Шпионка в музее: Роз Валлан и еврейские коллекции

Michelle Young
The Art Spy: The Extraordinary Untold Tale of WWII Resistance Hero Rose Valland
[«Арт‑шпионка»: невероятная нерассказанная история Роз Валлан, героини Сопротивления времен Второй мировой войны]
HarperOne, 2025. — 400 p.
Если бы Роз Валлан была героиней романа, редактор вычеркнул бы ее персонаж из рукописи: слишком невероятно. Женщина, которой поручено было всего лишь присматривать за залами галереи, оказалась хроникером крупнейшего грабежа искусства в истории Европы. Одинокая, незаметная, забытая — и только теперь, 80 лет спустя, широко признанная за свою деятельность.
В издании The Forward писательница и журналистка Лори Гвен Шапиро представила книгу Мишель Янг под названием The Art Spy: The Extraordinary Untold Tale of WWII Resistance Hero Rose Valland . Эту биографическую книгу можно назвать археологией памяти — не о картинах, а о женщинах, евреях и Сопротивлении. О том, чему не нашлось места в послевоенных учебниках.
Роз Валлан, искусствовед, сотрудница парижской галереи Же‑де‑Пом, осталась на своем посту в июне 1940‑го, когда здание заняли нацисты. Им нужно было место — но не для экспозиции, а для сортировки: сюда свозили похищенное искусство, главным образом из еврейских домов и галерей. Наивные эсэсовцы думали, что фройляйн Валлан ничего не поймет по‑немецки. Они ошибались. Она все понимала и запоминала.
Валлан вела тайные дневники, составляла списки, помечала ящики, следила за маршрутами. И, как рассказывает Янг, ее интересовали не только Моне и Сезанн. Она сохраняла еврейские фамилии — тех исчезающих семей, следы которых должны были кануть в безвестность вместе с их портретами.

Роз спасала не только произведения искусства — она спасала свидетельства принадлежности. И делала это в одиночку. Без оркестра, без армейской поддержки, без приза на «Оскаре». Только блокнот, обостренное чувство справедливости и упорство.
Книга Мишель Янг — попытка выровнять крен в некоем нарративе: ведь слишком долго американская история спасения искусства преподносилась исключительно как мужская эпопея. Отряды офицеров‑любителей, джентльмены в фуражках и с дипломами из Йеля, зашедшие в шахты в Альпах… Все они, безусловно, герои. Но без Роз Валлан они просто не знали бы, что искать.
Лори Шапиро отмечает: то, что делает «Арт‑шпионку» по‑настоящему важной книгой, — это контекст. Янг описывает Валлан как женщину в мире, который устроен без нее и против нее. Как человека, оказавшегося на пересечении разных культурных фронтов: французской национальной гордости, немецкого вандализма и еврейской трагедии. И все это — через картины.
После войны Валлан помогала возвращать искусство, работая в комиссии по реституции. Но была ли она по‑настоящему признана? Разве что в профессиональных кругах. Автор делает вывод, что для широкой публики она оставалась теневой фигурой потому, что была женщиной, и потому, что не стремилась к славе. Но может, и потому еще, что ее главный вклад — напоминание о том, что было украдено у евреев, — слишком часто игнорировался.
«Роз Валлан возвращает не только картины, но и саму себя», — говорит своей книгой Мишель Янг. А Лори Шапиро добавляет: она возвращает голос женщине, которую история попыталась уместить в сносках. С этим голосом возвращаются имена на рамах, лица на портретах и история, которую нельзя вычеркивать.

Наследник коллекционера-еврея требует от Германии реституции произведений искусства

Новая документальная лента «Добыча» заставляет мир искусства задуматься о проблеме реституции
