Хотя ее фанатичная враждебность к Израилю уже давно перешла тонкую границу между антисионизмом и антисемитизмом, Сарсур тем не менее использовала предоставленную ЕГМ трибуну, чтобы рассказать нам о сути иудаизма. Она полагает, что «пропалестинская позиция <…> совершенно органична для иудаизма», поскольку «стремление к свободе и справедливости для палестинцев <…> отражает доктрину иудаизма, где идет речь о помощи угнетенным».

Ссылаясь на «еврейскую традицию» как источник «борьбы за справедливость», ЕГМ добавляет еще одну мысль: «Это часть нашего собственного освобождения». Эта конструкция показывает, что понимание «Еврейским голосом» еврейской традиции очень расплывчато и чрезвычайно своеобразно. За исключением коммеморации спасения из египетского рабства иудаизм, скорее, сосредоточен на самодисциплине и требовательности к себе (10 заповедей, 613 мицвот), а не на самоосвобождении. Корни увлечения ЕГМ темой «освобождения» лежат, скорее, в марксизме и движении новых левых 1960‑х годов, чем в иудаизме.

Сходство с более широкой левой традицией озвучивает координатор ЕГМ Бен Лорбер в своей статье на сайте ЕГМ, посвященной «еврейским альтернативам сионизму». В ней он с ностальгией вспоминает время, когда «тысячи левых евреев всех мастей горячо поддерживали СССР и социалистические или анархистские движения по всей Европе, проводя четкое различие между своими разнообразными обязательствами перед пролетарской революцией, с одной стороны, и ложным освобождением, обещанным сионистским буржуазным национализмом — с другой».

Как и Линда Сарсур в своей проповеди, ЕГМ постоянно апеллирует к еврейским терминам и символам, нагружая их чуждым им новым современным политическим содержанием. Например, они публикуют альтернативные молитвы на различные еврейские праздники. На Рош а‑Шана ЕГМ предлагает предварить, а то и заменить благословение «Шеэхеяну», в котором евреи благодарят Всевышнего за то, что сохраняет им жизнь и позволяет в очередной раз отпраздновать этот праздник, упоминанием прошлогодних политических «побед». Так, если взять для примера 5777 (2017) год, тогда это новоизобретенное благословение перечисляло следующие события: «Унитарианские универсалисты отмежевались от компаний, наживающихся на израильской оккупации <…> Организация Delaware Neighbors против оккупации отвела законопроект, направленный против движения за бойкот Израиля <…> Профсоюз выпускников Университета Нью‑Йорка становится первым профсоюзом частного университета, поддерживающим полную программу движения за бойкот Израиля <…> британская компания G4S объявила, что полностью уходит из Израиля» и т. д.

В Йом Кипур евреи читают поминальную молитву изкор в память о своих близких, а во многих общинах даже поминают еврейских мучеников, особенно 6 млн жертв Холокоста. В 2017 году ЕГМ разослал список из четырех групп жертв, чьи имена следовало зачитывать вслух: «…черные мужчины и женщины, убитые полицией, <…> жертвы теракта в стамбульском аэропорту в 2016 году <…> люди, убитые на вечеринке в гей‑клубе “Пульс” <…> цветные женщины‑транс, убитые в 2015–2016 годах».

На Песах ЕГМ издал собственную Пасхальную агаду — молитвенник для праздничного седера, который проводят в еврейских домах. Агада, изданная «Еврейским голосом», открывается темой «интерсекциональности» и призывает участников седера «найти моменты праведного гнева, мотивирующего вновь заняться общественной деятельностью на местном и общенациональном уровне». Агада также предупреждает, что в свете «колониального контроля и продолжающейся оккупации» евреи должны избегать любых ассоциаций современных египтян с теми, кто угнетал их предков. Это очень важно, поскольку «антиарабский расизм и исламофобия наполняют наши средства массовой информации и нашу культуру, и мы должны быть бдительны, должны противостоять им и обрывать их на каждом шагу». Сайт ЕГМ предлагает аналогичные литургии для других праздников; суть каждой в том, чтобы сосредоточиться не на отношениях человека со Всевышним, а на том, что ЕГМ считает социальной справедливостью.

Активизм ЕГМ еще важнее его литургических нововведений. Иногда самостоятельно, иногда в коалициях с другими организациями ЕГМ осуществляет проекты, призванные ослабить Израиль материально или подорвать его репутацию. К примеру, ЕГМ запустил кампанию «верните право рождения», призванную убедить молодых евреев бойкотировать программу «Таглит» (по‑английски — Birthright Israel, или «По праву рождения»), по которой еврейские студенты могут в первый раз бесплатно поехать в Израиль. «Таглит» продолжает быть одной из самых продуктивных программ еврейской общины за последние десятилетия; благодаря ей связь с Израилем стала центральным компонентом еврейской идентичности у многих американских евреев. И это не может не тревожить ЕГМ, который продвигает совершенно иной концепт еврейства — насквозь политизированный и направленный на самоосвобождение. «Наше подлинное право рождения — это радостные, стремящиеся к справедливости молодые еврейские общины, которые мы строим все вместе», — говорится в пресс‑релизе ЕГМ, объявляющем бойкот «Таглиту». Там же цитируется высказывание еврея — члена организации «Студенты за справедливость в Палестине»: «Мое еврейство состоит в том, чтобы сомневаться в окружающем мире, бросать вызов несправедливости и поддерживать угнетенных».

«Еврейский голос» также ведет блог «Единственная демократия?» (Only Democracy?), призванный «подвергать сомнению саму идею того, что Израиль — “единственная демократия” на Ближнем Востоке, и привлекать внимание к усилившейся борьбе за права человека, которую мейнстримные СМИ в основном игнорируют». В этом блоге можно встретить не только перечни израильских недостатков, но и оптимистичные утверждения такого рода: «Что бы случилось, если бы палестинское государство было признано в границах 1967 года на Западном берегу и в Газе? Палестина стала бы первой подлинной демократией на Ближнем Востоке».

«Еврейский голос» участвовал в демонстрациях движения «Прегради путь кораблю» (Block the boat), стремящегося помешать израильским грузовым судам разгружаться в порту Окленда. Логотип: «Сионизму не место в нашем городе». ЕГМ срывает выступления произраильских спикеров в университетских кампусах и на собраниях произраильских организаций. ЕГМ препятствовал проведению нью‑йоркского парада в честь Израиля (Celebrate Israel Parade), заблокировав путь лгбт‑колонны. Это была «тщательно выбранная цель», по словам директора ЕГМ. Идея, вероятно, состояла в том, чтобы заявить: толерантность Израиля к сексуальным меньшинствам еще не повод хорошо думать об этой стране.

Недавно ЕГМ ратовал за поддержку «Великого марша возвращения», под которым имеются в виду попытки палестинцев из Газы прорвать барьер безопасности и вторгнуться в Израиль. Многие решительно осудили Израиль за использование боевых патронов против палестинцев в этой ситуации, но мало кто поддержал вторжение палестинцев, заявленная цель которого — победить и уничтожить Израиль. Однако ЕГМ призывал своих последователей «действовать в знак солидарности с народом Палестины, с его маршем за свои права».

Еще одна кампания ЕГМ называется «Остановить смертельный обмен». Имеются в виду обмены между сотрудниками полиции США и их израильскими коллегами. Практическая цель агитации ЕГМ — убедить американские города воздержаться от таких программ. До сих пор только Дарем, Северная Каролина, уступил требованию ЕГМ, хотя полицейские там утверждали, что обмены и так не были запланированы. Более опасная цель этой кампании состоит в том, чтобы убедить американских черных в том, что Израиль разделяет вину за любое жестокое обращение с ними сотрудников полиции. Как объясняет ЕГМ:

 

«В ходе этих обменов полицейские делятся своими худшими практиками с целью поощрения и распространения дискриминационной и репрессивной полицейской деятельности в обеих странах. К их числу относятся внесудебные расправы, стрельба на поражение, убийства полицейскими, расовое профилирование, массовое слежение, депортации и содержание под стражей, нападения на правозащитников».

 

Задача полицейских служб, заявляет ЕГМ, в том, чтобы расширить применение расового профилирования, программ слежения и смертельного использования силы».

В своей бурной филиппике «Еврейский голос» обвиняет американские еврейские организации, выступающие спонсорами подобных обменов. В снятом ЕГМ видеоролике диктор говорит: «Кто обеспечивает возможность проводить эти смертельные обмены? Прежде всего, еврейские организации в США». Через некоторое время диктор вновь вопрошает: «Кто участвует в этих обменах? Офицеры, возглавляющие полицейские отделения, которые терроризируют черные и коричневые общины». Следовательно, напрашивается вывод, что в страданиях других американских меньшинств виновата американская еврейская община.

Важная часть антиизраильской деятельности «Еврейского голоса за мир» — его поддержка движения за бойкот, изъятие инвестиций и санкции против Израиля (БИС). Поначалу «Еврейский голос» призывал бойкотировать только израильские поселения на территориях, оккупированных Израилем в 1967 году, но с 2015 года он официально поддержал бойкот против Израиля в целом, заявив следующее: «Наша цель и цель движения БИС в том, чтобы положить конец продолжающимся нарушениям прав палестинцев и подготовить почву для прочного и справедливого мира для всех народов Израиля/Палестины». В этих целях Израиль следует бойкотировать до тех пор, пока он не закончит оккупацию и колонизацию всех арабских земель, оккупированных в июне 1967 года, не демонтирует Стену, не признает израильских арабов полностью равноправными гражданами и не будет уважать, защищать и поддерживать права палестинских беженцев на возвращение домой и реституцию их имущества.

Если ЕГМ не проговаривает, какие могут быть последствия, если Израиль примет эти условия, особенно последнее, то Омар Баргути, сооснователь и соруководитель движения БИС, более откровенен: «Невозможно примирить право беженцев на возвращение с концепцией “два государства для двух народов”. <…> Возвращение беженцев положит конец Израилю как еврейскому государству». И он дает понять, что в этом‑то и состоит его цель. «Мы со всей определенностью выступаем против еврейского государства на территории Палестины», — заявляет Баргути и приветствует «Еврейский голос за мир» как «ключевого партнера в сети БИС».

Конечно, ЕГМ — «ключевой партнер», «ключевой» потому, что использует свою еврейскую идентичность, чтобы успокоить нееврейские антиизраильские организации: мол, можете нападать на Израиль без угрызений совести и без опасений поссориться с еврейской общиной США. ЕГМ уделил особое внимание тому, чтобы побудить американские церкви присоединиться к БИС. В этом отношении показательна роль ЕГМ в долгоиграющих дебатах в Пресвитерианской церкви, начатых антиизраильски настроенной фракцией. В 2008 году наиболее пламенные образцы антиизраильской риторики оскорбили или смутили иерархов Пресвитерианской церкви и побудили их разослать проект резолюции под заголовком «Осторожно: антиеврейские идеи и предрассудки». Однако всего за несколько дней до всеобщей ассамблеи Пресвитерианской церкви, на которой эта резолюция должна была быть принята, ее отозвали и огласили другой текст, по смыслу диаметрально противоположный исходному. Еврейские организации заявили, что они «глубоко оскорблены» и что новая версия резолюции «пропитана теми самыми предрассудками, с которыми призывала бороться изначальная ее версия». Под этими словами подписались представители широкого спектра еврейских общинных и религиозных организаций. Но издание Presbyterian Outlook сообщало, что «в ответ на критику [содержащуюся в резолюции] Сидни Леви из пацифистской организации “Еврейский голос за мир” выразил убежденность в том, что “в новом виде резолюция обеспечивает необходимое равновесие”».

В 2014 году пресвитериане незначительным большинством голосов приняли резолюцию об отзыве инвестиций и бойкоте Израиля, что сделало их самой крупной деноминацией, поддерживающей БИС. Представители ЕГМ присутствовали при этом и всячески настаивали на принятии резолюции. Газета Washington Post сообщала, что небольшая, но очень влиятельная группа еврейских сторонников изъятия инвестиций присоединилась к пресвитерианам и даже молилась с ними во время их ассамблеи в Детройте. Самые крупные и авторитетные еврейские организации — как религиозные, так и светские — выступили против этой резолюции и предупредили, что она испортит еврейско‑пресвитерианские отношения.

Однако, желая сделать шаг навстречу произраильской стороне и несколько ее успокоить, церковь сняла со своего сайта книгу «Неустроенный сионизм», учебное пособие, которое многие пресвитериане, не говоря уже о нескольких еврейских организациях, считали антисемитским. Это вызвало протест со стороны раввина Бранта Розена, соучредителя и сопредседателя раввинского Совета ЕГМ. Но его неудовольствие вызвала не книга, а ее критики. Он хвастался, что его собственные «слова широко цитируются в этом руководстве», которое, по его мнению, «смело проливает свет на идеологические корни политической реальности в Израиле/Палестине».

Раввинский совет ЕГМ насчитывает примерно 50 канторов, студентов раввинских семинарий и собственно раввинов; некоторые из них прошли орденацию в крупных семинариях. На следующий год они разослали письма трем другим христианским церквам — Епископальной церкви, Церкви Христа и меннонитам, — убеждая их принять резолюции БИС. Члены ЕГМ, в том числе некоторые раввины из его раввинского совета, сами посещали церковные собрания, чтобы продолжить лоббирование лично.

Задачи раввинского совета скорее политические, чем религиозные. Он призван придавать налет авторитета той «печати кашрута», которой ЕГМ легитимирует антиизраильские группы и действия. В 2018 году Калифорнийский университет в Лос‑Анджелесе решал вопрос, проводить ли в кампусе общеамериканский съезд движения «Студенты за справедливость в Палестине» (ССП). Canary Mission, онлайн‑издание, занимающееся мониторингом антисемитизма, указало на многочисленные шокирующе антисемитские твиты, приписываемые членам ССП. В них говорилось, к примеру, «давайте засунем евреев в духовку» или «каждый раз, когда я читаю о Гитлере, я заново влюбляюсь». В ответ раввинский совет ЕГМ обещал свою «поддержку молодежи, организующей предстоящий съезд “Студентов за справедливость в Палестине” в Калифорнийском университете в Лос‑Анджелесе». Свою позицию он объяснил так:

 

«Мы знаем, что широкое распространение получили скриншоты антисемитских комментариев, сделанных в социальных сетях, предположительно членами ССП. Мы считаем, что некоторые скриншоты сфабрикованы, некоторые из них были написаны студентами до присоединения их к ССП, а некоторые и вовсе не были написаны членами ССП. Мы хотим ясно выразить свою позицию: эти антисемитские месседжи вредны и опасны, им нет места в нашем движении за справедливость, и именно поэтому ССП играет такую важную роль. Вступив в ССП, студенты имеют возможность узнать о различии между Израилем и евреями и построить глубокие отношения солидарности с евреями».

 

Какие именно из прославляющих Холокост твитов были «сфабрикованы» или «вовсе не были написаны членами ССП», раввины ЕГМ не указали, так что все их заявление кажется надуманным. Если бы раввины могли доказать, что хоть один твит здесь — фальшивка, они нанесли бы огромный удар по критикам ССП. Но они не смогли ничего подтвердить фактами, а их логика звучит и вовсе смехотворно. Они пытаются сказать, что под благодетельной опекой ССП авторы этих твитов перестанут желать засунуть всех евреев в духовку — отныне они захотят засунуть туда только израильтян.

Использование своей «еврейской» идентичности при нападках на Израиль — это тактика ЕГМ и, можно сказать, его цель. Новейшая задача ЕГМ, как показывает эпизод с твитами членов ССП, — отклонить обвинения в антисемитизме. На сайте ЕГМ в разделе FAQ есть такой вопрос: «Почему важно, что ЕГМ — еврейская организация?» И ответ: «Часто предпринимаются попытки заставить замолчать критиков Израиля, приравнивая вполне законную критику к антисемитизму». В другом месте говорится: «Евреи призваны сыграть важную роль, призывая к обесцениванию обвинений в антисемитизме со стороны тех, кто стремится заставить замолчать защитников прав человека».

Если бы не стратегическое преимущество говорить «от лица евреев», весьма вероятно, что некоторые «прогрессивные и левые», как они сами себя называют, активисты, составляющие ядро ЕГМ, не были бы особо заинтересованы в принадлежности к еврейской организации. И действительно, ЕГМ заявляет, что открыт для неевреев, и некоторые из его членов отнюдь не евреи. Когда газета Washington Post недавно сообщала, что Ибрагим Самира, американский палестинец, кандидат на государственный пост, почувствовал необходимость извиниться за свои жестко антиизраильские твиты, в заметке также говорилось, что «в бытность свою студентом американского университета [Самира] стал соучредителем местного отделения организации “Еврейский голос за мир”». В другой недавней статье в Washington Post сообщалось, что Миккель Джордаль, который подал в суд на Аризону, отстаивая право своей компании бойкотировать Израиль, «происходит из семьи лютеранских священников» и «считает себя нееврейским членом “Еврейского голоса за мир”». Я случайно наткнулся на эти истории; таких примеров должно быть множество.

Усилия ЕГМ по отрицанию обвинений в антисемитизме выходят за пределы защиты ССП или чикагского Марша дайков, запретившего участницам надевать еврейские звезды. В ответ на многочисленные сообщения о том, что еврейские студенты подвергаются давлению, запугиванию и даже нападениям со стороны палестинских активистов, что в ряде случаев привело к дисциплинарным мерам со стороны руководства колледжей, ЕГМ опубликовал следующее заявление: «Мы одобряем всех активистов <…> кто участвует в движении за освобождение Палестины <…> и снимаем с них ложные обвинения в антисемитизме».

Поддержав Марш женщин, несмотря на связь его руководительниц с Луисом Фарраханом, ЕГМ не мог так уж легко отмести тему антисемитизма, заявив, что здесь не антисемитизм, а критика Израиля. Фаррахан гораздо охотнее высказывается по поводу евреев и иудаизма, чем по поводу Израиля. Иудаизм он назвал «отстойной религией», а евреев — «сатанинскими» «термитами». И тем не менее ЕГМ не стал осуждать Фаррахана. Вместо этого он обрушился на его критиков, обвиняя их в «оппортунистской попытке подорвать сильную и растущую межгрупповую коалицию, перепевая болезненный разговор, который ведется в прогрессивных кругах с тех пор, как Фаррахан впервые возглавил “Нацию ислма”». На самом деле вопиющие оскорбления Фаррахана в адрес евреев не были предметом «разговора» о моральной двусмысленности, которая нигде не приветствуется. И ничего не было «перепето». Вопрос возник потому, что многие потенциальные участницы были шокированы, узнав о том, что лидер марша Тамика Мэллори была сторонницей Фаррахана, а у соруководительницы марша Сарсур были дружеские отношения с ним.

Подспудно оправдывая ненавистнические высказывания Фаррахана, заявление ЕГМ гласило: «Черные люди <…> ежедневно сталкиваются с расизмом в еврейских общинах, и им нужно, чтобы белые евреи положили конец этому расизму». Тут не проводится параллель с антисемитскими предрассудками в черных общинах. Максимум, на что ЕГМ способен, — это заметить, что «еврейский народ справедливо требует осуждения антисемитизма в прогрессивных кругах». Но сам ЕГМ не стал, конечно, осуждать антисемитизм. Вместо он ударился в самодовольный нью‑эйджевский психотреп:

 

«Мы в ЕГМ используем возможность этого момента, чтобы слушать, учиться и рефлексировать. Мы осознаем, что эти дискуссии должны быть укоренены в постоянных беседах и отношениях, построенных на взаимной ответственности и общих представлениях о справедливости для всех народов; это не должны быть просто заявления и требования. Мы работаем над тем, чтобы превратить ЕГМ в организацию, способную вести эту беседу правильным образом, связывая ее с жизненным опытом, и мы знаем, что мы еще не достигли этого уровня. Мы призываем наше сообщество расти вместе с нами — мы знаем, что придем в будущее вместе».

 

Нечасто люди пускаются в такие лингвистические навороты для того, чтобы избежать осуждения фанатизма.

По мнению ЕГМ, угроза антисемитизма исходит не от чернокожих, арабов или левых, а, скорее, как выразилась исполнительный директор ЕГМ Ребекка Вилкомерсон, от «расизма, женоненавистничества, исламофобии и антисемитизма белого националистического движения». Однако в своих нападках на Израиль ЕГМ иногда оказывается в одной лодке с этими самыми белыми националистами. Так, когда вмешательство ЕГМ позволило одержать победу сторонникам резолюции БИС на генеральной ассамблее Пресвитерианской церкви, об этой победе тут же растрезвонил сайт Дэвида Дюка.

Конечно, тот факт, что Дюк и ЕГМ были на одной стороне, не означает, что они сотрудничали. Но, как обнаружила CAMERA (Комитет по Ближнему Востоку в Америке), сама Вилкомерсон фактически сотрудничала с белыми супрематистами. Она сделала два подкаста с интервью для AmericanFreePress.net, супрематистского сайта, на котором можно купить книги, доказывающие, что Юг был прав в Гражданской войне в США, а Германия — во Второй мировой. Когда Вилкомерсон закончила освещать кампанию ЕГМ по давлению на Пенсионный фонд, чтобы заставить его отказаться от Caterpillar (чьи тракторы используются израильской армией), редактор AmericanFreePress.net Дейв Гахари, который делает подобные подкасты с ведущими неонацистами, пришел в восторг: «Спасибо тебе за это. <…> Ты сделала нечто великое».

ЕГМ объясняет, что считает антисемитизм менее важным, чем иные предрассудки, потому что он «сейчас не поддерживается государственными институтами — в отличие от расизма, неприятия иммигрантов и антимусульманского фанатизма, которые поддерживаются государственным насилием, массовыми арестами и слежением». Вилкомерсон беспокоится, что «бесконечные дебаты [об антисемитизме] отвлекают нас от поддерживаемого государством систематического насилия и структурной исламофобии, ненависти к черным и иммигрантам и всех прочих форм фанатизма и предрассудков, которые как раз требуют нашего немедленного и постоянного внимания». Заместитель Вилкомерсон рабби Алиса Вайс добавляет:

 

«Мое собственное понимание антисемитизма стало глубже благодаря тому, что я видела, как мои партнеры и коллеги страдали от антисемитизма. А именно: их борьба за признание и освобождение страдала от того, что в дебатах об Израиле/Палестине антисемитизму всегда отдается предпочтение перед такими насущными темами, как расизм и исламофобия».

 

Соответственно, не выделяя никаких ресурсов на борьбу с антисемитизмом, ЕГМ зато создал Сеть против исламофобии, и это один из его главных проектов. Среди прочего, Сеть против исламофобии предлагает учебные программы и семинары «Бросая вызов исламофобии и расизму» с девятью четко сформулированными сессиями, в которых особое внимание уделяется таким темам, как «Антипалестинская политика Израиля», «Еврейские организации, традиционно поддерживающие исламофобию» и «Еврейские организации, которые традиционно финансируют антимусульманские группы». Сеть против исламофобии заказала массу сувенирной продукции. Она выпускает собственные плакаты, постеры, пуговицы, наклейки и газонные знаки всевозможных цветов и размеров и продает их вместе с футболками, толстовками, ползунками, фартуками, боксерскими шортами, бейсболками, сумками, брелоками и даже комбинезонами для собак. Вся эта продукция украшена такими лозунгами, как «Остановите расовое профилирование мусульман», «Протестуем против исламофобии и расизма», «Свободу Палестине» (и сжатый кулак) и «Собственность Аллаха». Последний слоган на толстовках, продаваемых еврейской организацией, не может не удивлять.

Для сравнения, единственная продукция ЕГМ, посвященная антисемитизму, насколько мне известно, — это всего две книги: сборник эссе, озаглавленный «Об антисемитизме: солидарность и борьба за справедливость», и монография под названием «Подавляя несогласие: как защитники Израиля используют ложные обвинения в антисемитизме, чтобы ограничить дебаты об Израиле в университетах». Однако смысл обеих книг не в том, чтобы бороться с антисемитизмом, а в том, чтобы бороться с обвинениями в антисемитизме. Как говорит профессор Джудит Батлер в предисловии к первой книге, «обвинение в антисемитизме стало военным действием».

Несмотря на эти протесты против «подавления несогласных», именно ЕГМ срывает мероприятия и прерывает ораторов и оказывает поддержку студенческой группе «Студенты за справедливость в Палестине» в попытке заставить замолчать произраильски настроенных студентов. Кроме того, ЕГМ, похоже, был инициатором — или, по крайней мере, участником — кампании по исключению из Твиттера Canary Mission — сайта, занимающегося мониторингом антиизраильских высказываний в соцсетях. Canary Mission пытались представить как «ксенофобскую группу», потому что он публикует имена, фотографии и прямые короткие цитаты из нацистов, арабских экстремистов и прочих антисемитов. Твиттер поначалу поддался давлению, но затем отменил свое решение, когда было доказано, что Canary Mission на самом деле является антиксенофобской группой. ЕГМ не признал своей роли, но сайт Legal Insurrection отметил, что «URL кампании “Против Canary Mission” ведет на страницу сайта ЕГМ» и что Вилкомерсон в своем твиттере поблагодарила компанию Твиттер, когда та поначалу забанила Canary Mission, со словами: «Ощущаю на редкость приятное злорадство!»

Стремясь дать бой обвинениям в антисемитизме, сборник «Об антисемитизме» сам изобилует антисемитскими комментариями. Одно эссе объясняет, что большинство евреев — расисты: «Какими бы уязвимыми они себя ни чувствовали, белые или считающиеся белыми евреи получают статус, сознательно лишая его других. <…> Они позволяют дискриминировать цветных, они помогают сохранить систему превосходства белых, они воспроизводят расизм и интернализируют отношения и практику доминирования».

В своем эссе рабби Брант Розен (тот самый, что защищал книгу, которую смущенные пресвитериане предпочли изъять из обращения) умаляет значение Холокоста и уподобляет Израиль нацистской Германии. «Неужели это происходит вновь? — вопрошает он и отвечает: — Нет — и в то же время да. Нет, мы не являемся свидетелями прелюдии ко “второму Холокосту”. Хотя многие евреи не желают признавать это, но мы сейчас живем в эпоху беспрецедентного еврейского могущества. <…> И все‑таки это действительно происходит вновь. Происходит на улицах Балтимора и Чикаго, в американских тюрьмах и центрах задержания иммигрантов. Это происходит вновь на пропускных пунктах на Западном берегу и в осажденном секторе Газа».

Еще одно эссе в сборнике принадлежит Омару Баргути, канадскому гражданину палестинского происхождения, учредителю движения за бойкот, изъятие инвестиций и санкции против Израиля. Баргути утверждает, что «сионизм <…> представляет еврея как сверхчеловека, еврейский народ как “избранный народ”, искусственно отделяя его от всего остального человечества». Это просто пародия на еврейскую теологию! «Избранность», как известно, относится к завету с Б‑гом и не имеет ничего общего с видовыми различиями.

Самое поразительное эссе в сборнике «Об антисемитизме» посвящено еврейскому могуществу и тому, что его автор, преподобный Грейлан Хаглер из Объединенной церкви Христа, считает несправедливой эксплуатацией Холокоста. «Мы видим, что евреи оказывают огромное влияние на национальную и даже международную политику — влияние, совершенно несоизмеримое с численностью евреев в стране или мире», — сокрушается Хаглер.

Его жалобы этим не ограничиваются:

 

«Антисемитизм <…> не мешает еврейскому истеблишменту добиваться власти и господства в культуре, которая некогда рассматривала еврея как “Другого” <…> После лагерей смерти в Европе евреи начали использовать свою виктимность и свою сплоченность, чтобы завоевать симпатию, влияние и власть. <…> Они вливают свой нарратив в общеисторический нарратив с такой тонкостью, целенаправленностью и мощью, что их нарратив отрицает или умаляет нарративы других народов. <…> Многие народы пережили геноцид — так почему же, говоря о геноциде, мы говорим исключительно об опыте европейского еврейства? От прежнего бессилия евреи отошли и пришли к тому, чтобы полностью контролировать этот нарратив, определяя и переопределяя его смысл и то, как его следует использовать. Это демонстрирует их уникальное могущество, ведь евреи воздействуют на уже сложившиеся системы власти, эксклюзивизма и влияния».

 

Как будто в качестве восклицательного знака после всех подобных эссе сборник украшает одна‑единственная цитата на четвертой странице обложки. Это цитата из Стивена Салайты, ученого, уволенного из Университета Иллинойса за публикацию антисемитских твитов. Один из них звучал так: «Сионисты с 1948 года превращают “антисемитизм” из ужасного дела в достойное».

Если вам тоже кажется странным издавать книгу об антисемитизме, которая сама полна антисемитизма, то объяснение этому, по‑видимому, лежит в следующем любопытном силлогизме. Хотя «Еврейский голос за мир» утверждает, что любых критиков Израиля принято обвинять в антисемитизме, его собственный подход, по‑видимому, прямо противоположен, а именно: любой, кто критикует Израиль, невиновен в антисемитизме. Следовательно, запрет Марша дайков на шестиконечные звезды, комментарий Корбина о том, что евреи не «понимают английской иронии», дружба руководительниц Марша женщин с тем, кто называет иудаизм «отстойной религией», твиты «Студентов за справедливость в Палестине», приветствующие Гитлера, жалобы преподобного Хаглера на еврейскую власть, эксплуатирующую тему Холокоста, утверждение Баргути, будто евреи считают себя выше других, и мнение Салайты о том, что существование Израиля оправдывает антисемитизм, — абсолютно все из этого приемлемо, потому что противники Израиля прошли тест на добродетель и поэтому по сути своей невинны.

Так что же тогда ЕГМ имеет сказать о самом существовании Израиля? В начале своей деятельности, в более умеренные годы, поддерживая кампанию БИС, нацеленную только на территории, присоединенные в 1967 году, ЕГМ проявлял амбивалентность в отношении Израиля и утверждал, что некоторые из членов организации — сионисты, а другие нет. Однако пять лет назад организация пришла к выводу о необходимости «прояснить нашу позицию, чтобы эффективно продолжать нашу работу», и запустила процесс внутренних дебатов по израильскому вопросу.

В 2017 году организация выпустила буклет «Противостояние сионизму: Собрание личных историй», где 13 членов ЕГМ рассказывают о своих мыслях и чувствах по поводу сионизма. Одна описывает то, как она отучалась воспринимать сионизм так, как ее учили в детстве, другая — как она стала «яростной антисионисткой». Третья жаловалась, что для нее «сионизм и Израиль — это источник стыда», а еще одна заявила, что «больше не хочет никак ассоциироваться с мейнстримным иудаизмом». Пятая призналась, что выяснила, будто обращение сионистов с палестинцами — это «видоизмененный Холокост». А один из немногих авторов‑мужчин написал: «Сионистский режим <…> с его глубоко расистской системой <…> должен пасть и быть заменен режимом демократическим и эгалитарным».

Этот буклет, равно как и сборник «Об антисемитизме», выпущенный в том же году, не оставляют сомнений относительно того, в какую сторону ЕГМ движется. В январе 2019 года правление ЕГМ официально приняло следующую резолюцию: «“Еврейский голос за мир” руководствуется представлениями о справедливости, равенстве и свободе для всех народов. Мы однозначно противостоим сионизму, поскольку он препятствует реализации этих идеалов».

Что значит «противостоять сионизму»? До возникновения Государства Израиль многие евреи сомневались в том, что план создать еврейское государство на исторической родине евреев реалистичен и сможет решить их проблемы. Но сегодня, когда Израилю 70 лет, противостояние сионизму — уже отнюдь не теоретический вопрос. Это значит противостоять существованию Израиля или, по крайней мере, существованию Израиля как еврейского государства. Иными словами, ЕГМ выступает за уничтожение Израиля в его сегодняшнем виде.

Вот почему ЕГМ теперь называет себя «еврейским крылом палестинского движения солидарности», цель которого — покончить с еврейским государством. Соответственно, один из самых амбициозных проектов ЕГМ — это учебный курс с пособиями, видео, упражнениями и прочими педагогическими материалами, посвященный «Накбе». Накба — на арабском «катастрофа» — это слово, которым палестинцы обозначают образование Государства Израиль. Видимо, и в глазах ЕГМ это событие достойно только сожаления.

ЕГМ рассматривает Израиль как ужасную страну, представляющую угрозу для других. В одном из эссе объясняется, что Израиль «становится все более фашистским» и сочиняет «нарратив о постоянной внешней угрозе [своей] безопасности». В другом эссе говорится, что Израиль сам «загнал себя в гетто» в ближневосточном регионе, а затем «превращает окружающие арабские и мусульманские страны и палестинцев в козлов отпущения, обвиняя их в своей изоляции». Пост ЕГМ в социальных сетях предупреждает, что «израильский режим с его милитаризацией, спецслужбами и расизмом представляет опасность не только для палестинцев и арабского региона, но и для всего человечества». И напротив, ЕГМ находит, чем восхищаться среди окружающих народов. Он напоминает, что «еврейский народ имеет долгую и целостную историю проживания в арабском мире и Северной Африке, живя среди мусульман и христиан, говоря на их языках и разделяя их обычаи на протяжении тысячелетий». И сегодня ЕГМ «преклоняется перед разнообразием, упорством и твердостью палестинской жизни [и] культуры».

Даже больше, чем предполагаемая воинственность Израиля, ЕГМ расстраивает его предполагаемый расизм. Как говорит координатор движения Бен Лорбер, «антисионизм –это антирасизм, просто и понятно». Заместитель директора ЕГМ Сесиль Сураски идет дальше, утверждая, что «колониализм поселенцев и белое превосходство — это та правильная, целостная рамка, в которую нужно поместить Израиль, чтобы его понять» и что «мифический национальный нарратив» Израиля придает «этническим чисткам и даже геноциду божественное оправдание».

ЕГМ усердно культивирует враждебность к Израилю среди чернокожих американцев, явно рассчитывая, что они станут рупором американской позиции по этому вопросу. Заместитель руководителя организации рабби Вайс утверждает: «Поддерживать существование Израиля в его нынешнем виде — значит признавать, будто идея религиозного или расового превосходства приемлема, и таким образом легитимировать и поддерживать политику превосходства белых в нашей стране».

В своей резолюции против сионизма ЕГМ делаем упор на межеврейский расизм в Израиле. «Сионизм <…> всегда иерархизировал евреев на основании этничности и расы. Сионизм всегда был ашкеназским движением, которое отчуждало, маргинализировало и дискриминировало евреев Ближнего Востока и Северной Африки».

Этот полемический прием обернулся против ЕГМ, спровоцировав саркастический ответ от десятков синагог и общественных организаций мизрахи и сефардов. Они выпустили совместное заявление, в котором обвинение в «расизме» адресовали самому ЕГМ. Это заявление заслуживает подробного цитирования:

 

«Последний документ “Еврейского голоса за мир” — “Наш подход к сионизму” <…> стигматизирует, искажает и открыто лжет, говоря об историческом опыте мизрахи и сефардов, в интересах враждебной Израилю программы. Они не учитывают подлинной важности и социальной роли сионизма в жизни мизрахи и сефардских евреев. Сионизм — это имманентный религиозный принцип нашей веры, заявленный в нашей Библии, чтимый нашими предками. <…> Это было стремление евреев на протяжении более чем 2500 лет диаспоры. <…> Создание Государства Израиль на земле древнего Израиля явилось выполнением этого религиозного императива. Кроме того, политический сионизм был частью еврейской общинной жизни почти во всех странах Ближнего Востока, о чем свидетельствуют подпольные сионистские клубы, существовавшие по всему региону. Сегодня большинство мизрахи и сефардов проживают в Израиле, а подавляющее большинство мизрахи и сефардов как в Израиле, так и в диаспоре являются открытыми и осознанными сионистами».

 

История мизрахи и сефардов нередко бестактно используется как аргумент в тех или иных идеологических дебатах, и ЕГМ часто прибегает к этому приему. И резолюция о сионизме — лишь недавнее проявление их снисходительной враждебности к мизрахи и сефардам.

 

ЕГМ ответил на заявление мизрахи и сефардов, сообщив, что подписавшие это заявление организации «не представляют нас». Под «нами» имеется в виду «группа сефардов и мизрахи — членов и сотрудников ЕГМ»; впрочем, поименно никто не был назван.

Как и все Движение солидарности с Палестиной, ЕГМ не уклоняется от поддержки терроризма. Номинально говорится, что организация выступает против насилия, направленного на гражданских лиц, хотя и не говорится, кем направленного. И когда я в ходе электронной переписки спросил пресс‑секретаря ЕГМ Соню Мейерсон‑Нокс, критиковал ли ЕГМ когда‑либо какие‑либо конкретные действия или заявления палестинцев против Израиля или евреев, она умолкла и перестала отвечать на письма. На самом деле в своих неоднократных заявлениях ЕГМ защищает палестинское насилие всех видов. «Проблема в том, что, если вы просто прекратите насилие, вы никогда не добьетесь справедливости», — объясняет член правления ЕГМ Филлис Беннис.

Защищая терроризм, ЕГМ постоянно заявляет, что «право противостоять колонизации предусмотрено международным законодательством». Мало кто из авторитетных юристов согласится с этим утверждением, особенно с тем, что кто‑то имеет право совершать террористические акты. Когда я написал имейл Мейерсон‑Нокс с вопросом, где эти законы можно почитать, она не удостоила меня ответом. В Твиттере ЕГМ запостил картинку с изображением героической палестинки с автоматом Калашникова на спине и патронташем на поясе. Она пожимает руку еврейской женщине, по‑видимому олицетворяющей ЕГМ, которая говорит о своей «поддержке борьбы палестинцев за самоопределение». Когда читатели стали возмущенно реагировать на эту брутальную картинку, ЕГМ всем отвечал одной и той же мантрой: «Наш долг в том, чтобы поддерживать право противостоять военной оккупации».

Поддержка «Еврейским голосом» палестинского терроризма естественным образом распространяется и на отдельных террористов. Отделение ЕГМ в Сан‑Диего участвовало в кампании за освобождение Ахмада Саадата, лидера Народного фронта освобождения Палестины, отбывающего 30‑летний срок за многочисленные убийства, совершенные под его руководством, в том числе убийство члена израильского кабинета министров Рехавама Зеэви. Головное отделение ЕГМ не поддерживало эту кампанию, зато энергично боролось за еще более известного террориста — Марвана Баргути, лидера Бригады мучеников Аль‑Аксы, несущего главную ответственность за волну терроризма, известную как Вторая интифада. Баргути был осужден за пять конкретных убийств, хотя нет сомнения, что виновен и во многих других.

В 2017 году Баргути возглавил «голодовку» палестинских заключенных в израильских тюрьмах, но ее слава несколько поблекла, когда Израиль опубликовал кадры с камер слежения, показывающие, что Баргути тайно перекусывает. Баргути пояснил, что забастовщики стремились не только к улучшению условий своего содержания, но и к «палестинскому самоопределению». ЕГМ тут же взялся за его дело, выпустив плакат в интернете и в печатном виде с высокохудожественным изображением Баргути: руки подняты вверх и показывают знак победы V, несмотря на скованные запястья. Портрет сопровождался слоганами «Поддержите голодающих» и «Палестина будет свободной».

Исполнительный директор ЕГМ Вилкомерсон взяла видеоинтервью у взрослого сына Баргути, и оно было вывешено на Ютьюбе. В заключение интервью Вилкомерсон заявила: «Пожалуйста, знайте, что все мы в “Еврейском голосе за мир” полностью солидарны с забастовкой [и] с усилиями вашего отца и всех других палестинских лидеров, которые борются за свои основные права и права для всего палестинского народа. И огромное вам спасибо!»

Любимая террористка ЕГМ — Расмеа Оде. Она была осуждена в Израиле в 1969 году за теракт в иерусалимском супермаркете «Суперсаль», унесший жизни двух студентов и ранивший еще девять человек. Ее приговорили к пожизненному заключению, но через десять лет освободили по обмену. В 1990‑х годах она получила американскую визу и гражданство, занявшись арабскими делами. У властей заняло пару десятилетий связать одно с другим, и в 2014 году администрация Обамы выдвинула против Оде обвинение в сообщении заведомо ложных сведений в своих иммиграционных анкетах, где она, разумеется, отрицала, что имеет уголовную судимость. Оде осудили и приговорили к тюремному заключению и депортации. После апелляции в 2017 году она согласилась на депортацию и лишение гражданства, но без тюремного срока.

ЕГМ и другие левацкие и арабские организации сделали Оде притчей во языцех, вторя ее заявлению, будто она была просто политической активисткой, которую израильские следователи многодневными пытками, изнасилованиями и другими чудовищными поступками против нее и ее семьи заставили признаться в совершении теракта. Однако ее версия не была сочтена заслуживающей доверия Министерством юстиции США и была скрупулезно опровергнута Уильямом Джейкобсоном на сайте Legal Insurrection.

Джейкобсон обнаружил, что в интервью, опубликованном в Journal of Palestine Studies («Журнале палестинских исследований»), Оде рассказывала о своем вступлении в военнизированное крыло Народного фронта освобождения Палестины и последующем аресте. Она вспоминала, что ее «обвинили в причастности к взрыву в супермаркете <…> и к еще одному взрыву — в британском консульстве. Мы заложили туда бомбу <…> Даже две». Бомбы в британском консульстве не причинили никому вреда, так что признаться в участии в этом теракте было безопаснее. Однако Оде, не признавая прямо своей роли в теракте в супермаркете «Суперсаль», тем не менее и не отрицает ее, как того требует логика повествования.

Еще две женщины — Айша Оде (не родственница) и Рашида Обейда — были главными сообщницами Расмеа в теракте и рассказывали об этом в сочувственных интервью, взятых у них арабскими СМИ. Как сообщило Министерство национальной безопасности, объявляя о соглашении Расмеа на депортацию: «…в многочисленных теле— и видеоинтервью на протяжении многих лет другие подтвержденные участники теракта называли [ее] тем человеком, который выбрал супермаркет в качестве места преступления, разведал местоположение и заложил бомбу».

Эти факты — лишь малая часть доказательств, найденных Джейкобсоном в подтверждение того, что версия самой Оде — просто паутина лжи. Джейкобсон опубликовал свои материалы еще в 2014 году, во время процесса над Оде в США, но ЕГМ только продолжал насаждать ее культ в последующие годы, пока, наконец, не пригласил ее выступить на Национальном собрании членов организации в 2017 году. Там ее представила рабби Алиса Вайс, сказав следующее: «Мы приветствуем вас сегодня, Расмеа, с любовью, признательностью, благодарностью за все, чем вы являетесь!» Эти слова вызвали овацию, длившуюся целую минуту, в то время как в другом зале отеля проходил вечер памяти двух студентов, которых она убила.

Так что же такое «Еврейский голос за мир»?

Вопреки определениям в прессе, эта не либералы и не пацифисты. Скорее, это группа преимущественно евреев — идеологов радикальных левых, которые осознали, что их происхождение дает им особый козырь в борьбе с Израилем, каковая является важной целью современного левого движения. Нигде не проявляет ЕГМ подлинного интереса к иудаизму или к благополучию еврейского народа или почтения к традиционным атрибутам еврейской жизни: праздникам, молитвам, традиционным одеяниям, ивритским словам, — он лишь использует все это в качестве реквизита или украшения своей страстной кампании за уничтожение Израиля палестинцами.

Если использование слова «еврейский» в названии организации конъюнктурно, то использование слова «мир» совершенно лицемерно. ЕГМ высмеивает то, что описывает как «так называемые» мирные переговоры. Он отказывается называть альтернативный путь или цель, к которой стремится, заявляя о своем безразличии ко всем подробностям до тех пор, пока не будет реализовано «право палестинцев на возвращение». Там может быть одно или два государства, говорит ЕГМ, но доминировать все равно будут арабы. Еврейское государство исчезнет, и это будет означать конец расизма, рождение демократии и реализацию подлинного иудаизма — все, как объяснила пророчица Линда Сарсур. 

Оригинальная публикация: Not So Jewish, Not For Peace

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New Yorker: Дебора Липштадт: Антисемитизм слева и справа

Книга Липштадт сделана в форме переписки между нею и двумя вымышленными персонажами: еврейским студентом и нееврейским коллегой — Липштадт называет их собирательными образами своих знакомых, которых волнует проблема антисемитизма. Сама Липштадт весьма встревожена его всплеском и активно выступает против антисемитских высказываний администрации Трампа и ее связи с правым израильским правительством. В то же время Липштадт беспокоит то, что она называет «поверхностными, а иногда не очень поверхностными антисемитскими замечаниями и поступками, встречающимися в группах, отстаивающих прогрессивные идеи».

Commentary: Позор Антидиффамационной лиги

Возьмите стремление сжигать мосты и прибавьте к нему импульсивную злобу, и вы получите директора, который с огромным подозрением относится ко всем окружающим его еврейским организациям. Это весьма опасный образ действий, который практически гарантирует, что, пока Гринблат занимает пост директора АДЛ, еврейская община будет содержать на свои деньги организацию, действующую против нее самой.

Washington Post: Как ультраправые стараются заполучить маловероятного союзника — евреев

Руководство партии утверждает, что имеет общую цель с Израилем и еврейским народом: контролировать распространение ислама. Партия свободы заявляет о своем намерении защищать местную «иудео‑христианскую» культуру путем прекращения исламской иммиграции и установления контроля за австрийскими мечетями.