Музей

Трудный и мучительный роман Леонарда Бернстайна с Веной

Лайам Хоур 7 ноября 2018
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Леонард Бернстайн любил «ваниллекипферл». Это ванильное печенье бывает в Рождество в каждом австрийском доме, и музыкант впервые попробовал хрустящие, полные аромата ванили ореховые полумесяцы, обсыпанные сахарной пудрой, в доме Ренаты Вундерер, которая не пропускала ни одного концерта Венского филармонического оркестра, когда туда приезжал Бернстайн. Композитору так понравилось печенье, что он не только попытался написать о нем стихотворение, причем по‑немецки, но и требовал, чтобы ему подавали «ваниллекипферл» не только в австрийской столице, но и по всему миру, когда он путешествовал вместе с жемчужиной австрийской музыкальной короны.

Символическая коробочка ванильных полумесяцев лежит на огромном столе в форме рояля в самом центре великолепной новой выставки, открывшейся в Венском еврейском музее, — «Леонард Бернстайн: нью‑йоркец в Вене». Эпизод с хрустящим сахарным печеньем, окруженный радостными фотографиями, придает отношениям Бернстайна с городом неприятную слащавость. Сама же выставка показывает, что роман композитора с Веной был скорее трудным, напряженным и наполненным определенной двусмысленностью, связанной с пребыванием еврея в Австрии после Второй мировой войны.

Поначалу Бернстайн очень не хотел ехать в Вену. Когда в 1947 году этого дирижера, композитора и учителя впервые пригласили в город дирижировать местным филармоническим оркестром, он уже занимал пост музыкального директора Нью‑Йоркского городского симфонического оркестра. Немедленно возник конфликт. «Они хотят Баха, Моцарта и Шумана, а это идиотизм, — писал Бернстайн в мае 1947 года своему секретарю Хелен Коутс. — Кроме того, говорят, что оркестр все еще на 60 процентов состоит из нацистов». Сердце его было тогда в Палестине, где начиналось сотрудничество с Израильским филармоническим оркестром, продлившееся в итоге всю жизнь.

В конце концов, потребовался очень большой финансовый стимул, чтобы заставить Бернстайна ехать в Вену. «Столько денег дирижеру никто не платит», — удивлялся он предложенному контракту на исполнение оперы Верди «Фальстаф» в Венской государственной опере в 1966‑м. «Я не знаю, полюблю ли когда‑нибудь Вену», — писал он в том же году жене Фелиции. Его подозрения по поводу бывших нацистов были справедливы. В 1967 году известный охотник за нацистами Симон Визенталь сообщил Бернстайну, что Гельмут Вобиш, директор Венского филармонического оркестра, был членом нацистской службы безопасности. (Бернстайн игриво называл Вобиша «мой дражайший нацист».)

Леонард Бернстайн на крыше отеля «Захер». Вена

С одной стороны, Бернстайн явно по уши влюбился в этот город: его оркестр, его культурную атмосферу, его Gemütlichkeit Gemütlichkeit (нем.) — уют.  — и его ванильное печенье. Как свидетельствуют обложки пластинок, его сотрудничество с Венским филармоническим оркестром оказалось плодотворным. «Мы оторвались от земли и полетели, — рассказывал он о первом представлении “Фальстафа”. — После третьего такта никто не угнался бы за нами, и мы знали, что это любовь на всю жизнь». Он заинтересовался австрийской политической жизнью, сблизился с Социалистической партией, а его отношения с венской аудиторией стали «величайшей историей любви с публикой, какую я когда‑либо переживал, — рассказывал он Коутс. — Странно, не правда ли?»

Странно, потому что в то же время Бернстайн прекрасно осознавал темное прошлое Австрии. «Я в полном восторге от Вены, — писал он родителям в 1966 году, — насколько это возможно для еврея». На фотографиях видно, что на репетиции дирижер надевал традиционный австрийский узкий пиджак, в котором он видел «лекарство против немецкого национализма». От звука толпы, кричащей по‑немецки, по его словам, «кровь стыла в жилах». При этом он сыграл определенную роль в реабилитации Вены. В другом письме родителям он признавал, что публика обожает его: «Охватившее Вену “увлечение Бернстайном” возымело довольно причудливый эффект; внезапно стало модно быть евреем».

Последний концерт с Венским филармоническим оркестром Бернстайн провел в «Карнеги‑холле» в марте 1990‑го, в октябре того же года он скончался.

Выставка «Леонард Бернстайн: нью‑йоркец в Вене» размещается в двух залах с двух сторон портика, и на первый взгляд две части экспозиции не имеют друг с другом ничего общего: с одной стороны, Бернстайн в Вене, а с другой — Бернстайн как американец, ренессансный человек, еврей. Но на самом деле это противостояние отражает напряжение, свойственное отношениям музыканта с австрийской столицей. При всей своей любви к Малеру и Бетховену, к филармоническому оркестру и ванильным полумесяцам, Бернстайн жил сегодняшним днем и болезненно чувствовал происходящее. Как бы Бернстайн ни любил Вену, он до мозга костей оставался американским евреем.

Выставка «Леонард Бернстайн: нью‑йоркец в Вене» проходит в Венском еврейском музее до 28 апреля 2019 года.

Оригинальная публикация: Leonard Bernstein’s Tense, Torn Love Affair With Vienna

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Бернстайн зазвучит в Москве

К 100-летию легендарного композитора Леонарда Бернстайна в Большом зале Московской консерватории состоится единственный показ киноверсии бродвейского мюзикла «Вестсайдская история». Киноконцерт пройдет 16 ноября в сопровождении симфонического оркестра «Русская Филармония» под управлением голландского дирижера Эрнста Ван Тила.

The Times of Israel: Бернстайн и Израиль: выставка к столетию дирижера

В ноябре 1948 года, в разгар Войны за независимость, Леонард Бернстайн приехал в Израиль и сыграл серию концертов с Израильским филармоническим оркестром. Бернстайн заворожил жителей молодого государства — а они его.