Клуб

«Ребе сказал мне: «Твоя задача — создание еврейских семей и распространение еврейских источников»

Беседу с Мирьям Портной ведет Семен Чарный 13 августа 2019
Поделиться

Мы продолжаем рассказывать о людях, которые живут еврейской жизнью и нашли себя в бизнесе. О том, как превратить шидух в бизнес‑проект и с его помощью приближать людей к своим корням, рассказывает Мирьям Портной, руководитель проектов Jfamily и «Академия шадханим», психолог, коуч и прежде всего шадханит, получившая благословение на свою работу от Любавичского Ребе.

СЕМЕН ЧАРНЫЙ → Как вы входили в этот бизнес, с чего начинался ваш путь?


МИРЬЯМ ПОРТНОЙ ← С шидухом я впервые столкнулась в Москве, в 1980 году. Я тогда училась недалеко от Хоральной синагоги, и мне все время хотелось туда зайти. Однажды захожу, мне говорят: «Девушка, поднимитесь на второй этаж». Я поднимаюсь и вижу: сидят еврейские бабушки. Одна подходит: «Девушка, вы еврейка?» — «Да». — «У меня есть внук, давайте я вас познакомлю. Хочу сделать шидух». Я от нее отлетела как пробка. Я что, сумасшедшая или какая‑то несчастная, что мне предлагают подобное?! Разве я сама не могу познакомиться с кем хочу?.. Все это подумала я тогда. Ко мне подбежала и другая бабушка: «Не слушай ее, вот у меня есть молодой человек!..» В общем, я в ужасе скатилась с лестницы с мыслями о том, что это ужас, средневековье какое‑то. 

В следующий раз я столкнулась с шидухом спустя четыре года, когда была уже соблюдающей еврейкой. Тогда меня это не испугало, но мужчина с бородой и в шляпе все‑таки не привлек. А мне предложили именно такого. Конечно, я не согласилась. Через пару месяцев ко мне подошел другой человек — и предложил ту же кандидатуру. И вновь я отказалась! Но когда мне предложили его в третий раз, я подумала, что это, вероятно, не случайно. Мы начали встречаться, и через какое‑то время я вышла замуж за этого человека. А в 1985 году мы уже жили в Израиле.

В 1988 году на осенние праздники мы поехали к Ребе. Конечно, в Суккот пошли на традиционную «раздачу долларов» Ребе. В тот Суккот он раздавал дважды. Сначала я, как все, отстояла очередь, получила доллар и свои благословения и пошла к выходу. Но тут меня догнали: «Погоди, Ребе хочет с тобой поговорить». Я возвращаюсь, и Ребе говорит мне: «Твоя задача — создание еврейских семей и распространение еврейских источников».

 

Я, как человек соблюдающий, но не особо осознававший величие Ребе, продолжила вести прежнюю жизнь: старалась быть хорошей еврейской мамой, воспитывающей детей (их у меня девять) в еврейском духе. Но и «мивцоим» как‑то сами собой вошли в мою жизнь: я возила подарки солдатам, ездила в Гуш‑Катиф. Параллельно училась на психотерапевта, коуча. При этом в душе все‑таки не было ощущения, что я на своем месте. Время от времени я делала шидух кому‑то из друзей или родственников — даже маму и сестру выдала замуж. Но это не было смыслом моей жизни. Много лет спустя я рассказала о словах Ребе своему второму мужу. Он отреагировал категорично: «Ребе дал тебе указание, чем заниматься, а ты этого не делаешь. Надо делать!».

Ну уж если муж сказал «надо» — значит, надо. Я постепенно начала работать на Shiduch.org. И вот, спустя несколько лет, звонит мне человек по имени Леви Друц из еврейской организации «Яхад» и говорит, что ищет шадханит на поездку студенческого проекта «Eurostars» в Париж. Я поехала. Потом наступила пауза длиной в год. Это было время, данное мне для понимания, готова ли я посвятить этому делу все свое время и силы. Через год вновь звонит Леви Друц и говорит, что надо срочно ехать. После второй поездки я уже заключила годовой контракт с «Яхад», включавший поездки в Россию и чтение лекций о том, что такое шидух, а также раз в год поездки с «Eurostars». Но в какой‑то момент я поняла, что по затратам сил и энергии получается не вполне результативно. Поэтому, проработав четыре года, осенью 2018 года я ушла из «Яхад» и начала выстраивать собственные программы.

Первой из них стали шабатоны — встречи русскоязычной молодежи из разных стран мира, продолжительностью 3–5 дней, которые оплачивают спонсоры (в ряде случаев — те люди, которым раньше я помогла подобрать пару). В нынешнем августе пройдет уже девятый шабатон — в Одессе. На них я учу, как правильно построить семью, как понять, кто и чего хочет от отношений. Второй мой проект — «Академия шадханим»: помимо меня, здесь преподают Даниэль Ленау, раввин киевской общины «Махон Симха», и Шмарияу Трейгер, раввин, психолог‑консультант по семейным отношениям. Мы готовим новых шадханим для русскоязычных общин, поскольку с ростом числа соблюдающих русскоязычных евреев выросла и потребность в шадханим, знающих и понимающих, как совместить требования Алахи и современности. Мой, как шадханит, личный счет: 72 брака за семь лет. Среди них есть семьи с 3–4 детьми. Есть те, кто приезжает ко мне на шабат и предлагает помощь с моими программами. Конечно, было пара разводов: во‑первых, есть вещи, которые нельзя узнать заранее (вплоть до скрываемых психических заболеваний), а во‑вторых, шадхан может помочь человеку найти свою вторую половину, может дать советы, как жить, но не может постоянно звонить и говорить: так себя веди, а так себя не веди. Взрослые люди должны все же самостоятельно принимать решения — иногда, увы, неверные. А иногда — уклонение от решения само по себе наихудшее решение. Правильным выбором супруга или супруги от всего защититься нельзя.

Наконец, мой третий проект возник из понимания того, что мы живем в таком мире, где человеку проще обратиться к интернету, чем получить помощь оффлайн в Екатеринбурге или Биробиджане. Появилась идея интернет‑проекта, который будет включать возможность выбора второй половины, возможность задать вопросы, получить необходимую информацию. Так в январе 2019 года родился проект Jfamily, дающий возможность создать еврейский дом каждому еврею и еврейке в любой точке мира. Интерфейс проекта создал программист Александр Созовский: сам соблюдающий еврей, он хорошо понял мою идею о том, что может заинтересовать соблюдающего еврея. На сайте проекта есть чат, где можно найти подходящего кандидата и начать работать над построением своей семьи с помощью шадханим, психологов и консультантов. Это не просто флирт или переписка неизвестно с кем, а точные верифицированные данные, прошедшие проверку нашей системы. Благодаря тому что это интернет‑проект, он охватывает буквально весь мир. Недавно мы провели реновацию сайта, сделали его более удобным для пользования, наняв для этого команду израильских программистов.

СЧ → Как складывался ваш собственный путь в еврейство?


МП ← Изначально я не предполагала, что пойду по этому пути. Я родилась в Москве, в совершенно нерелигиозной семье (хотя были бабушки, говорившие на идише, и было даже дальнее родство с тульчинским цадиком). Я росла как человек, который не хочет быть евреем. Мне было некомфортно и даже неудобно из‑за своего происхождения. Но через несколько месяцев после того моего примечательного визита в Хоральную синагогу, который я описала в начале разговора, я вновь оказалась в том же месте, но не внутри, а снаружи — на так называемой Горке, единственном месте в Москве, где евреи могли относительно свободно общаться и отмечать праздники (тогда была Симхат Тора). Постепенно я втянулась, начала общаться, ездила на концерты еврейского театра, в Овражки — на конкурс еврейской самодеятельной песни. Переходя из компании в компанию, я нашла ту, что максимально отвечала моим душевным потребностям. Ездила летом на знаменитую дачу Ильи Эссаса в Прибалтике, где еврейская молодежь приближалась к соблюдению заповедей. Постепенно я начала соблюдать. В 1984 году была моя свадьба. Хупу мне ставили гиганты того поколения — реб Аврум Миллер, реб Гейче Виленский и реб Липа. В самый разгар свадьбы, когда собралось свыше ста человек, к нам в квартиру вдруг начала ломиться милиция — под окнами стояли «воронки», гости в панике. Надо понимать, что это было за время. Тогда запрещено было собираться вместе, нельзя было жить еврейской жизнью. Все это было подсудно и по‑настоящему опасно. А у нас дома хупа и иностранцы!.. Но тут вдруг случается настоящее чудо. Я открываю дверь в подвенечном платье и объясняю милиционерам, что у нас тут свадьба, а много народу — потому что у евреев большие семьи. В ответ на что они… желают мне счастья, разворачиваются и уезжают.

 

В 1985 году нас выпустили в Израиль, что тоже было чудом. Никто ведь тогда еще не ехал, а мы даже не были в «подаче». Я была в отказе — но не с мужем, а с моей семьей. Мы сделали алию, и муж начал учиться сразу в двух ешивах, «литовской» и хабадской. И вот как‑то пригласили мужа к раввину Шаху, тот стал расспрашивать его о жизни. Муж и скажи, что по вечерам ходит в хабадскую ешиву. Раввин Шах раскричался: в нашу ешиву пробрался хабадский разведчик!.. Муж и говорит: если большой рав так сказал, то теперь мы — хабадники. С тех пор это стало путем нашей жизни.

СЧ → Ваша цель — соединять людей. А насколько ваши действия приближают к еврейству тех, кто так или иначе был далек от него?


МП ← То, что я делаю, выполняя поручение Ребе, помогает людям приблизиться к своим еврейским корням. На «Eurostars», например, были люди, которые ходили на программу, но жили с подружками‑нееврейками. После бесед со мной многие из них перестали так делать. Те нерелигиозные евреи, кто воспользовался моими услугами как шадханит, тоже постепенно стали ближе к еврейству, стали приходить в синагогу по праздникам и на шабат. Мои беседы и онлайн‑лекции — это то «распространение еврейских источников», о котором говорил Ребе.

И как проекция того, что с нами порой случается в жизни: теперь я сама занимаюсь шидухами, как те бабушки, которые встретились мне много лет назад в Хоральной синагоге. И прошу помощи для других людей. Жизнь — это бумеранг. И все встречи неспроста. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Майсы от Абраши

Как я изменился за время отсидки? Стал чуть менее социальным, часто предпочитая молиться в одиночку и наизусть, а не в синагоге и по сидуру. Хотя и с друзьями по‑прежнему общался. И главное: люди теперь для меня делились на тех, на чье слово можно положиться, а таких очень немного, и тех, на чье слово положиться нельзя, — балаболов...