цитата

«Слово пацана» написали в Еврейском музее в Москве

28 декабря 2023
Поделиться

Роберт Гараев, автор «Слова пацана» в интервью изданию The City рассказал о «5 вещах», которые его изменили. Среди этих «вещей» оказались Еврейский музей в Москве и художник Аниш Капур.

Еврейский музей

В 2015 году у меня был маленький ребенок и я искал любую работу — друг позвал в Еврейский музей. Первым делом нужно было подготовиться к выставке про русский авангард. В процессе познакомился с Виктором Пивоваровым и Ильей Кабаковым, глубже понял направление и полностью влился в модернистское искусство.

Позже начал водить экскурсии по основной экспозиции, посвященной еврейской истории. Подготовился к этому: ходил полтора года на курсы и погрузился в контекст чужой культуры. Но сам я татарин, поэтому начал задаваться вопросами о своей истории. Решил подвергнуть исследованию свой уникальный опыт — участие в группировке. Атмосфера музея помогала — в обеденный перерыв начал писать книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х».

Я проработал в музее пять лет. За это время прокачал дисциплину, потому что туда нужно было приходить вовремя — экскурсии начинались с утра. Вдобавок мне нравилось находиться в легендарном конструктивистском здании Бахметьевского автобусного парка и ощущать его атмосферу. Там я мог поговорить об искусстве и музыке, что-то дать посетителям и получить взамен.

Работы Аниша Капура

Аниш Капур — британский художник иранского происхождения с еврейскими корнями. Он называет себя скульптором, и его подход к современному искусству по-настоящему меня восхищает.

Я начал работать в Еврейском музее, когда у меня была база традиционного искусства — отношения с современным еще не сформировались. Водил экскурсии, и однажды на выставку приехал Аниш Капур. Тогда я начал погружаться в историю минимализма и ленд-арт. Для себя понял, что искусство есть в расстоянии между объектами и их внешнем виде. Капур в основном работает с чистыми цветами и идеальными формами — например, желтый круг и синяя пустота, которая напоминает черную дыру. Когда стоишь перед ней, тебя туда затягивает — чувствуешь физически. Тогда понимаешь, что современное искусство может достигать эзотерических высот и действовать на тебя даже на телесном уровне.

The City

КОММЕНТАРИИ
Поделиться