Reuters: Раздраженные аннексией: битва внутри ЕС за Израиль
За два месяца до того, как 28 января Дональд Трамп обнародовал свой мирный план по Ближнему Востоку, министр иностранных дел Люксембурга был уверен, что президент США порвет с Европейским союзом и признает суверенитет Израиля над еврейскими поселениями на оккупированном Западном берегу.
1 декабря 2019 года Жан Ассельборн написал своим коллегам из ЕС, предупреждая о том, что долгосрочное решение о создании двух государств для Израиля и палестинцев «демонтируется по частям, день за днем» (письмо оказалось в распоряжении Reuters).
В послании этом, которое можно назвать «решительным шагом» для Люксембурга с населением 626000 человек, являющегося при этом членом‑основателем Европейского Союза, Ассельборн призвал весь блок «говорить сильным и единым голосом» и защитить мир, «где господствует правопорядок, а не право сильнейших».
Очень спорный план Трампа предлагает признание США израильских поселений, разбросанных по всему Западному берегу, и израильского суверенитета над долиной реки Иордан — территорией, захваченной в ходе ближневосточной войны 1967 года и требуемой палестинцами в состав своего будущего государства. Премьер‑министр Израиля Беньямин Нетаньяху назначил 1 июля датой начала процесса аннексии.
Совет Безопасности Организации Объединенных Наций заявил, что поселения нарушают четвертую Женевскую конвенцию, которая была ратифицирована 192 государствами и предусматривает, что страна не может «депортировать или перемещать часть своего гражданского населения на территорию, которую оккупирует». Израиль оспаривает это, ссылаясь на библейские, исторические и политические связи с этой территорией.
Трамп перечеркнул десятилетия дипломатии под руководством США, поддержав израильскую аннексию и заявив в Белом доме, что его план «создает путь к процветанию, безопасности и достоинству для всех участников». Чиновники Европейского Союза опасаются, что односторонний шаг Израиля подорвет годы миротворческих усилий.
«Перспектива жизнеспособного решения с двумя государствами — единственный путь к миру», — заявил Reuters Свен Кюн фон Бургсдорф, представитель ЕС на Западном берегу и в Газе.
Тем не менее, расследование Reuters, основанное на внутренних документах и интервью с более чем двумя дюжинами дипломатов и официальных лиц, показывает: у ЕС нет четкой стратегии ни в отношении того, как остановить план Израиля, ни в отношении того, как разумно ответить, если аннексия будет продолжена.
Если раньше Европейский союз единодушно высказывался о мире на Ближнем Востоке, когда более крупные страны, такие как Франция и Великобритания, могли доминировать в дискуссиях, то в течение последнего десятилетия такое единство оказалось трудно поддерживать, так как меньшие страны стали более напористыми, а Израиль успешно установил прочные связи с новыми государствами‑членами блока, заявили дипломаты ЕС.
Офис премьер‑министра Беньямина Нетаньяху отклонил просьбы о комментариях относительно усилий по обеспечению европейской поддержки аннексии. Израильский чиновник, знакомый с этой проблемой, сказал, что Европа и Израиль имеют много партнерств в различных областях и важно не подрывать их. «По нашему мнению, партнеры не должны угрожать друг другу или говорить через голову друг друга», — отметил чиновник.
Высокопоставленный дипломат ЕС, который отказался назвать свое имя из‑за щекотливости этого вопроса, признал, что блок почти наверняка не сможет достичь единодушия, необходимого для совместных действий, если аннексия состоится.
«Если ЕС попытается получить общую позицию по этому вопросу, это будет ад», — заявил дипломат.
Чувство вины
С приближением возможной аннексии группа по меньшей мере из восьми небольших государств ЕС во главе с Люксембургом пытается остановить Нетаньяху, считая себя «совестью Европы» и подчеркивая необходимость отстаивать международное право отчасти потому, что сам блок связан законами.
По словам дипломатов ЕС, на стороне Люксембурга выступают Бельгия, Ирландия, Португалия, Словения, Швеция, Мальта и Финляндия.
Хотя большинство из них являются «дипломатической мелочью», они имеют равное право голоса в основанных на консенсусе советах ЕС по принятию решений. В ближневосточной политике они ощущают «вес истории» намного меньше, чем самая могущественная страна Европы, Германия, которая все еще несет бремя вины за нацистские преступления Второй мировой войны.
Против Люксембурга и его союзников выступают такие страны, как Венгрия, Чешская Республика, Словакия, Австрия, Греция, Латвия, Кипр и Польша, которые в той или иной степени проявили готовность защищать интересы Израиля, говорится в телеграммах и протоколах встреч, подробно описывающих дипломатические дискуссии между 27 правительствами ЕС в Брюсселе.
В протоколах заседаний ЕС, проведенных 6 и 13 мая, когда послы стран ЕС обсуждали призыв Ассельборна, подчеркивается раскол между позициями стран ЕС.
«Никаких односторонних шагов», — заявил чешский посол на встрече 13 мая, исключив перспективу принятия ЕС карательных мер в случае, если Израиль продолжит аннексию. Затем Венгрия заблокировала любые попытки составить совместное заявление о встрече министров иностранных дел ЕС 15 мая.
По словам четырех дипломатов из ЕС, из более крупных государств Франция, с наибольшим еврейским и арабским населением в Европе, а также Испания в значительной мере солидарны с Люксембургом, но они занимают более умеренную позицию в дискуссиях. Обе страны публично высказались против аннексии, но не сказали, как они будут реагировать.
Дания и Нидерланды, вместе с Германией и Италией, занимают промежуточную позицию, время от времени критикуя Израиль, не будучи при этом явно пропалестинскими. Один высокопоставленный дипломат ЕС заявил, что Берлин против аннексии и если Израиль продолжит реализацию своего плана, это будет иметь «цену». Тем не менее, дипломат заявил, что экономические санкции ЕС слишком чувствительны, чтобы Берлин их рассматривал. «Германия не будет настаивать на этом», — заключил он.
71‑летний Ассельборн, занимающий пост министра иностранных дел Люксембурга с 2004 года, заявил, что проблема аннексии выходит за рамки Ближнего Востока.
«Мы не можем разрезать международное право на куски. Есть принципы, которые необходимо соблюдать», — заявил он Reuters в телефонном интервью.
«Вы говорите с люксембуржцем. Я могу сказать вам: наша страна — маленькая страна, но мы были дважды оккупированы в XX веке. Без уважения к международному праву нас бы не было», — подчеркнул он.
Рычаги влияния
Европейский союз является крупнейшим торговым партнером Израиля, почти треть израильского экспорта идет в страны ЕС. По словам дипломата ЕС, Бельгия входит в число стран, которые считают, что ЕС может использовать этот рычаг. Бельгия попросила Европейскую комиссию, исполнительную власть ЕС, составить список возможных карательных мер в отношении Израиля, в том числе в сфере торговли.
По словам дипломатов ЕС, среди возможных мер противодействия, обсуждаемых в частном порядке в Брюсселе, — приостановление действия привилегированного торгового соглашения Израиля с ЕС, запрет на импорт из поселений и исключение Израиля из программ научных исследований и обмена студентами.
В своем декабрьском письме министрам ЕС Ассельборн предложил странам рассмотреть вопрос об одностороннем признании палестинского государства — то, что на сегодня сделала только Швеция.
Глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррелль заявил в феврале, что «аннексия, в случае ее реализации, не пройдет бесследно». Однако отсутствие консенсуса означает: он не смог четко сформулировать, что может содержать в себе любой подобный вызов.
В отличие от нынешней ситуации, в 2014 году ЕС быстро согласился ввести серьезные экономические санкции в отношении финансового, энергетического и оборонного секторов России, когда Москва захватила черноморский полуостров Крым у Украины — территорию, которой Россия владеет до сих пор.
«У больших стран не было проблем с применением контрмер против России в связи с аннексией Крыма, так почему же они не могут сделать это в отношении Израиля? Нам нужна согласованность», — заявил Reuters Симон Моутквин, бельгийский депутат парламента от Партии зеленых.
Дипломаты, официальные лица и эксперты ЕС указывают на сильное произраильское лобби в Брюсселе, причем по крайней мере 10 лоббистских групп открыли офисы в городе за последние 17 лет, в течение которых Израиль стремился укрепить свой международный престиж после второй палестинской интифады и трех войн в Газе. Собственные дипломаты Израиля также рассматриваются как чрезвычайно эффективные лоббисты.
«Израильтяне очень активны в Брюсселе», — говорит член Европарламента Антонио Лопес‑Итуриз Уайт, испанец, который возглавляет делегацию Ассамблеи в Израиле.
Возможно, наиболее значимые отношения, которые Израиль установил за последнее десятилетие, связаны с националистическим премьер‑министром Венгрии Виктором Орбаном, считают дипломаты ЕС. Благодаря Венгрии улучшились связи Израиля с Вышеградской группой — альянсом, объединяющим Венгрию, Чешскую Республику, Словакию и Польшу и имеющим собственный вес в ЕС.
По словам дипломатов ЕС, в Орбане Нетаньяху нашел союзника, готового блокировать заявления или действия, критикующие Израиль, даже под сильным давлением со стороны других европейских столиц. Отчасти благодаря его тактике блокирования, ЕС с 2016 года не смог согласовать юридически обязательную позицию по ближневосточному мирному процессу.
«Венгрия <…> будет продолжать выступать против одностороннего и несправедливого международного политического наступления на Израиль», — написал 10 июня в фейсбуке министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, когда министр иностранных дел Германии вылетел на переговоры в Иерусалим, чтобы предостеречь Израиль от аннексии.
Оригинальная публикация: Vexed by annexation: The battle inside the EU over Israel